Цели урока.
Задачи.
Образовательная:
изучить многообразие видов класса "Плацентарных" млекопитающих.
Развивающая:
дифференцированный подход к учащимся, использование наглядности, современных образовательных информационно-коммуникационных технологий (компьютера, мультимедийного проектора, сети интернета), дополнительной литературы.
Воспитывающая:
формирование чувства любви к природе, понимание ее хрупкости и необходимости защиты.
Средства обучения.
1. Актуализация внимания учащихся с применением игровой формы урока (урок путешествие).
2. Раздаточный материал из серии разноуровневых заданий по индивидуальной карточке.
3. Опорные схемы, таблицы.
4. Компьютер с мультимедийным проектором на экран для презентации знаний по теме урока.
5. Музыка.
Оборудование: таблицы, рисунки, дополнительный материал, презентация слайдов, игрушка льва, тесты, карточки-лото.
Тип урока: урок путешествия, изучения нового материала. Презентация
Ход урока
1. Организационный момент
Звучит музыка.
Здравствуйте, ребята!
У вас хорошее весеннее настроение
Давайте улыбнемся друг другу!
Сегодня мы с вами совершим путешествие по океану знаний в страну, которой нет на карте, но с некоторыми жителями этой страны вы уже хорошо знакомы, а об остальных вам предстоит узнать сегодня!
Что же это за страна, вы должны догадаться, отгадав таинственного незнакомца.
Как то раз пришли зайчата
На прием к царю зверей
Все дрожат, трясутся лапы
Жмутся около дверей.
Грозный, сильный, горделивый
Встретил их могучий царь
Был он мудрым, справедливым
Шла молва о нем как встарь!
О каком животном идет речь? (Лев)
Вот этот симпатичный лев и будет талисманом нашего урока! (Игрушка льва)
2. Путешествие в мир млекопитающих.
Но почему вдруг среди большого многообразия видов, я вспомнила об этом животном? (Царь зверей)
К какому классу позвоночных животных он относится?
- Вокруг насколько хватит глаз
Венец творенья – высший класс
Созданья процветающие
Млекопитающие!
И действительно страна в которую мы отправляемся называется страной высших млекопитающих или зверей, где царем является лев!
Для знакомства из 16–19 отрядов, я выбрала 5 важнейших отрядов плацентарных млекопитающих. (Схема на доске). С остальными отрядами вы познакомите на последующих уроках.
А почему они названы плацентарными?
(Плацентарные животные – животные, имеющие специальный орган плаценту, для вынашивания детенышей в период внутриутробного развития).
Работать будем под девизом: (на доске)
И тема нашего урока запишите в тетрадь “Отряды млекопитающих”.
Усвоение этой темы очень важно, так как она связана с многими другими предметами так например с физической географией материков и океанов, изучаемую в этом году. Поэтому уже сейчас изучая виды млекопитающих вы сможете определить местообитание этих животных и их Родину.
В ходе урока вы познакомитесь с многообразием высших плацентарных животных, их особенностями, ролью в природе и жизни человека, а также вопросы охраны видов.
Итак, мы отправляемся в путь.
В пути вас ждут неожиданности и приключения, вам предстоит выполнить задания и ответить на вопросы. Успехов вам ребята! Нужно верить в себя и свои возможности, и тогда у вас обязательно все получится!
Путешествие начинается и первая станция …
Один из самых лучших землероев. (Сл .3)
Очень интересная шерсть этого животного.
Она очень короткая, густая, разглаживается в любую сторону и меняется до 4 раз в год. (Крот)
Вs правильно назвали, это один из представителей отряда насекомоядных, нашей 1 станции.
А каких еще представителей включает отряд насекомоядных? (Сл. 4)
Насекомоядные самая древняя группа млекопитающих в нашей стране, они появились на Земле, по-видимому еще во времена первых динозавров. Это сравнительно примитивная группа животных.
Ребята, какие же примитивные черты в строении характерны для этих животных. Ответить на этот вопрос вам поможет путеводная карта под названием насекомоядные. (Сл. 5 )
(Зубы мелкие, недифференцированные, очень короткие, головной мозг небольшой без извилин)
Насекомоядные играют важную роль в природе и жизни человека. Они роют и рыхлят почву, способствуют ее улучшению, регулируют численность насекомых в лесной подстилке, но среди них встречаются и носители инфекционных заболеваний.
