Методические основы лагерной смены на осенних и весенних каникулах.
Приоритетной основой работы лагеря является гуманизация, которая обеспечивает создание условий для личностного развития детей: педагоги принимают ребёнка таким, какой он есть, положительно относятся к его личности, опираются на творческую активность ребёнка, выводят его на уровень соуправления, т.е. совместной организованной работы воспитателей, вожатых и детей. Вся работа строиться на принципах добровольности, посильного участия каждого в жизни лагеря.
Школа в каникулярное время -это не только место для отдыха и развлечений, это уникальная возможность для самореализации и самовыражения. Здесь можно открыть в себе талант организатора, руководителя, воспитателя, здесь можно реализовать все свои идеи и воплотить в жизнь свои замыслы.
Цели воспитательной работы лагеря:
Создание условий для максимально эффективного отдыха детей, для восстановления, сохранения, реабилитации здоровья ребенка, формирования житейских умений и навыков самообеспечения на базе пришкольного лагеря во время осенних и весенних каникул.
Задачи:
- Реализация в ходе смены форм воспитательной работы, позволяющих включать детей в творческую, спортивную, интеллектуальную, общественную деятельность.
- Создание гуманистического стиля взаимоотношений всех участников воспитательного процесса в лагере.
- Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практически ориентированной деятельности.
- Формирование патриотических чувств, любви к родному краю, своему городу.
- Развитие духовности ребенка.
Организационный этап (1-2 день)
- Знакомство детей с распорядком дня, с дисциплинарными и гигиеническими требованиями;
- Воспитатели и вожатые приучают детей к доброжелательным и справедливым взаимоотношениям друг с другом и со старшими;
- Осуществляется диагностика интересов и ожиданий детей;
- Акцентируется внимание детей на возможностях саморазвития.
Основной этап (3–5 дни смены)
- Проведение мероприятий интеллектуального и художественно-эстетического плана.
- Реализация в ходе смены форм воспитательной работы, позволяющих привлекать родителей.
Итоговый этап (6 день)
- Увеличение эмоциональной привлекательности и значимости жизни в лагере через общественную оценку индивидуальных заслуг ребенка и самооценку;
- Вручение дипломов, награждение детей;
- Формирование мотива: добиться большего в следующей смене и активно проявить себя в общественной деятельности в своем классе.
Послелагерный период
- Сбор отзывов детей и родителей о смене;
- Анализ работы лагеря педколлективом и задачи будущей деятельности школьной площадки.
- Составить отчет в виде презентации.
Программа лагеря «Наша школа» делится на два этапа:
Первый этап:
Осенние каникулы- «Интеллектуальный лагерь» для учащихся 2-5 классов РО. Программа рассчитана на работу с социальными проектами, так как в учебное время не все дети, кто заинтересован проектной деятельностью могут успешно себя проявлять.
Второй этап:
Весенние каникулы-«Неделя забав» для учащихся 2-5 классов традиционного обучения. Программа рассчитана создание для детей условий, способствующих положительному эмоциональному отношению к происходящему на школьных каникулах.
Для реализации проекта «Наша школа», разработан бизнес-план, для того, чтобы с начала учебного года можно было планировать досуг учащихся во время каникул.
Бизнес-план на осенние каникулы:
№ | Наименование | Количество | Стоимость | Итого |
1 | Бумага 500 листов | 3 | 200 | 600 |
2 | Маркеры (фломастеры) | 10 упаковок | 50 | 500 |
3 | Ватман | 20 | 20 | 400 |
4 | Клей ПВА | 10 | 50 | 500 |
5 | СД-диски | 10 | 30 | 300 |
6 | Цветная бумага | 10 | 50 | 500 |
7 | Дипломы | 150 | 20 | 3000 |
8 | Сладкие призы | 150 | 30 | 4500 |
Общая сумма | - | - | 9800 |
Бизнес-план на весенние каникулы
№ | Наименование | Количество | Стоимость | Итого |
1 | Бумага 500 листов | 2 | 200 | 400 |
2 | Маркеры (фломастеры) | 10 упаковок | 50 | 500 |
3 | Ватман | 20 | 20 | 400 |
4 | Клей ПВА | 10 | 50 | 500 |
5 | СД-диски | 10 | 30 | 300 |
6 | Цветная бумага | 10 | 50 | 500 |
7 | Дипломы | 150 | 20 | 3000 |
8 | Сладкие призы | 150 | 30 | 4500 |
Общая сумма | - | - | 9600 |
Проект «Наша школа» – Интеллектуальный лагерь
Актуальность проекта:
Существует весьма распространенное мнение, что задача школы дать знания, развивать умения и организовывать деятельность, основанную на том, что знает и умеет школьник. Я считаю, что есть еще один элемент, роль которого, в школьной жизни огромна – это «Школьные каникулы».
Школьная жизнь состоит из событий и отношения к этим событиям. Поэтому моя идея и заключается в том, чтобы в жизни школы появились события, которые приносили бы их участникам радость «здесь и сейчас» и давали надежду на то, что эта радость повторится. Так собственно и появился проект «Наша школа!» для учащихся классов развивающего обучения!
Постановка проблемы:
Дети и школа, их взаимоотношение, взаимодействие – тема с одной стороны освещенная в полной мере, а с другой стороны мало изученная.
Проблема занятости детей во время школьных каникул, одна из самых главных. Основная масса подростков в каникулярное время между четвертями остается в городе. И наша задача организовать их досуг во время каникул и привлечь учащихся в интеллектуальный лагерь дневного пребывания. Для этого перед каникулами проводится день открытых дверей, где детям предлагаются мероприятия, которые будут проводиться на каникулах. В основе каникулярного времени лежит метод проектов. Организуя его, мы стремимся не просто выявить новых лидеров больших и малых дел. Для саморазвития и самореализации личности необходимо приобретение организаторских умений и навыков, поиск своего дела, которое наиболее интересно детям и заинтересовать других.
