Конспект занятия "Иван-царевич в стране Математики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закрепить навык прямого и обратного счета в пределах 10;
  • Упражнять в умении различать количественный и порядковый счет в пределах 10; в сравнении чисел;
  • Обобщить знания детей о геометрических фигурах;
  • Развивать внимание, мышление, воображение, цветовое восприятие, мелкую моторику пальцев рук;
  • Закрепить приемы вырезывания и аккуратного наклеивания;
  • Воспитывать самостоятельность;

Материал к занятию:

  • План-карта;
  • Ножницы;
  • Клей;
  • Кисточки;
  • Цветная бумага;
  • Образцы ткани;
  • Набор цифр;
  • Счетные палочки;

Краткое описание: проводится с детьми старшей группы по занимательному сюжету в виде путешествия. На основе математики по средствам аппликации закрепляются такие понятия, как: порядковый счет, обратный счет, цвет, форма, геометрические фигуры.

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Нам нужно собраться с мыслями, организовать себя для преодоления трудностей, потому что мы попадаем с вами в сказку, вернее в Математическую страну, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит перейти через непростой мост, встретиться с хитрой Баба-Ягой, сразиться с Кощеем Бессмертным и спасти Елену Прекрасную. Вы готовы?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда слушайте сказка.

II. Основная часть.

Воспитатель: Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в Математической стране».

И решил Иван Царевич отправиться в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только бревна валяются на берегу с цифрами. Сможет Иван Царевич выложить бревна по порядку – значит, перейдет через реку. Поможем Ивану-Царевичу справиться с заданием?

Дети: Да. (Дети по одному выходят к доске и выкладывают «бревна» с цифрами по порядку.)

Воспитатель: С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку.

А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках с длинной лестницей к двери. Откроется дверь в избушку только в том случае, если мы

  • сосчитаем все ступеньки от 1 до 10,
  • сосчитаем обратно от 10 до 1,
  • скажем какого цвета седьмая ступенька, третья, пятая, десятая?

(Дети выполняют задания)

Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга и плачет. Увидела Ивана Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с этими заплатками. Порвалась у меня юбка, а какой кусок ткани подходит к моей юбке не знаю.» Поможем Ивану Царевичу?

Дети: Да.

(Дети самостоятельно работают с кусочками ткани. Один ребенок работает у доски.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли вы Царевичу. «Вот теперь, - говорит Баба Яга, - могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею». – «Нет, - говорит Иван-Царевич, - мне надо скорее. Дай мне лучше ступу». «Что ж, бери. Да только у меня их несколько, все сломаны, работает только та, которая стоит между ступами под номерами 3 и 5. Найдешь ее, значит полетишь.

Воспитатель: Какая это ступа?

(Дети показывают цифру 4)

Дети: Ступа под номером 4.

Воспитатель: Давайте разберемся тогда и со сломанными ступами:

  • Между какими ступами стоит ступа под номером 5? (4 и 6)
  • Между какими ступами стоит ступа под номером 7? (6 и 8)
  • Между какими ступами стоит ступа под номером 2? (1 и 3)

(Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Молодец, Иван-Царевич. Открою тебе секрет Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. И открыть ту шкатулку можно, решив задачи, написанные на ней.

Воспитатель: Поблагодарил Иван Бабу-Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог.

Воспитатель: Вылез Иван-Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны числа. Понял Иван, что надо их сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.

(Дети сравнивают числа 4 и 7, 3 и 6, 5 и 8).

Воспитатель: Все стрелки указывают в одну сторону.

Обрадовался Иван Царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель: Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-Царевич вошел уже в дворец. Появился наш герой перед Кощеем, а тот ему говорит так ласково: «За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся: задам я тебе всего одну задачу. Решишь ее – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой». Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей : «Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из трех залов. Дворец и каждый зал имеет определенную форму.

- Какую форму имеет дворец?

Дети: Круглую форму.

- Какой формы первый зал?

Дети: Треугольной формы. (Дети выкладывают из счетных палочек треугольник)

- Какой формы второй зал?

Дети: Прямоугольной формы. (Дети выкладывают из счетных палочек прямоугольник)

- Какой формы третий зал?

Дети: Треугольной формы». (Дети выкладывают из счетных палочек треугольник)

Воспитатель: Решил Иван-Царевич задачу, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе и ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке – задачи, о которых говорила Баба- Яга:

1. Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два под березой,
Один – у осинки,
Сколько их будет,
В плетеной корзинке?

Дети: Три.

2. Три птички на ветке сидели,
Две птички вдруг улетели.
Сколько птичек осталось на ветке?
Подскажите нам, детки?

Дети: Один

Воспитатель: Решил Иван-Царевич задачи, в тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная.

Воспитатель: Стал Иван-Царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте, и предложил ей свою руку и сердце. Елена Прекрасная восхитилась Иваном и согласилась выйти за него замуж. Отправились они домой, в свое царство.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем для них красивый, большой дворец из геометрических фигур. У вас на столах лежат ножницы, кисточки, клей и цветная бумага. Давайте вспомним правила работы с ножницами.

(Дети перечисляют правила: не размахивать, не играть, не тыкать.

Воспитатель организовывает выставку детских работ.)

Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы использовали для создания своих дворцов?

Дети: Треугольники, квадраты, прямоугольники.

Воспитатель: Сыграли Иван Царевич и Елена Прекрасная свадьбу и стали они жить в своем дворце в мире и согласии.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Вот и закончилась сказка.

- Понравилась она вам? (Да)

- А чему она учит? (Добру, взаимопомощи)

- Какие трудности пришлось преодолеть Ивану Царевичу?

- Справился бы он без нашей помощи? (Нет)

Воспитатель: Нет, конечно. Молодцы, ребята. Мне тоже очень понравилась ваша работа. На этом наше занятие подошло к концу.