Участники викторины: двое ведущих, жюри в составе трех человек и две команды по пятнадцать человек от восьмых или девятых классов.
Ход мероприятия
1-й ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2-й ведущий: Мы рады приветствовать Вас сегодня на нашей химической викторине. Госпожа удача даётся в руки, увы, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, находить и никогда не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 10-х классов. Ура им и громкие аплодисменты!
Участники игры занимают свои места.
Представление жюри и команд.
Конкурс-разминка «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ...»
Ведущие по очереди задают командам вопросы. Команды за определённый промежуток времени должны дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. |
- Газообразная природная смесь (воздух)
- Процесс распада электролита на ионы (диссоциация)
- Газ, образующийся во время грозы (озон)
- То, из чего состоит тело (вещество)
- Положительная частица ядра (протон)
- Самое твердое природное вещество (алмаз)
- Газ, выделяемый растениями на свету (кислород)
- Химическое явление (по-другому) (реакция)
- Какую водку не станет пить пьяница (царскую)
- Водный раствор хлороводорода (соляная кислота)
- Простейший стеклянный химический сосуд (пробирка)
- Реакция, сопровождаемая светом и теплом (горение)
- Родина фарфора (Китай)
- Жидкий металл (ртуть)
- Жидкий неметалл (бром)
- От какого дождя гибнут растения (кислотного)
- Очень быстрая химическая реакция (взрыв)
- Окисление железа (по-другому) (ржавление)
- Химический нагревательный прибор (спиртовка)
Жюри подводит итоги и объявляет результаты первого конкурса.
1-й ведущий: сейчас мы покажем вам рождение новой звезды в лаборатории!
Химический опыт №1 «РЕАКЦИЯ ГОРЕНИЯ»
Задание: написать уравнение данной реакции и назвать отличительную особенность реакций горения (выделение тепла и света; экзотермические реакции) (по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос).
Оборудование и реактивы: магниевая лента, спички, спиртовка, щипцы на длинной ручке.
Уравнение и условия проведения реакции: 2Mg + O2 = 2MgO (сгорание на воздухе).
Проведение опыта: зажечь спиртовку от зажжённой спички. Взять в щипцы ленту магния и внести её в пламя спиртовки. После того, как магний загорится, вынести его из пламени – процесс горения будет продолжаться (так как реакция является экзотермической).
2-й ведущий: продолжаем нашу викторину!
1-й ведущий: объявляется конкурс «Угадай-ка»
Конкурс «УГАДАЙ-КА»
Ведущие по очереди задают командам вопросы. Команды за определённый промежуток времени должны дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. |
Какой(-ие) элемент(-ы)...:
- …всегда радуются? (радий, радон)
- …утверждает, что он – это не он? (неон)
- …назван в честь Франции? (франций)
- …назван в честь Польши? (полоний)
- …назван в честь России? (рутений)
- …открыт впервые на Солнце? (гелий)
- …названы в честь учёных? (кюрий, менделевий, нобелий, резерфордий и т. д.)
- …названы в честь планет? (уран, нептуний, плутоний)
- …открыт в одном из городов Московской области и назван в честь него? (дубний)
В названии какого элемента заключено название…:
- …двух животных? (мышьяк)
- …волшебника? (магний)
- …увеселительного заведения? (цирконий)
- …настольной игры? (золото)
- …напитка пиратов? (хром, бром)
- …американского штата? (калифорний)
- …человеческой кости? (серебро)
- …цифры 3? (натрий, иттрий)
- …хвойного дерева? (никель)
Жюри подводит итоги и объявляет результаты второго конкурса.
2-й ведущий: что-то мне пить хочется. У тебя сока какого-нибудь не найдётся?
1-й ведущий: сейчас сделаем…
Химический опыт №2 «РЕАКЦИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ»
Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение (по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос).
Оборудование и реактивы: 10%-ные водные растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, фенолфталеин, пробирки.
Уравнение и условия проведения реакции: NaOH + фенолфталеин → появление малинового окрашивания; NaOH + HCl = NaCl + H2O (исчезновение малинового окрашивания).
Проведение опыта: в пробирку налить 10%-ный водный раствор гидроксида натрия, добавить фенолфталеин до появления яркой малиновой окраски раствора.
2-й ведущий: что-то мне уже не хочется сока. Минеральной воды у тебя не найдется?
1-й ведущий: сейчас посмотрим, чем тебе можно помочь.
Добавить раствор соляной кислоты до полного исчезновения окраски.
