Интегрированная предметная неделя (литературное чтение + окружающий мир) в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели проведения:

- привлекать внимание учащихся к проблемам окружающей среды;

- пропагандировать бережное и внимательное отношение к природе;

- повышать и поддерживать творческую активность учащихся;

- развивать познавательный интерес и любовь к чтению.

Неделя началась с линейки, где дежурные познакомили учащихся с планом проведения предметной недели в стихотворной форме: “Школа начальная предлагает вашему вниманию предметную неделю по миру и литературному чтению.

Поведают первоклассники-малыши о том,
Как наши кошки и собаки хороши.

Второклассники инсценируют про охрану воды, Что очень важно для окружающей среды.

Учащиеся третьего класса познакомят с экологией, Прочтут стихи о дружбе с природой.

Четвертый класс организует путешествие в сказочный лес, Где будет знакомить с тайной чудес”.

1-й день Линейка. Открытие недели. Внеклассное мероприятие “Лес и человек” (4 класс Бородина Т.Н.).

2-й день Викторина по чтению “В гостях у сказки” (по классам). Конкурс рисунков по теме “Берегите наш общий дом” (по классам).

3-й день Открытое внеклассное мероприятие “Кошки и собаки разных пород” (1 класс Сафьянова Н.И.). Защита индивидуальных проектов “Я – исследователь”.

4-й день Олимпиада “Знатоки природы” для 3–4 классов. Открытие выставки “Природа и сказка – источник творческого вдохновения”.

5-й день Открытый урок-театрализация “Берегите воду” (2 класс Биличенко О.В.). Внеклассное мероприятие “Всемирный День Земли” (3 класс Тарасенко Н.В.). Линейка по итогам проведения недели. Закрытие.

Всем известно, что книга является одним из главных источников информации. Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг?

Поэтому литературному чтению уделяется особое внимание. С этой целью и была проведена викторина-тест по литературному чтению “В гостях у сказки” (в виде презентации) по классам. Ребята выбирали правильные ответы на вопросы: - Кто автор сказки “Огниво?” (Г.Х.Андерсен, П.П.Бажов, Братья Гримм). - Какие сказки являются авторскими? (Колобок, Красная Шапочка, Бременские музыканты, Зимовье зверей, Три толстяка, Гуси-лебеди).

- Кто автор сказки “Кот в сапогах”? (Ю.Алеша, Ш.Перро, Л.Лагин). - В кого превращался князь Гвидон из сказки А.С.Пушкина? (В паука, в осу, в шмеля, в комара, в лягушку, в муху). - Где жил Карлсон? (На балконе, на крыше, на чердаке). - Какие сказки написал А.С.Пушкин? (“Сказка о золотом петушке”, “Сказка о потерянном времени”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о глупом мышонке”, “Сказка о золотой рыбке”, “Дядя степа”). Объявление победителей

Мы – люди и не мыслим себя без окружения природой. Она в центре внимания всего человечества. Мы должны не только восхищаться ею, но изучать, беречь, охранять ее. Вопросы изучения и сохранения окружающей среды выходят на первый план – без этого невозможна жизнь Человека.

Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса, и Землю.
И их помощником я буду век за веком,
Лишь оттого, что я родился человеком.

Для обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему, учителя провели много мероприятий по окружающему миру, в первую очередь олимпиаду “Знатоки природы”.

Задания олимпиады для 3–4 классов

1. Прочитай рассказ и подчеркни ошибки. Зимой в лесу.

Красиво зимой в лесу. Свежо и морозно. Высоко в небе ярко светит солнце. Деревья одели пушистые белые шубы. Где-то в глубине леса закуковала кукушка, бесшумно пролетела летучая мышь, раздался стук дятла. В кустах мелькнул огненный хвост лисицы. Она в поисках пищи: глубоко под снегом мышиной норки. Занятая мышкованием лиса не замечает зайца, который совсем рядом обгладывает кору молодой ёлочки. Тихо кругом. Только слышно стрекотание вороны. Она сообщает всем о приближении человека.

2. Подчеркни правильно составленную цепь питания.

А) растительный опад – дождевые черви – лисицы – кроты;
Б) дождевые черви – растительный опад – кроты – лисицы;
В) растительный опад – кроты – дождевые черви – лисицы;
Г) растительный опад – дождевые червм – кроты – лисицы.

3. Собери из букв как можно больше названий животных (буквы можно использовать только 1 раз в слове): И В Р Е О Ы Н Л С К Ь Т А.

4. Ответь на вопросы.

А) Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? Зверя?
Б) Что значит “волка ноги кормят”?
В) Сколько ног у паука?
Г) Какие жуки носят название того месяца, в котором они родились?
Д) Какое растение называют водяной красавицей?