Для учащихся старшей школы творческая группа в составе: педагогов – организаторов, библиотекарей, учителей физической культуры, педагогов доп. образования, проводят консультации для того, чтобы старшеклассники были тьюторами на протяжении всех каникул у младших школьников.
Цель проекта: Активизация исследовательской деятельности, рост познавательной активности учащихся; обеспечение доступности дополнительных образовательных услуг школьников; развитие проектно-исследовательской культуры школьников.
Задачи проекта:
- развивать у воспитанников чувство ответственности, самостоятельности, гражданской активности.
- мотивировать детей разного возраста на доброжелательные и продуктивные отношения в коллективе.
- формировать навыки и умения работать в команде над социальным проектом.
- защита социального проекта.
Участники проекта: дети МОУ «СОШ №7»: Учащиеся 2-5 классов РО.
Охват детей: 150 учащихся.
- старшеклассники – выполняют роль тьюторов – организаторов;
- среднее звено – выполняют роль актеров;
- младшие школьники (учащиеся классов РО) – участники мероприятий.
Творческая группа (педагоги-организаторы, педагоги доп. образования, библиотекарь, учитель информатики).
Временные рамки: Осенние каникулы; В течение шести дней с 10-00 до 14-00.
Место реализации проекта: МОУ «СОШ №7»:
- кабинет организаторов;
- актовый зал;
- спортивный зал;
- библиотека;
- кабинет ритмики;
- школьные рекриации.
Содержание проекта:
Проект направлен на организацию активного отдыха детей, посредствам включения подростков в развивающую проектную деятельность.
Учащиеся старшей школы вместе с педагогом – организатором, психологом, проводят мероприятия соответствующие тематике каждого дня.
- За предложенную неделю учащиеся должны интересно провести время;
- Научиться создавать социальные проекты;
- Каждый ребенок, с максимальной пользой должен взять для себя познавательную информацию;
- Учащиеся всех возрастов должны почувствовать доброжелательное отношение от сверстников, взаимопомощь, взаимовыручку.
Каждый день имеет свое название и свою цель.
Примерные проектные задания для школьников
Пошаговая инструкция работы в проекте:
- Заинтересовала тема? Присоединяйся!
- Найди значение определения "Наша школа!"
- Что тебе интересно в нашей школе? Представь ее в различной форме: текст, презентация, слайд-шоу, изображения, фото, видео.
1-й День «Школьный мир!»
Цель: Сформировать разновозрастные группы для работы над будущим проектом «Наша школа!»
Открытие. Организационный день. Формирование групп. Экскурсия по школе.
«Проблематизация» – участники определяют, какие вопросы их больше всего волнуют.
- работа с психологом (игры на сплочение, интересы учащихся…)
- работа с тьюторами;
- выбор расположения команды.
2-й день «Давайте познакомимся?»
Цель: Презентация команд, знакомство с интересами школьников.
- команды представляют себя (визитка – название, девиз…)
3-й день «Как создать проект!»
Цель: Познакомить учащихся с проектной деятельностью. Рассказать для чего нужно проектирование. Как с помощью проектов можно добиться успешных результатов.
- Знакомство с проектной деятельностью. Разработка проекта.
- Подготовка к выбору решения проблем, поднятых входе беседы в 1 и 2 день.
- Выработка коллективных задач на ближайшие 3 дня.
- Настроить учащихся на коллективную деятельность.
- Умение выслушивать мнение других.
- Справедливая критика.
4-й день «Сам себе режиссер!»
Цель: Создание видеопрезентации или видеоролика о этапах работы команд.
- Создание видеоролика о работе команды. Работа команды в компьютерном классе.
- как все начиналось;
- какую роль играет каждый участник проекта;
- оригинальность.
5-й день. Защита проектов «Наша школа!»
Цель: познакомить участников лагеря с проектами, выявить наиболее значимый проект для нашей школы.
- Презентация проектов. Лучший проект «Наша школа!»
- актуальность;
- оригенальнось;
- значимость.
6-й день. Реализация проекта «Наша школа!»
Закрытие лагеря. Награждение.
- работа всех команд в едином направлении;
- подведение итогов;
- планы на весенние каникулы.
Для учащихся:
- Положительные отзывы о каждом мероприятии, проводимом за неделю;
- Увлеченность и заинтересованность в достижении поставленной цели;
- Ответственность за порученное дело, собственные поступки;
- Участие в проектной деятельности.
Для творческой группы:
- методическая копилка;
- выпуск информационных материалов: статьи о Интеллектуальном лагере в школьную газету; ВЕБ-страница с планом мероприятий на каникулы.
- систематизация, описание, обобщение и внедрение в практику образовательной деятельности опыта педагогов-организаторов: выпуск буклетов.
- разработка новых эффективных технологий по работе с детской инициативой подростка и работе с индивидуальными целями ребенка.
Финансовое обеспечение проекта:
- Спонсорская помощь;
- Управляющий совет;
- Родительский комитет.
Бизнес-план:
№ | Наименование | Количество | Стоимость | Итого |
1 | Бумага 500 листов | 3 | 200 | 600 |
2 | Маркеры (фломастеры) | 10 упаковок | 50 | 500 |
3 | Ватман | 20 | 20 | 400 |
4 | Клей ПВА | 10 | 50 | 500 |
5 | СД-диски | 10 | 30 | 300 |
6 | Цветная бумага | 10 | 50 | 500 |
7 | Дипломы | 150 | 20 | 3000 |
8 | Сладкие призы | 150 | 30 | 4500 |
Общая сумма | - | - | 9800 |
Полностью текст статьи представлен в Приложении.