Цели урока:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с действием возведения в степень,
- дать понятия квадрат и куб числа,
- научить формулировать определение квадрата и куба числа,
- научить возводить числа в степень, в квадрат и куб,
- научить находить значения числовых выражений, содержащих вторую и третью степень натурального числа.
Развивающие:
- развивать логическое мышление,
- развивать информационную и учебно-познавательную компетенции учащихся,
- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы,
- развивать интерес к предмету посредством показа межпредметных связей.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность в записях,
- целеустремленность,
- воспитывать интерес к родному краю, использую связь между математическими вычислениями и интересными страницами из Красной книги Московской области.
Структура урока:
- Актуализация знаний.
- Мобилизующее начало и сообщение плана урока.
- Диктант
- Мотивация изучения нового материала.
- Постановка учебных задач.
- Формирование новых знаний и способов действий.
- Введения понятия степени, квадрат и куб числа.
- Диктант с целью отработки умения записи степени.
- Физкультминутка с целью отработки понятий основание и показатель степени.
- Применение знаний, формирование навыков. Путешествие по страницам Красной книги Московской области.
- Домашнее задание.
- Решение задач в тетради (с последующей проверкой у доски) с целью отработки умений представлять в виде степени произведения и установления соответствий между получившимися показателями и растениями, занесенными в Красную книгу.
- Подведение итога урока.
Ход урока
I. Организационный момент урока
1 слайд
Отгадайте такую загадку: 2 слайд
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины
Вам его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат).
Это слово мы с вами встретим еще на уроке.
II. Актуализация знаний учащихся, через изучение их субъектного опыта. Подведение к проблеме.
– Начать наш урок я хотела бы с выяснения вопроса: “Встречался кто-нибудь из вас в повседневной жизни со словом “степень”?
– Да
– Давайте приведём примеры словосочетаний из жизни, в которых оно используется и попытаемся с их помощью разобраться, что же в жизни означает слово “степень”. (Ученая степень, степень прилагательного, степень точности, степень сравнения, …)
– Каким же близким по смыслу словом можно заменить слово “степень”?
– А где мы можем уточнить его значение?
(в толковом словаре стр. 198)
Степень – это мера, сравнительная величина; уровень чего-нибудь. Слово “степень” находит широкое применение и в математике
III. Постановка проблемы.
– Давайте выясним, меняется ли его смысловая нагрузка в математике или остаётся той же.
IV. Пути исследования поставленной проблемы. Сообщение темы урока.
– Что же нам для этого нужно сделать?
- Разобраться с понятием степени в математике
- Выяснить, зачем она понадобилась людям?
– Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Степень числа»
V. Исследовательская работа.
– Вы знаете, что все новые понятия в любой науке возникают из потребностей человека. Давайте попытаемся представить себе, как бы могло возникнуть понятие степени в математике, и разберёмся, зачем оно понадобилось людям.
Для этого напишем диктант. Задание: вычислить значение произведения
4 слайд
Проверим результаты. (появляются ответы)
Какое действие мы выполняли в каждом примере? (умножение)
Что особенного в каждом из этих примеров? (все множители одинаковы)
Какие примеры вы уже встречали, запись которых можно сократить? (сложение одинаковых слагаемых) .
5 слайд
Так вот ребята умножение одинаковых множителей в математике имеет свою особенную краткую запись и особое название.
Степень числа. Вводятся понятия: степень, основание, показатель.
6 слайд
Что же показывает показатель (сколько множителей было в произведении), что показывает основание (какое число умножается).
В математике произведение одинаковых множителей называется возведением в степень.
А что значит, если показатель степени равен 1. Это значит
21 = 2, 31 = 3, 4 1 = 4
Первая степень любого числа равна этому числу.
А теперь давайте послушаем сообщение учащихся на тему «История возникновения степени» (Приложение 1)
VI . Закрепление знаний.
Спасибо ребятам за сообщение. Сейчас мы потренируемся записывать степени. В тетради запишите произведение в виде степени (только ответ).
Слайд с заданиями 7. А теперь давайте проверим (появляются ответы). Вы согласны с ответами на доске. Ребята находят ошибку. Появляется правильный ответ.
Есть степени числа, которые имеют особое название.
Вторая и третья степени числа имеют особые названия.
Вторую степень называют квадратом. Третью степень – кубом.
А сейчас Физкультминутка
Я называю основание или показатель степени. Например, степень , 5 – это основание. Если вы со мной согласны, то киваете головой, если не согласны, то хлопаете в ладоши, если не знаете – пожимаете плечами.
Молодцы.
А сейчас послушаем сообщение ребят о великом советском математике.
8 слайд
А почему такое название степени – квадрат. Ведь у нас никаких геометрических фигур не получается. Ребята выдвигают гипотезы.
Фигура сейчас появится и именно квадрат.
Рассмотрим квадрат со стороной 2 см. Его площадь равна 2 ∙ 2 = 22 = 4 (см2)
Вот поэтому такое особое краткое название для второй степени.
Итак, ребята мы с вами вооружились новыми знаниями. И теперь мы можем выполнять задания учебника. Но прежде запишем домашнее задание.
9 слайд.
Выполняя задания в тетради. Мы будем путешествовать по страницам Красной книги Московской области . А значит нашего родного края.
После того как вы выполните задание номера, надо прочитать название птицы, занесенной в Красную книгу.
К данным заданиям есть ключ (связь между полученными ответами и буквами). В результате получается название птицы, занесенной в Красную книгу. Слайд 9, 10, 11. После того как ребята отгадают слово, учащиеся рассказывают об отгаданной птице (презентации о птицах ребята готовят заранее, не понимая зачем птицы на уроке математики. Таким образом, интерес у учащихся к уроку повышается).
(Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5) Сообщения учащихся находятся в Приложении 6.
Итак, ребята, мы с вами совершили небольшое путешествие по Красной книги Московской области.
По страницам Красной книги
Очень бережно ступай,
Ты животных и растений
Никогда не обижай!
Математику-науку
Вместе с ними изучай.
А какие математические знания нам в этом помогли. Вопросы:
- На любом примере поясните, какое число называется степенью, основание степени, показателем степени?
- Чему равна первая степень любого числа?
- Что такое квадрат данного числа?
- Что такое куб данного числа?
В заключении урока проведем небольшой тест. Выберете правильный ответ и запишите его в тетради. Сверьте свой ответ с ответом вашего соседа. Поставьте оценку за урок себе сами.
11 слайд
Спасибо за урок.