Как интересно, самая маленькая из насекомоядных карликовая белозубка, а самый крупный европейский крот.
Ребята один из представителей отряда просит взять его с собой в путешествие, возьмем. Ну хорошо! Вперед!
И следующая станция …
Великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной системе эхолокации. Они великолепные летуны, способны пролетать на расстоянии 1000 км. Ребята, о каких животных идет речь? (Сл. 8)
И следующая станция отряд рукокрылые.
Про этих маленьких зверьков существует множество легенд.
В поверьях почти всех времен у разных народов летучие мыши названы друзьями черта и прочих злых духов и нередко одним с ним именем. Древние греки посвятили этих животных ПЕРСЕФОНЕ, супруге АИДА, властителя загробного царства теней. В Индии они – болотные духи, согласно поверьям подстерегают по ночам одиноких путников, чтобы заманить их в трясину. Много-много подобных и еще худших небылиц вокруг этих животных. На самом деле их реальная жизнь удивительнее любой сказки.
Эти животные как и птицы способны летать.
На путеводном листе Рукокрылые найдите. Что общего у этих животных с птицами в строении. (Киль)
Давайте внимательно посмотрим и найдем. Какие приспособления у летучих мышей имеются к полету?
Чтобы уверенно летать в темноте и мраке пещер, л м в ходе эволюции выработали сложный механизм эхолокации.
Из курса физики вспомните, что такое эхолокация?
Л. м. испускают серию узконаправленных ультрозвуковых писков и по отражению звука от различных предметов мгновенно определяют их местонахождение. (Сл. 10)
Густые волосы и шерсть поглощают ультрозвук, плохо реагируются эхолокатором. Вот почему л м иногда запутываются в волосах. Среди летучих мышей имеются как крошки так и крупные представители. (Сл. 11)
Л. м. нашей страны питаются насекомыми. Они уничтожают с.х. вредителей, комаров. В тропиках встречаются вампиры, питающиеся кровью. Обычно образуют колонии и к сожалению из за вырубки лесов, применения ядохимикатов численность этих животных резко сокращается. Многие виды занесены в Красную книгу как Краснодарского края, так и России.
(Рис на доске)
С нами еще один зверек идет в путь!
Все вы знаете сказку "Курочка Ряба" в которой главный герой одним взмахом хвоста разбила яичко.
Кто же это?
Мышь.
Следующая станция Грызуны. 9, сл. 12)
Это самый многочисленный отряд.
Ребята, а знаете ли вы, у каких животных в течение всей жизни растут зубы?
Действительно у грызунов.
По 2 резца в верхней и нижней челюсти растут в течение всей жизни. Мощные резцы при скусывании грубой пищи затачиваются сами и всегда острые.
Грызуны отличаются большой плодовитостью, быстрым ростом, ранним половым созреванием, поэтому имеют большое многообразие видов
Из собственных наблюдений назовите + и – роль грызунов.
Грызуны наносят вред с/х культурам, распространяют инфекционные заболевания, но встречаются и пушные звери, имеющие ценный мех. (Белка, ондатра, нутрия, шиншилла)
Среди грызунов встречаются как самые маленькие , так и очень крупные животные. (Сл. 15-17)
Представитель грызунов присоединяется к нашей дружной компании.
Следующая станция зайцеобразные, представители очень сильно напоминает грызунов, но имеют незначительное отличие в строении зубов. На стр. 265 найдите отличительные признаки зайцеобразных и грызунов. (В верхней челюсти 2 пары резцов, более длинные снаружи, короткие за ними с внутренней стороны)
Ребята, вы очень активно работаете и мы приближаемся к станции самых смелых и отважных – отряд хищные.
Главные признаки отряда: имеются хищные зубы, пальцы заканчиваются когтями, мозг с извилинами, легко поддаются дрессировке.
Хорошо развито цветовое зрение. Имеют многие ценный мех. Хищники играют важную роль в природе, они названы санитарами? Как вы пон имаете роль санитаров?
Хищники различны по размерам и образу жизни.
В отряде 7 семейств, в школьном курсе мы познакомимся с представителями 4 семейств.
Семейство "Волчьи"
Кто зимой холодной
Ходит злой голодный
Волк характерные признаки
Давайте познакомимся с представителями этого семейства.
