Урок математики в 4-м классе по теме "Умножение многозначного числа на трехзначное"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: сформировать знания учащихся по теме: умножение многозначного числа на трёхзначное.

Задачи урока:

  1. Сформировать способность к умножению многозначного числа на трёхзначное.
  2. Способствовать формированию навыков составления алгоритма умножения многозначного числа на трёхзначное.
  3. Воспроизвести и откорректировать знания и умения при умножении на двузначное число, при решении задач на нахождение площади и периметра.
  4. Способствовать развитию логического мышления, умения анализировать, рассуждать, работать в группе.
  5. Создать условия для осознания ценности изучаемого предмета.

Методы: проблемный, частично-поисковый, наблюдение, объяснительно-иллюстративный, сообщающая беседа.

Оборудование:

  • эпиграф урока;
  • этапы урока на карточках;
  • картинка с примерами;
  • буквы слова «УМНОЖЕНИЕ»;
  • кроссворд по теме: «Умножение».

Конспект урока


п/п
Этапы работы Содержание этапа
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1

Организационный момент
Цели для учащихся:
· включиться в учебную деятельность;
· осознать ценность изучаемого предмета.
Цели и задачи для учителя:
· подготовить учащихся к работе на уроке;
· определить содержательные рамки урока.

– Ребята, прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку:
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели…»
А. Маркушевич
 
Как вы думаете, какая цель занятий математикой?
– Правильно!

Очень трудная наука
математика для нас,
Но учиться в наше время
Нужно каждому из нас!
Развивать человека, его внимание, волю, тренировать свой мозг, быть упорным в достижении цели
– Математика наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям?
– Тогда пожелайте друг другу удачи.

– На доске вы видите буквы:
У Н Ж Е О М Н Е И
Соберите из букв слово и вы узнаете о каком арифметическом действии пойдёт речь на уроке.
– Верно!
– Да!

У нас всё получится!  


– УМНОЖЕНИЕ
2 Планирование деятельности
Цели для учащихся:
· уметь ставить цель и планировать свою деятельность;
Цели и задачи для учителя:
· организовать взаимодействие «учитель-ученик», «ученик-ученик»;
· создать условия для развития умения работать во времени;
– Давайте, составим план работы на уроке.
– Я предлагаю следующие виды работ:
Закрепление изученного материала;
Минутка развития;
Рефлексия; Д.з;
Изучение нового материала;
 
– С какого задания вы считаете правильнее начать урок? Почему?

– Как дальше спланируем свою работу, чтобы она была более успешной?

– Что можете сказать об этом уроке?

– Совершенно верно, сегодня мы будем открывать новые знания.

1. Минутка развития;
2. Изучение нового материала;
3. Закрепление изученного материала;
4. Рефлексия; Д.з.

– Это урок изучения нового материала.
3

Актуализация знаний
Цели для учащихся:
· тренировка мыслительных операций;
· развитие логического мышления;
· повторение алгоритма умножения многозначного числа на двузначное;
Цели и задачи для учителя:
· способствовать умению быстро ориентироваться в вопросах общего характера;
· организовать учебное затруднение, связанное с отсутствием алгоритма умножения многозначного числа на трёхзначное.

Минутка развития

1. Какой самый тяжёлый день недели?
2. Она бывает газонной, сорной или лекарственной?
3. Сколько яблок у Раи, если у неё было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки?
4. Как называется знак вычитания в математике?
5. Как называется сторона света, где заходит солнце?
6. Что попало Каю в глаз?
7. У Саши 8 пар носков. Сколько носков на правую ногу?
8. Его просят, когда сделают что-то нехорошее?
9. Часть тела, которую никогда не надо терять?

– Молодцы, с 1 этапом плана справились.



1. Понедельник
2. Трава
3. 3
4. Минус
5. Запад
6. Льдинка
7. 8
8. Прощение
9. Голова


Повторение
Какой вид умножения мы изучали на предыдущих уроках?

– Какие знания нужны, чтобы выполнять умножение многозначного числа на двузначное?

