Проблема: как и где можно услышать природу?
Игровая мотивация: в осеннем парке мы погуляем – осенние звуки природы все узнаем.
Цели проекта:
- Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.
- Развитие у детей умения выделять разнообразные звуки окружающего мира и передавать их с помощью речевого интонирования.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Срок: кратковременный.
Задачи:
- Увлечь детей красотой и своеобразием звуков осенней природы, обогатить эстетические впечатления. Научить слышать звуки природы.
- Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, связную и образную речь, элементы творческого воображения.
- Упражнять в умении выделять разнообразные неречевые звуки окружающего мира и природы, правильно использовать тембровую окраску голоса и речевое дыхание при их образной передаче.
- Активизировать в речи детей слова: осень, листья, листопад, шуршание, капля, дождь, треск, ветер…
- Продолжать развивать общую мелкую и артикуляционную моторику, эмоционально-чувственную сферу личности ребенка как одну из компонентов экологической культуры.
- Формировать у детей и родителей позитивный опыт по взаимодействию с окружающей средой.
Одежда ребёнка: тёплый спортивный костюм, шапка, куртка, носки, сапоги или ботинки.
Место проведения: лес, парк или игровая площадка во дворе.
Длительность: в течение дня.
Вариативная модель организации деятельности детей и родителей во время зимней прогулки:
- При подготовке к прогулке выполните с ребёнком пальчиковую гимнастику «Ветер северный подул» (Приложение 1).
- На улице организуйте с ребёнком «минуты любования осенней природой».
- Предложите выразить свое состояние и настроение в разное время осени, проведите игру-имитацию «Мимические упражнения» (Приложение 2)
- Нацельте ребёнка на задание «услышать и запомнить звуки природы» во время самостоятельной деятельности.
- Обсудите с детьми, какие еще звуки можно услышать дома, на улице, во дворе, в природе, предложите изобразить их.
- В заключение прогулки предложите ребёнку игру «Осенние листочки» или «Здравствуй, осень!», на координацию слова и движения (Приложение 3).
- По возвращению с прогулки, вспомнить какие звуки природы ребёнок услышал во время игры на улице (вой ветра, пение птиц, хруст веток под ногами, шелест листьев, скрип деревьев при ветре и т.д.). При необходимости помощи предложить ребёнку упражнение на развитие речевого дыхания и голоса: «Вдыхаем аромат леса» (Приложение 4).
- Рассмотрите с детьми иллюстрации и предложите определить, где можно услышать эти звуки (дома, на улице, во дворе, в природе).
- В вечерний период времени вспомните с ребёнком дневную прогулку, наиболее запомнившиеся моменты. Для обогащения впечатлений выполните уже знакомые ребенку упражнения артикуляционной гимнастики: «Повернись и приглядись», «Мишкина берлога», «Брусничка», «Хомячок-толстячок», «Белочка грызёт орешки», «Язычок в чащобе», «Пролезем через бурелом» (Приложение 5).
- Рассмотрите с детьми картинки, предложите произнести звуки, которые слышали сегодня на прогулке. Задайте детям вопросы:
- Чем отличаются звуки шуршание листьев в сухую погоду от сырой?
- Какие из предложенных картинок можно объединить одним звуком?
- Найди в доме предметы, с помощью чего ты смог бы изобразить услышанные сегодня звуки.
- Вспомни и произнеси другие звуки природы (это задание можно организовать в виде упражнения «Угадай, на что похож звук?») (Приложение 6).
- Придумайте с детьми звуковую сказку по предложенному началу: Наступила золотая осень (ааааах). Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают (с-с-с-с-с). Кругом красиво. Под ногами шуршит разноцветный ковёр из осенних листьев (ш-ш-ш-ш-ш). Небо часто покрыто тучами, идут дожди (кап-кап-кап). На дорогах лужи и грязь (шлёп-шлёп-шлёп)… (Родители проговаривают текст, звуки природы произносят дети).
- Перед сном выполнить психогимнастику и пластические этюды (Приложение 7).
- Практическая деятельность: нарисуйте совместно с ребенком предметы окружающего мира и явления природы, звуки которых вы слышали во время совместной прогулки.