Тип урока: игра.
Цели урока:
Образовательные задачи:
- обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Металлы», выявить слабоизученный материал;
Воспитательные задачи:
- воспитывать коммуникабельность,
- повысить сплоченность в коллективе
Развивающие задачи:
- развить логическое мышление, навыки сравнительного анализа,
- расширять кругозор;
- развивать познавательный интерес к предмету;
Оборудование и принадлежности:
- Интерактивная доска.
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
- Таблица растворимости.
- Часы электронные.
- Колокольчик.
- Флажки.
Столы в классе расставлены заранее. Отдельный стол для химического оборудования.
Подготовительный этап:
- Учитель готовит презентацию с заданиями.
- Запись на видеокамеру вопроса завуча технического цикла ШМО для третьего задание «Видео вопрос».
План игры:
- Вступительное слово ведущего.
- Блиц опрос учащихся
- Знакомство с командами
- Представление судей (учащиеся 11 класса)
- Первый гейм “Элемент
- Второй гейм “Видео вопрос”
- Третий гейм “Экспериментальный конкурс капитанов”.
- Четвертый гейм “Тёмная лошадка”.
- Подведение результатов игры. Награждение.
Ход игры
I. Вступительное слово ведущего (5 мин.)
Здравствуйте дамы и господа!
Мы начинаем наш урок по теме «Металлы»”. (слайд 1)
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, а также выявить слабоизученный материал;
Наш урок сегодня пройдет в виде игры. Путем жребия, 9б класс был разделен на 4 команды:
- «Команда Зеленых»,
- «Команда Красных»,
- «Команда Синих»,
- «Команда Желтых»
Участники команд выбрали своих капитанов.
На нашей игре присутствует компетентное жюри: ученики 11 класса.(Фамилия Имя)
Они будут следить за ходом игры и решать все спорные вопросы. И так желаю удачи.
II. Блиц опрос (3 мин.)
-
Какая кристаллическая решетка свойственна для металлов?
Ответ: Металлическая кристаллическая решетка -
Чем она отличается от всех других?
Ответ: в узлах металлической кристаллической решетки располагаются атомы и положительные ионы металлов, между которыми находится свободные электроны. -
Какие общие физические свойства металлов объясняются наличием металлическая кристаллической решети.
Ответ: электропроводность, теплопроводность, металл блеск, пластичность, легкость тугоплавкость, легкоплавкость, твердость, мягкие -
Какой металл самый легкий?
Ответ: литий (Li) -
Назовите самый тяжелый металл?
Ответ: Осмий (Os) -
Назовите самый тугоплавкий металл?
Ответ: Вольфрам (W) -
Какой металл самый легкоплавкий?
Ответ: Ртуть (Hg) -
Назовите самый пластичный металл?
Ответ: Золото (Au) -
Какие металлы легко режутся ножом?
Ответ: щелочные металлы.
III. Первый гейм “Элемент” (12 мин.)
I. Электронное строение атома металла
-
В детстве мы читали о нем в сказке Андерсена. Его звон слышали заблудившиеся путники и находили дорогу. Он может болеть «чумой» Какой это металл? (2.8.18.18.4)
Ответ: олово. -
При раскопках этрусских гробниц (1000 лет до н.э) были обнаружены зубные протезы. Вопрос: из какого металла они были сделаны? ([Xe] 4f145d106s1)
Ответ: золото. -
Определите элемент по его электронно-графическому изображению.
Ответ: калий. -
Определите металлы по их квантовым числам
n=3
f=0
me=0
s= -1/2n=5
f=3
me= -1
s=1/2
Ответ: магний, уран.
II. Этимология металлов
-
Металл, названный в честь великого русского химика, открывшего периодический закон химических элементов, учёного, педагога и общественного деятеля.
Ответ: Md (менделевий). -
Металл, названный в честь Земли Русской.
Ответ: Рутений (Ru). -
Этот элемент – металл, названный в честь естественного спутника Земли.
Ответ: Се (Селен). -
Переход хода.
III. Сплавы металлов.
Даются изображения сплавов. Учащиеся должны определить какой это спав.
-
Какой это сплав. Из каких компонентов он состоит?
Ответ: Сталь. Сплав железа (98%) и углерода (1,5%) -
Какой это сплав. Из каких компонентов он состоит?
Ответ: Бронза.Сплав меди с оловом. Цвет бронзы, с увеличением процентного содержания олова, переходит из красного (90% меди) в желтый (85%меди), белый (50%) и стально-серый (до 35% меди). -
Какой это сплав. Из каких компонентов он состоит?
Ответ: Мельхиор. Сплав. Меди (75%) и никеля (25%) -
Какой это сплав. Из каких компонентов он состоит?
Ответ: Латунь. Сплав меди (60-80%) с цинком
Подведение итогов I конкурса. Жури сообщает количество баллов каждой команды
Капитаны команд подходят к столу для экспериментов, на котором лежат карточки с практическим заданием. Для каждого приготовлен штатив с реагентами. За время следующего конкурса капитанам необходимо выполнить задания, а затем написать на доске уравнения реакций в ионном виде.
Для остальных участников команд следующий конкурс.
IV. Видео вопрос. (4 мин.)
Видео вопрос задает зам. директора по УВР.
