Задачи:
- Показать детям явления природы с помощью музыки.
- Учить детей понимать и объяснять характер музыки и средства её выразительности.
- Развивать умение эмоционально-образно выполнять музыкально-игровые упражнения;
- Продолжать учить петь согласованно, выразительно, протяжно;
- Закреплять умение подыгрывать простейшие мелодии на треугольнике.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал под фонограмму звуков природы: пение птиц, журчание ручья.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, сегодня ребята мы с вами в весеннем лесу. Посмотрите вокруг деревья с зелеными листочками, уже и цветочки распускаются, вдохните носиком свежий весенний аромат.
Дети дышат при этом, соблюдая правила вдоха, – не поднимать плечи.
Музыкальный руководитель: Ребята, прислушайтесь, что вы слышите.
Дети: Птицы поют, друг с другом весело перекликаются.
Музыкальный руководитель: Посмотрите эти птички у нас на дереве. Одна птичка сидит на верхней веточке, а другая на нижней. Давайте с вами попробуем спеть. Как будет звучать пение птички, которая сидит на верхней ветке, а как будут петь птичка на нижней ветке?
Дети поют и показывают рукой высоту голоса.
Пение затихает. Слышатся звуки грозы, дождя.
Музыкальный руководитель: Что-то изменилось в природе?
Дети. Да начался дождь, с грозой.
Музыкальный руководитель: Давайте спрячемся, присядем с вами на сухие пенёчки.
Дети присаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель: Мы с вами слушали звуки природы: пение птиц, дождь, раскаты грома.
Музыкальный руководитель: Все явления природы композиторы перенесли в музыку, и тем самым передали её характер. Мы с вами пели песенки о солнышке, дожде, а вот о грозе ещё не слушали. Сегодня я спою песню «Гроза», муз. Е. Тиличеевой, сл. М.Дымовой. Послушайте внимательно, как композитор, рассказывает нам в песне о таком природном явлении как гроза.
Дети слушают произведение в исполнении музыкального руководителя, и анализируют прослушанное. Музыкальный руководитель помогает детям характеризовать песню: музыка звучит, в низком регистре, словно раскат грома, появляются резкие аккорды – молния.
Музыкальный руководитель: Слова в песни помогают рассказать о грозе?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: А теперь сами определите по музыке: если погода хорошая – мы будем гулять, в непогоду – спрячемся под зонтик.
Проводится игра «Солнышко и дождик»: «Солнышко» муз. Н. Раухвергера, слв. А. Барто. «Дождик» муз. Б. Антюфеева.
Музыкальный руководитель: (когда дети еще под зонтом). Ребята, дождик, наверное, надолго. Давайте споём ему песенку ему понравится, и он прекратится.
Дети поют песню «Дождик».
Музыкальный руководитель: Посмотрите, у меня есть лукошко. Но что в нем, что это за инструменты?
Дети: Маракас, ложки, треугольник.
Музыкальный руководитель: Ребята давайте выберем из этих инструментов один, у которого звучание похоже на капли дождя. Послушайте, какой у них звук: маракас – шелест листьев, ложки – дятел стучит по дереву, треугольник – капельки дождя. Треугольник подходит нам по звучанию на слова «кап-кап» мы будем им подыгрывать в песни.
Дети исполняют песенку Дождик, один или два ребенка подыгрывают на треугольниках на слова кап-кап.
Музыкальный руководитель: Вот и дождик перестал. Выглянуло солнышко, а когда оно появляется, кто просыпается и начинает петь.
Дети: Птицы.
Музыкальный руководитель: А каких птиц вы знаете?
Дети: Голубь, воробей, ворона…
Музыкальный руководитель: Мы с вами знаем песенку, про какую птицу?
Дети: Воробей.
Музыкальный руководитель: Молодцы, давайте, её исполним. Сядьте, ровно пятки на месте спина прямая.
Дети исполняют «Зима прошла» муз. Н. Метлова, слв. М. Клоковой.
Музыкальный руководитель: Что-то воробей у вас грустный, вы хоть разве видели, чтобы воробьи были не весёлые, не прыгали и звонко не чирикали. Давайте ещё раз с вами споем, но уже с настроение, оживлённо и звонко. Встаньте возле своих стульев, спину держим ровно голова прямо.
Дети встают возле своих стульев и исполняют песню «Зима прошла», муз. Н. Метлова, слв. М. Клоковой.
Музыкальный руководитель: Молодцы, песня прозвучала у нас Весело, звонко и задорно. Ребята мы с вами в весеннем лесу, а вы помните, если вдруг кто-то потеряется что нужно кричать?
Дети: Ау.
Музыкальный руководитель: Правильно, давайте потренируемся и поиграем в игру «Узнай по голосу»
Проводится игра «Узнай по голосу», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова.
Музыкальный руководитель: Ребята, что вам понравилось в лесу? Что вы запомнили?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель: Сегодня на занятии мы познакомились с вами с различными явлениями природы. Скажите, какие явления вы услышали в музыке. Услышали дождь? А грозу? А была солнечная погода?
К дождю вы подбирали музыкальный инструмент. Какой? И имитировали на нём звуки капель. А также пели весеннюю песню, «Зима прошла». Все эти явления природы может передать музыка. А теперь вам пора в детский сад. До свидания.