Конкурс «САМЫЕ-САМЫЕ»
Ведущие по очереди задают командам вопросы. Команды за определённый промежуток времени должны дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. |
Назовите элемент…:
- …самый распространённый на Земле (кислород)
- …самый распространённый в земной атмосфере (азот)
- …самый распространённый в космосе (водород)
- …самый редкий из содержащихся в земной коре (астат)
- …имеющий наибольшее количество аллотропных модификаций (плутоний)
- …входящий в наибольшее число разнообразных соединений (углерод)
Назовите:
- самый лёгкий газ (водород)
- самый тяжёлый газ (радон)
- самый лёгкий металл (литий)
- самый тяжёлый металл (иридий, осмий)
Жюри подводит итоги и объявляет результаты третьего конкурса.
2-й ведущий: ну что ж, перейдём к следующему опыту.
1-й ведущий: да, тем более, что он очень интересен и носит интригующее название… Какое? Сами поймёте в ходе опыта!
Химический опыт №3 «ИСКУССТВЕННАЯ КРОВЬ»
Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение (по 2 балла за правильный ответ на каждый вопрос).
Оборудование и реактивы: водные растворы хлорида железа(III) и роданида калия (или аммония), вата, тупой нож.
Уравнение и условия проведения реакции: FeCl3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl
Проведение опыта: намочить одну ватку раствором хлорида железа (III) и протереть ей руку одного из ведущих. Другую ватку намочить раствором роданида калия и протереть ей лезвие ножа. Провести ножом по руке ведущего – появится так называемая «искусственная кровь»
2-й ведущий: как вы уже, наверное, догадались, имя этому опыту – «искусственная кровь»!
1-й ведущий: а теперь самое время немного пораскинуть мозгами и перейти к не менее интересному, но гораздо более сложному конкурсу «Химические размышлизмы»!
Конкурс «ХИМИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛИЗМЫ»
Ведущие по очереди задают командам вопросы. Команда, которая первой правильно ответит на поставленный вопрос, получает 2 балла. |
- Известно, что Д.И. Менделеев очень любил своих детей. А сколько их было? (шесть)
- Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)
- Какой металл часто используют юные пиротехники? (магний)
- Какой неметалл помог открыть учёному кот? (йод)
1-й ведущий:
У Куртуа был любимый кот,
Он помог ему открыть йод.
Когда хозяин питался,
Кот на плече располагался.
Однажды обед
В лаборатории происходил,
Кот с плеча спрыгнул,
Две бутылки сбил.
В одной зола водорослей
В спирте была,
В другой – концентрированная
Серная кислота.
Бутылки, естественно, разбились,
Жидкости, конечно, соединились,
С пола сине-фиолетовый дым поднимался,
В виде чёрно-фиолетовых кристаллов осаждался.
Так новое вещество Куртуа узнал,
Позже Гей-Люссак его йодом назвал.
- Какое отношение имеет русский поэт А.А. Блок к Д.И. Менделееву? (зять)
Жюри подводит итоги и объявляет результаты пятого конкурса.
2-й ведущий: а сейчас – один из красивейших химических опытов – «Вулкан»!
Химический опыт №4 «ВУЛКАН»
Задание: перечислить признаки данной химической реакции (изменение цвета вещества, выделение газа, выделение теплоты), написать её уравнение (по 2 балла за правильный ответ на каждый вопрос).
Оборудование и реактивы: дихромат (бихромат) аммония (NH4)2Cr2O7 (кристаллы оранжевого цвета), лучинки, спички, фильтровальная бумага (большой лист), асбест или стеклоткань.
Уравнение и условия проведения реакции: (NH4)2Cr2O7 = N2↑ + Cr2O3 + 4H2O (t ~ 168°C – 185°C).
Подготовка опыта: для проведения опыта следует приготовить фарфоровую или кварцевую чашку, в которой будет происходить разложение дихромата аммония. Так как фарфоровая чашка будет сильно разогреваться, необходимо поставить её на кусочек асбеста или стеклоткани. Чтобы было легче собрать продукт реакции, следует застелить прилегающую к месту опыта поверхность стола листом фильтровальной бумаги.
Проведение опыта: насыпать в чашку на 2/3 её объема кристаллический дихромат аммония, поджечь спичкой лучинку и внести её в массу кристаллов. Начинается реакция разложения; сначала она идёт медленно, затем всё быстрее и быстрее. Реакция сопровождается выбросом раскалённых докрасна твёрдых частиц оксида хрома(III) (после остывания они имеют зелёный цвет), выделением газообразного азота и паров воды. Процесс идет самопроизвольно, пока не будет израсходован весь исходный реагент – дихромат аммония.
1-й ведущий: Ну вот, дорогие друзья, наша викторина подошла к концу.
2-й ведущий: Просим жюри объявить итоги викторины и команду-победителя.
Жюри оглашает итоги, называет победителя викторины.
Обеим командам вручаются призы.