Программа по краеведению "История Вятского края с древнейших времен по XX век"

Разделы: История и обществознание


Срок реализации – 4 года /возраст учащихся 12-16 лет/.

Пояснительная записка.

В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания Программы по краеведению стало отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для основной школы федерального и местного значения.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «мой дом».

Настоящий элективный курс краеведения «История Вятского края с древнейших времен по XX вв.» предусматривает реализацию регионального и школьного компонента содержания образования по предмету «Истории». Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и исторических взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне

Элективный курс рассчитан на преподавание в 6-9 классах основной школы и предусматривает 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного учебного плана с целью реализации регионального компонента в 6, 8, 9 классах, школьного компонента в 7 классе. Рабочая программа по краеведению «История Вятского края с древнейших времен по XX вв.» является авторской программой.

Цель: Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
  • укрепление связей: заинтересованность содержанием предмета уч-ся, наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через архивы, рассказы старшего поколения; изучение жизни края через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, экскурсии; общая работа детей и воспитателей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни.

Содержание 6 класс

Раздел I. ИСТОРИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ В ДРЕВНОСТИ (13 ч.)

Тема 1. Введение в курс истории родного края (3 ч.)

Актуальность изучаемого факультатива, цели и задачи, его предмет и структура. Источники изучения исторического краеведения. Историческая карта края. Геральдика Вятской земли. Географические названия – свидетели прошлого Вятки.

Тема 2. Первобытный мир Вятского края (2 ч.)

Первобытный мир Вятки. Археологические памятники нашего края эпохи каменного века. Периодизация первобытного мира. Вятские археологи. Методы археологических исследований.

Тема 3. Бронзовый и железный века Вятки (3 ч.)

Эпоха Каменного века (мезолит и неолит) VIII- конец III тыс. до н.э. на территории Вятки. Эпоха бронзового века конец III – начало I тыс. до н.э. Поселения ранней и поздней бронзы на территории нашего края. Памятники ананьинской культуры VII-III вв. до н.э. Памятники худяковской культуры III – IV в. н.э. Ранний железный век. VII в. до н.э. – V в. н.э. Ананьинские и азелинские племена на территории нашего края. Культура народов Вятки в эпоху бронзового века.

Тема 4. Первые люди в Вятке (2 ч.)

Растительный и животный мир Вятки в ледниковый период. Первые стоянки древнего человека – деревня Чирки Слободского района, на реках Моломе и Чепце. Орудия труда, жилища, одежда охотников.

Тема 5. Жители нашего края в IV-I тыс. до н.э. (3 ч.)

Природа в нашем крае к началу III тыс. до н.э. Опытные земледельцы и скотоводы нашего края.

Памятники культуры народов на территории Вятки: Образ жизни удмуртов, марийцев: основные занятия, жилища, одежда и средства передвижения. Жизнь детей в древности.

Раздел II. ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (20 ч.)

Тема 1. Наш край в раннем средневековье. (3 ч.)

Наш край в эпоху великого переселения народов - IV-V вв. Отношения с соседними государствами: Хазарским каганатом и Волжской Болгарией. Верования удмуртских и марийских племен на территории нашего края (языческие верования, места жертвоприношений, жертвенники)

Тема 2. Вятка в ХII- ХV вв. (7 ч.)

Начало проникновения русских на Вятку. Образование первых русских поселений: Никульчино Слободского района. Образ жизни русских на Вятке: основные занятия, жилища. Зарождение феодальных отношений на Вятке. Первое упоминание о г. Вятке в 1374 г. Вятская земля – часть Суздальско-Нижегородского княжества. Вятская земля в составе Галиче-Костромского княжества. Вятская земля в период татаро-монгольского нашествия на Русь: походы на Вятку, походы вятичей против монгол на Каме.

Походы воевод Василия II на Вятку. Первые сведения о г. Хлынове. Походы воевод Ивана III на Вятку. Окончательное присоединение Вятки к Москве и вхождение её в состав Русского государства.

Тема 3. Вятская земля в XVI веке. (10 ч.)

Отношения вятичей с соседними государствами: Сибирским и Казанским ханством. Участие вятичей в завоевательных походах Ивана IV Казанского и Сибирского ханств.

Приток русских людей в Вятский край. Образование новых городов: Слободской, Шестаков, Кайгород, Лальск, Яранск, Царевосанчурск, Кукарка, Вятские Поляны.

Культурное наследие Вятской земли в XVI веке: строительство монастырей, церквей, церковно-приходских школ, знаменитые вятские ремесла (дымковская игрушка, кукарское кружевоплетение)

Итоговое повторение (1 ч)

Содержание 7 класс

Раздел III. НАШ КРАЙ В ХVII в. (20 ч.)