5. Соедини линиями.

Сохранение леса по берегам реки Защита почвы от разрушения
Создание лесных полос Пожар в лесу
Нарушение правил разведения костра в лесу Защита лесов от вырубки
Сбор макулатуры Защита реки от обмеления

6. Запиши названия деревьев (не менее трёх в каждую группу), которые растут.

В лиственных лесах_______
В хвойных лесах______

7. Прочти телеграмму, запиши её текст. Ответь на вопрос “Зачем?”

8. Поставь в клетках буквы так, включая букву “Н”, чтобы можно было прочитать названия деревьев.

9. Прочитай, запиши и объясни смысл.

Объявление победителей.

А затем прошли открытые мероприятия по классам:

а) внеклассное мероприятие “Лес и человек” (4 класс).

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы хозяева - нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Такими словами начала классный час классный руководитель 4 класса Бородина Т.Н. В ходе мероприятия дети читали стихотворения С.Никулиной “Русский Лес”, Н.Некрасова “Плакала Саша, как лес вырубали…”, В.Шефнера “Лесной пожар”. Дети наглядно представили проблемы леса по материалам презентации. На основе рассказа Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой” выяснили, что зависит от каждого из них.

б) внеклассное мероприятие “Всемирный День Земли” (3 класс).

Праздник начался с историей возникновения Дня Земли. Учащиеся проследили изменения облика Земли. Обсуждение экологических ситуаций, игры, поэтическая страничка, танцы – все это привело к спасению Земли. Дети вместе с учителем смогли исследовать природу добра и зла; учились делать выводы. Проведена работа по развитию интереса и творческого подхода к мероприятию. В празднике приняли участие все дети. И действующими лицами тоже оказались они. Данная тема актуальна и значима. Классный руководитель сумела привлечь учащихся к проблемам окружающей среды и творческой активности учащихся.

в) урок-театрализация “Берегите воду” (2 класс).

На уроке учитель совместно с детьми выяснил причины загрязнения и необходимость охраны водоемов. Материал урока содействовал формированию бережного отношения к воде как природному богатству, необходимому для жизни. На уроке использовался прием создания проблемной ситуации, присутствовали такие формы работы, как театрализация экологических сказок, групповая работа, в которой ученикам предстояло выполнить работу, направленную на развитие способностей, анализировать и делать умозаключения. Все учащиеся показали себя активными учениками, умеющими самостоятельно мыслить и творчески подходить к проблеме. Таким образом, все цели урока были достигнуты.

г) внеклассное мероприятие “Кошки и собаки разных пород” (1 класс).

С помощью фрагментов из песни “Не дразните собак” и загадок классный руководитель подвел детей к названию классного часа. Кот Матроскин и Шарик (действующие лица из числа учащихся) познакомили ребят с некоторыми породами кошек и собак, их жизнью, повадками, опираясь на наглядный материал с помощью компьютерной презентации. Мультимедийная установка оживила представления детей об истории появления кошек и собак. Учащиеся читали стихотворения о них, показали сценку, продемонстрировали фотографии любимых животных. В заключение прошла викторина о кошках и собаках (использовался материал литературного чтения). Данное мероприятие способствовало воспитанию любви к животным, развитию кругозора, творческой активности учащихся.

В ходе работы с одаренными детьми был проведен школьный конкурс социально-учебных исследовательских и проектных работ “Я – исследователь”. Представили для защиты свои работы:

1 кл. - проект “Куда девать мусор? Проблема утилизации отходов”; 3 кл. - проект “Вред от компьютера”; “Космическое пространство”; “Мир игрушек поистине неисчерпаем”; 4 кл. – проект “Дети и деньги”.

Победителями оказались первоклассники. Эти учащиеся заняли 1 место в районном конкурсе социально-учебных проектов для обучающихся начальной школы “Я – исследователь”.

Дети любят рисовать. Поэтому самым увлекательным мероприятием был конкурс рисунков по теме “Берегите наш общий дом” (по классам), где задачами преподаватели ставили воспитание бережного отношения к природе, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе. Учащиеся вложили всю душу в свое творчество. Трудно было определить лучшие рисунки. Пришлось организовать выставку всех работ.

Затем прошел конкурс поделок из природного материала “Природа и сказка – источник творческого вдохновения”. Объявлены победители.

В заключение была организована линейка по итогам проведения недели. Дежурные учащиеся прочитали призыв ко всем собравшимся:

Дерево, цветок и птица
Не всегда умеет защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Не разрушайте этот мир!
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса.
Останутся лишь в книжке.

Всем участникам интегрированной предметной недели (литературное чтение + окружающий мир) была объявлена благодарность, а победители награждены грамотами.

Презентация