Меньше тигра больше кошки
Над ушами кисти – рожки
С виду кроток, но не верь
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь)
Какие еще виды к этому семейству относятся, давайте с ними познакомимся.
Зимой спит
Летом улья ворошит. (Медведь)
Медвежьи характерные признаки.
Назовите это животное? Характер признаки. (Куница – представитель семейства куньи)
Виды
Ребята, мы познакомились только с небольшим количеством видов плацентарных млекопитающих , на самом деле в живой природе их намного больше. Плацентарные играют важную роль в природе. Поэтому нужно бережно относиться к природе, охранять животных, любить их. Ведь численность многих резко сокращается они требуют к себе особого внимания. Такие виды занесены в Красную книгу Кубани. На перемене вы можете посмотреть страницы Красной книги.
Мы внимательно взглянули на жизнь млекопитающих, или зверей и увидели там немало интересного, чего не заметит равнодушный человек, не любящий природу. Внимательно изучайте природу, присматривайтесь ко всему и вы сумеете открыть немало различных тайн природы.
К концу путешествия нас собралась большая компания. Но урок подходит к концу и звери должны вернуться домой. Давайте поможем мы им это сделать. Распределите животных по отрядам и семействам. Слайд ответов.
Вы прекрасно справились с заданием и звери вам очень благодарны.
И вот мы приближаемся к итоговой станции, на которой вас ждут тестовые задания, элементы которых позволят вам хорошо подготовиться к ЕГЭ.
Будут препятствия, не огорчайтесь, если будете стараться, то у вас обязательно все получится!
Проверка путем взаимоконтроля
Вот и подошла к концу наша встреча, но это наша встреча, а встреча с млекопитающими будет продолжаться всю жизнь.
Где бы вы не были
В лесу, степи, на берегу реки или моря
Везде встретите млекопитающих.
Я очень рада что мы с вами ребята удачно вернулись с путешествия, получили все хорошие оценки. С вами мне было очень интересно.
И в заключении обращение царя зверей.
В катакомбах музея
Пылится пастушья свирель,
Бивень мамонта, зуб кашалота
И прочие цацки...
Человек! Ты послушай Царя
Терпеливых зверей.
И прости, что слова мои
Будут звучать не по-царски.
Я – последний из львов.
Но пускай за меня говорят –
Лань в объятьях капкана,
Ползучего смога громадность.
И дельфинья семья,
За которой неделю подряд
С вертолета охотился ты.
Чтоб развеяться малость
Хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный,
Разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга,
Дрожащий от страха жираф
И подстреленный лебедь,
И чайки – по горло в мазуте.
Пусть они голосят,
Вопрошая карающий век.
Пусть они стороною
Обходят любую машину...
Ты – бесспорно – вершина
природы,
Мой брат – человек.
Только где и когда
Ты встречал без подножья
вершину?
Ты командуешь миром,
Пророчишь, стоишь у руля.
Ты – хозяин. Мы спорить
с тобой
Не хотим и не можем.
Но без нас – ты представь! –
Разве будет землею земля?
Но без нас – ты пойми! –
Разве море останется морем?
Будут жить на бетонном
Безмолвье одни слизняки.
Океан разольется огромной
Протухшею лужей.
Я тебя не пугаю.
Но очень уж сети крепки.
И растет скорострельность
Твоих замечательных ружей.
Всё твоё на планете!
А нашего – нет ничего.
Так устроена жизнь.
Мы уже лишь на чучела сгожи.
Зоопарки твои превосходны.
Да жаль одного:
Мы в твоих зоопарках
Давно на себя не похожи...
Так устроена жизнь.
Мы поладить с тобой не смогли.
Нашу поступь неслышную
Тихие сумерки спрячут.
Мы уходим в историю
Жтой печальной земли.
Человечьи детеныши
Вспомнят о нас. И заплачут...Мы – пушистые глыбы тепла.
Мы – живое зверьё.
Может, правда, что день ото дня
Мир становится злее?..
Вот глядит на тебя
Поредевшее царство моё.
Не мигая, глядит.
И почти ни о чём не жалея.И совсем ничего не прося.
Ни за что не коря.
Видно, в хоботы, ласты и когти
Судьба не дается...
Я с седеющей гривы
срываю корону царя!
И реву от бессилья...
А что мне ёще остаётся?
Итог урока.
Домашнее задание: Работа с путеводными листами.
Звучит музыка “В мире животных”.