Тема 1. Введение в курс истории Вятского края в XVII-XVIII вв. (2 ч.)

Цели и задачи курса. Источники изучения истории родного края. Великие вятские ученые – историки. В.В.Луппов, А.И. Вештомов и др.

Тема 2. Социально-экономическое развитие Вятки XVIIв. (5 ч.)

ХVII век –время классовой борьбы вятчан. Сословие государственных и крепостных крестьян в крае. Крепостное право в Вятке. Особенности поземельных отношений в Вятке. Успехи в развитии сельского хозяйства, промыслов (дымковская игрушка, кружевоплетение, капокорешковое ремесло, бондарное, изготовление валенок, гармоней и т.д.) и торговли в Вятке вXVII веке.

Тема 3. Власть и общество в Сибири (5 ч.)

Феодальные отношения на Вятке. Крепостные, дворцовые, государственные и монастырские крестьяне. Церковь – самый крупный феодал в Вятке. Усиление крепостного гнета – начало крупных крестьянских восстаний на Вятке. Сильные волнения в Вятке во время второй крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Крупные крестьянские восстания в Кырчанах и Суне в 1675-1676 гг.

Тема 4. Развитие культуры в Вятке в XVII веке. (8ч.)

Развитие просвещения и письменности на Вятской земле. Появление первых школ. Первые рукописные исторические источники: «Повесть о стране Вятской», «Житие Трифона Вятского».

Развитие деревянного и каменного зодчества. Памятники вятского деревянного зодчества: Михаило-Архангельская часовня в г.Слободском, Верхнемоломская Спасская церковь. Развитие гражданского каменного строительства. Вятская иконопись.

Раздел IV. НАШ КРАЙ В ХVIII в. (13 ч.)

Тема1. Социально-экономическое и политическое развитие вятского края в XVIII веке. (8ч.)

Начало разложения феодализма и развитие капиталистических отношений. Развитие кустарной и крупной промышленности. Развитие торговли и увеличение купечества на Вятке. Административные изменения: образование Вятского наместничества, переименование г. Хлынова в г. Вятку. Образование Вятской губернии в 1797 г.

Усиление классовых противоречий. Крестьянские волнения в Вятке. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева в Поволжье. Участие вятских крестьян в войне под предводительством Е.Пугачева. Город Сосновка- район непосредственных военных действий. История Пыжманского чугунолитейного завода.

Тема 2. Развитие культуры в Вятке в XVIII веке. (5ч.)

Развитие просвещения: образование Вятской духовной семинарии, народных училищ. Развитие литературы, науки и искусства в Вятке. К.И.Щепин- доктор медицинских наук, член РАН.

Ф.С. Ефремов – ученый –путешественник. Е.И.Костров – первый переводчик «Илиады» Гомера. Развитие церковной росписи и иконописи. Развитие архитектуры: начало перестройки городов.

Итоговое повторение (1ч.)

Содержание 8 класс

Раздел V. НАШ КРАЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (18 ч.)

Тема 1 Введение в курс истории Вятского края в XIX в . (2 ч.)

Цели и задачи курса. Источники изучения истории родного края. Историческая карта Вятского края в XIX в.

Тема 2. Социально-экономическое развитие Вятского края в первой половине XIX веке (12 ч.)

Участие вятчан в Отечественной войне 1812 г. Экономическое развитие губернии: разложение феодально-крепостнического строя и развитие капиталистических отношений, рост населения, рост мелкого товарного производства и мануфактурного производства. Медленные темпы промышленного переворота в Вятке. Вовлечение Вятской губернии во всероссийский рынок. К.А.Анфилатов –вятский купец, учредитель первого в России общественного банка.

Сельское хозяйство Вятки: сохранение крепостнических отношений в деревне и переход на товарное хозяйство. Государственные крестьяне Вятки, их правовое положение. Крестьянские движения в начале XIX века в Вятке. Крестьянское восстание в деревнях Аристово и Шешелево Яранского уезда. «Картофельный бунт» 1842 гг.

Вятская губерния – место ссылок революционно-настроенных людей. А.И.Герцен – в вятской ссылке. М.Е.Салтыков-Щедрин - в вятской ссылке.

Тема 3. Развитие культуры в Вятке в первой половине XIX века (4 ч.)

Появление библиотек и первых музеев в Вятке. Развитие просвещения: появление первых печатных изданий (газета «Вятские губернские ведомости»), краеведческие сборники. А.И.Вештомов - вятский краевед, автор книг «История вятчан», «Вятская флора», «Атлас растений вятской земли». М.М.Гусев – ученый - астроном. В.А.Караваев – профессор – хирург.