«Роберт Вуд, знаменитый американский физик и величайший любитель всяческих поделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами. Проходя по луже мимо местных жителей, Вуд плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусок вещества X величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое красное пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались крики, молитвы, и кто-то прокричал: "Спасайся кто может! Этот человек плюнул огнем! Только сам старый сатана умеет это делать!". Что за вещество упомянуто в рассказе? Напишите химическую реакцию данного процесса»
Ответ: калий
Правильность ответа проверяется видеороликом «Взаимодействие калия с водой»
V. Экспериментальный конкурс капитанов (ответ 5 мин.)
Капитаны команд подходят к интерактивной доске и пишут уравнения реакций в ионном виде. За правильно написанную реакцию вы получаете по 15 баллов Таким образом, капитан команды может принести 45 баллов в общую копилку команды.
Реакции:
I. Задание: Определить катионы металлов в трех пробирках при поморщи одного реагента.
Реактивы: СаСl2, AlCl3, CuCl2
-
СаСl2+ 2NaOH=Ca(OH)2 +2NaCl2
Са2++2OH- = Ca(OH)2 (белый осадок) -
2AlCl3 +3NaOH= 2Al(OH)3 +3NaCl2
2Al3+ +3OH-= 2Al(OH)3 ↓ (белый осадок)
Al(OH)3 + NaOH = Na [Al (OH)4] (осадок растворяется)
Al(OH)3 + OH- = Na+ + [Al (OH)4]- -
CuCl2 +2NaOH=Cu(OH)2 +2NaCl2
Сu2++2OH- = Cu(OH)2 ↓(голубой осадок)
II. Задание:Определить катионы металлов в трех пробирках при поморщи одного реагента.
Реактивы: ВаСl2, FeСl3, ZnСl2
-
2FeСl3 +3NaOH= 2Fe (OH)3 +3NaCl2
2Fe3+ +3OH-= 2Fe (OH)3 ↓(бурый осадок) -
ZnСl2 +2NaOH=Zn(OH)2 +2NaCl2
Zn2+ +2OH-=Zn(OH)2 ↓(белый осадок) -
В третьей пробирке ВаСl2. Можно определить:
ВаСl2 + H2SO4 = ВаSO4+ HCl
Ва2++SO42- = ВаSO4 ↓(белый осадок)
III.Задание: Определить катионы металлов в трех пробирках при поморщи одного реагента.
Реактивы: MgCl2, AgNO3, Na2CO3
-
3MgCl2 + 2Na3PO4 = Mg3(PO4)2 + 6NaCl
3Mg2+ + 2PO43-= Mg3(PO4)2↓(белый осадок) -
3AgNO3 + Na3PO4 = 3Na NO3 + Ag3PO4
3Ag+ + PO43- = Ag3PO4↓ (желтый осадок) -
Na2CO3 в третьей пробирке.
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl+ CO2 + H2O
2H+ + CO32- = CO2 ↑ + H2O
IV. Задание: Определить катионы металлов в трех пробирках при поморщи одного реагента.
Реактивы: KCSN, KOH, AgNO3
-
3KCSN+FeCl3 = 3KCl + Fe(CSN)3
Fe3+ + 3CSN- = Fe(CSN)3 (кроваво-красный раствор) -
3KOH+FeCl3 = 3KCl + Fe(OH)3
3OH-+Fe3+= Fe(OH)3 ↓(бурый осадок) -
3AgNO3+FeCl3 = 3AgCl + Fe(NO3)3
3Ag++3Cl- = 3AgCl ↓ (белый осадок)
VI. Четвертый гейм “Гонка за лидером”. (15-17 мин.)
На столах лежат карточки с заданиями. (4 варианта Приложение 1). Учащимся необходимо решить химическую цепочку уравнения за 5 мин и сдать карточку компетентному жюри. За каждое правильно написанное уравнение химической реакции учащиеся получают по 5 баллов. Таким образом, команда может набрать максимально 100 баллов.
I.
- К+ О2 = КО2
- КО2 + 3К = 2К2О
- 2К+ 2NH3 = 2КNH2+ H2
- КNH2+ H2O= КOH +NH3
- К2О +H2O=КOH
II.
- 3Al+3O2=2Al2O3
- Al2O3+2NaOH+3H2O=2Na[Al(OH)4]
- 2Al+ 6H2О=2Al(OH)3+3H2
- Al(OH)3+NaOH=Na[Al(OH)4]
- 2Al(OH)3 +Na2О= NaAlO2+2H2О
III.
- 2Fe +3Cl2 = 2FeCl3
- Fe+2HCl → FeCl2+ H2↑;
- 4Fe + 3О2 + 6Н2О = 4Fe(ОН)3
- Fe(ОН)3 + КОН = К[Fe(ОН)4]
- Fe(ОН)3 + NaОН = NaFeO2+2H2О
IV.
- 2CH3COOH+Ca=(CH3COO)2Ca+H2
- Са + Н2 = СаН2
- Са+2Н2О=Са(ОН)2 +Н2.
- Ca(OH)2+CO2= СаCO3+ Н2O
- СаCO3 = CO2+ CaO
VII. Подведение результатов игры. Награждение.
VIII. Индивидуальное домашнее задание.
(листы с домашним заданием разложены на столах Приложение 2)
IX. Выборочная проверка домашней работы.
(7 тетрадей учитель берет на проверку)