– Давайте найдём значение произведения: 218 x 72
(Комментированно на доске)
Умножение многозначного числа на двузначное.Знать алгоритм умножения многозначного числа на двузначное, хорошо знать таблицу умножения.
4

Усвоение новых знаний и способов деятельности
Создание проблемной ситуации и выход из неё.
Цели для учащихся:
· должны уметь формулировать учебную задачу, предлагать пути её решения;
Цели и задачи для учителя:
· создать условия для развития у школьников умений формулировать учебные задачи, предлагать пути их решения;
· обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала;
Проектирование и фиксация нового знания.
Цели для учащихся:
· составить алгоритм совместно с товарищами в группе;
Цели и задачи для учителя:
· построить с детьми новый способ действия;

– Предлагаю решить вам такие выражения:
186 x 293 2903 x 186
( картинка с примерами)

– Что скажете об этих выражениях?
– Чем они отличаются от предыдущего выражения?
– Сформулируйте, тему урока?

– Какие цели для себя поставим?

– Есть ли у вас предположения как найти значения этих выражений?
– Что надо сделать, чтобы решить данные примеры?

– Предлагаю поработать в группах и составить алгоритм умножения на трёхзначное число.

– Зачитайте составленные алгоритмы.

– А теперь сравните с моим.

– Какая группа точнее справилась с заданием?
– Молодцы!

Оздоровительная минутка «Шапка умника»
– Встали, надели «шапку умника» и помассировали ушные раковины. Начинаем массировать с мочек ушей и идём вверх, массируем вниз, вверх и вниз хорошо помассировали? Теперь взялись за верхние краешки ушей и потянули их вниз, как будто надеваете «шапку умника». И эта «шапка умника» поможет вам в дальнейшей работе я надеюсь.

– Чем займёмся теперь?

– Правильно, закрепим наши знания на практике.
Умножение многозначных чисел на трёхзначные.
Научиться умножать примеры данного вида.
Составить алгоритм умножения на трёхзначное число.

Алгоритм:

1. Умножу на число единиц, получу 1 неполное произведение;
2. Умножу на число десятков, получу 2 неполное произведение;
3. Умножу на число сотен, получу 3 неполное произведение;
4. Сложу неполные произведения;
5. Читаю ответ.

Закреплением
5

Закрепление новых знаний и способов деятельности
Цели для учащихся:
зафиксировать новый алгоритм в речи;
уметь применять составленный алгоритм и решать примеры, используя его;
Цели и задачи для учителя:
· обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности;
· обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала;

– Решим выражения комментировано на доске:
186 x 293 2903 x 186

– Поработаем по учебнику.
Решение задачи № 155, с. 53.
– Запишем данные задачи в таблицу.

 
– Можно сразу ответить на главный вопрос задачи?
– Что для этого надо знать?

– Как вычислить площадь огорода?
– Запишем решение задачи по действиям.

– Я приготовила для вас интересное задание – кроссворд «Умножение».
– Чья группа быстрее разгадает его?
нет
общую площадь огорода

Длину умножить на ширину
1). 80x35=2800 м2 – общая S огорода
2). 2800 – 2240=560 м2 – S участка, занятого ягодами.
6

Рефлексия. Д. з.
Итог урока
Цели для учащихся:
· самооценка результатов деятельности;
· получить инструктаж по выполнению домашнего задания;
Цели и задачи для учителя:
· оценить учебную деятельность класса;
· зафиксировать затруднения как направления будущей учебной деятельности;
· обсудить и записать домашнее задание, обеспечить понимание цели, содержание и способов его выполнения;

– Чему новому сегодня научились?

– Какой алгоритм составили?

– Где будем использовать данный приём умножения?

– Кому этот вид умножения показался трудным?

Отметки за урок ...

– Давайте рассмотрим домашнее задание: № 158 (а), № 157 (задача).
Вам предстоит дома закрепить новый приём умножения и решить задачу. Прочитайте, у кого возникли вопросы?

Заключительное слово учителя:
– В заключение, я хотела бы напомнить вам одну легенду:
«Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра»

– И мне, ребята, хочется, чтобы вы так же, как вторая мышка, старательно учились, добивались новых высот, а не останавливались на достигнутом!

– Спасибо, вам, за урок!!!
Умножать на трёхзначное число.В решении задач, примеров.