Раздел VI. НАШ КРАЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (16 ч.)

Тема 1. Реформы 60-70-х гг. и особенности социально-экономического развития Вятки во второй половине XIX века (8 ч.)

Крестьянская реформа 1861 г. на Вятской земле. Особенности проведения земской реформы в Вятском крае. География крестьянских промыслов во второй половине Х1Х в., развитие сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности. Замедленный характер промышленного переворота в Вятке.

Развитие транспорта: развитие регулярного пароходного движения, первая железная дорога в губернии Пермь – Котлас.

Крупные рабочие и крестьянские движения в крае во второй половине XIX века. Мултанское дело. Революционно демократическое движение в губернии.С.Н.Халтурин.

Тема 2. Просвещение. Народная культура и образ жизни вятичей.(7ч.)Просвещение в Вяткев ХIX в. Начальное и среднее образование. Отношение горожан и крестьян к образованию. Возможности получения образования. Образ жизни крестьян. Семья. Домохозяйство. Взаимоотношения, права и обязанности в крестьянской семье. Крестьянская усадьба. Крестьянский дом. Вещественные памятники крестьянского быта в нашем крае.

Вятское Васнецовское кольцо – выдающиеся художники Виктор Михайлович и Аполлинарий Михайлович Васнецовы. П.И.Чайковский – вятский гений мирового музыкального искусства. Многонациональный колорит Вятки: национальные костюмы , традиции вятичей. Итоговое повторение (1ч.)

Содержание 9 класс

Раздел VII. ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в. (17 ч.)

Тема 1.Введение в курс истории Вятского края XX в. (1 ч.)

Тема 2. Наш край в начале ХХ века (2 ч.)

Рост городского населения. Новые города. Экономика губернии.

Нарастание классовой борьбы. Первые большевистские организации.

Тема 3. Революция и гражданская война в Вятке (3 ч.)

Отношение вятичей к свержению самодержавия. Установление Советской власти в губернии. Антибольшевистские силы в крае. Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае.

Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти. Военный переворот в ноябре 1918 г. и установление диктатуры А.В. Колчака. Военные действия на территории края и Вятскополянского района. Характер партизанского движения. Память о первых большевиках и партизанах гражданской войны в нашем крае. Памятник героям, павшим в годы гражданской войне в п. Красная Поляна.

Вятка после гражданской войны.

Тема 4. Наш край в 30-е годы (3 ч.)

Губерния в планах индустриализации СССР. Великие стройки первых пятилеток в крае. Народный энтузиазм, стахановское движение. Киров в годы первых пятилеток. Облик города. Жилищные условия горожан. Структура питания, одежда, досуг горожан.

Тема 5. Наш край в годы Великой Отечественной войны (8 ч.)

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Патриотический подъем. Отношение к мобилизации. Добровольческие дивизии. Добровольные пожертвования в фонд победы. Вятичи – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти.

Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация промышленных предприятий в край, налаживание их работы. Киров в годы войны. Жилищные условия, размещение эвакуированных. Карточная система снабжения. Подсобные хозяйства. Структура питания. Тяжелые материальные условия жизни.

Раздел VII. ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в. (17 ч.)

Тема 1. Наш край в 1950-1990-е годы (16 ч.)

Кировская область в экономике страны. Добыча леса. Экологические последствия.

ВПК области к концу 80-х гг., его структура. Оборонные предприятия области. Отставание производства товаров для народа. Тенденции застоя в промышленном развитии.

Социальный состав жителей нашего города и села в 50–80-е гг. Изменения в социально-экономической жизни города (села). Обеспеченность жильем, структура питания горожан и жителей села, одежда, досуг.

Достижения культуры: строительство кинотеатров, развитие литературы(Л.В. Дьяконов, О.М. Любовиков, Ю. Петухов),искусство (М.М. Кошкин, П.С. Вершигоров)., развитие театра в области

Наш край на пути к рыночной экономике. Кировская область в XXI веке: основные тенденции развития, население, производство, образование.

Итоговое повторение (1 ч.)

Ресурсное обеспечение рабочей программы:

  1. А.Г. Щурыгина. Программы по изучению родного края.- ВГПУ, 1995.
  2. В.Г. Авдеев, М.А. Зимина. История Кировской области.-Киров, Волго-Вятское изд-во, 1975.
  3. А. Хохлов Изучение материальных памятников истории и культуры Кировской области. –ВГПУ, 1997.
  4. Г.А. Бушмелев. Пятьдесят советских лет. Кировская область. – ВГПУ, 1967.
  5. Историко-этнографический атлас кировской области. – ВГПУ, 1999.