Урок литературы "Через просвещение к нравственности". М.Зощенко. "Елка", легенда "Предание о рождественской елке". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Класс: 4.

УМК: «Школа России».

Цель: формирование у учащихся умения анализировать текст, доказывать, выделять главное.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить работу над произведением М. Зощенко «Ёлка», помочь понять смысл произведения; знакомство с легендой: «Предание о рождественской елке».

Развивающие:

  • развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;
  • развивать у школьников умение составлять словесный портрет, работать с текстом;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию нравственных качеств: щедрости, честности.

Дидактический материал и оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • презентация;
  • учебник: Л.Ф. Климанова, Литературное чтение: учебник для 4 класса;
  • текст: «Ель – символом Рождества».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1.

– Назовите главных героев этого рассказа. (Минька, Лёля)

У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики – Миньке. (слайд 2,3)

  Девочки Мальчики
  Леля Минька
Возраст Было 7 лет Ударило 5 лет
рост Высокая, длинновязая Удивительно маленького роста
характер Исключительно бойкая тихий
Что могут достать? Могла высоко достать Ничего нельзя достать
Как ест? Моментально съедает откусываю
Поведение Не церемонится Чуть не заревел

2.

– Каким является этот цикл рассказов? (автобиагрофическим)

– Поясните. (Автобиографические рассказы – рассказы о себе, о своём детстве, реальные, не вымышленные).

Умея буквально из всего извлечь нравственный урок, писатель хочет, чтобы каждый из нас был (ученик читает слова на слайде) сильным, честный, смелый, щедрый, добрый.

– Вы дома должны были поработать со словарями и найти толкование этих качеств. (слайд 4)

  • Сильный – обладающий твердой волей, стойкий;
  • Честный – проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный;
  • Смелый – не знающий страха, решительный;
  • Щедрый – оказывающий помощь, охотно тратящийся на других, не скупой;
  • Добрый – делающий добро другим, отзывчивый, хороший, нравственный.

– Молодцы!

– А теперь попробуем подобрать антонимы к словам: сильный, честный, смелый, щедрый, добрый. (Слабый, лживый, трусливый, жадный, злой) (слайд 5)

3. Выяснение главного смысла рассказа

– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке.

– Тепло, забота, уют дома исходят только ли от поведения взрослых?

– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

Физминутка (слайд 6)

Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.

III. Речевая разминка

1. Развитие внимания (слайд 7)

  1. кёлкайтснегывц (елка, снег)
  2. щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)

а) Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их

Задание: Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?

2. Артикуляционная гимнастика. (слайд 8)

Скороговорки

  • У елки иголки колки.
  • Сыплет снегопад с неба снег.

После такой разминки мы должны читать и говорить как?

Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.

IV. Работа над новым материалом

1. Подготовка к первичному восприятию

– Скажите, а без чего мы не можем представить себе празднование Рождества и Нового года? Как вы думаете, почему до сего времени сохранилась эта традиция – наряжать елку? Почему людям так нравится этот обычай? (высказывания детей).

– Найдите в тексте М. Зощенко, описание елки. (Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.) (слайд 9)

– Что особенного вы заметили в описании елки? Чем раньше наряжали ее? Как украшают елку сегодня? Задумывались ли вы, почему на Новый год украшают дерево?

Почему именно ель стала символом Нового года и Рождества?

2. Первичное восприятие текста

Предание о рождественской елке

«Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собою великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, – все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к совершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.
Счастливее других три дерева, стоящих у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:
— Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, говорила, обращаясь к маслине, пальма.
— Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.
— Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.
— И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? – прибавила маслина. Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!
Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.
Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.
Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны.
— Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, – сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем.
С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. "Они правы, – думала она, – где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойная ли я приблизиться к Божественному Младенцу!"
Но ангел сказал ей:
— В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!
И ангел взглянул на небо.
А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.
Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.
И ангел видел это и сказал:
— Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника».
Вот эта красивая легенда и является родоначальничей украшения Елочки.

– Вот такая легенда. Правда, это всего лишь легенда. А как было на самом деле? Об этом мы узнаем на уроке окружающего мира.

3. Наряжаем елку.

– Ребята посмотрите на нашу елочку, стоит она не наряженная, грустная. Давайте ее украсим игрушками, сделанными своими руками на уроке технологии.

4. Проверка первичного восприятия

– Почему на Рождество украшают именно елку?

– Почему она стоит в центре праздника, а не береза, например, или орешник?

V. Итог урока

VI. Домашнее задание

Найти и выучить наизусть стихотворение про елку, Новый год.