Класс: 7.
Тема и номер урок в теме: Введение, урок 1.
Базовый учебник: «Физика 7 класс» А.В. Перышкин.
Цель урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки.
Задачи:
- обучающие: научить различать физические явления и тела, физические величины и их единицы, методы изучения физики.
- развивающие: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать.
- воспитательные: воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.
Тип урока: урок-лекция, изучение нового материала.
Форма работы учащихся: индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Время, мин. |
1 | Постановка учебных проблем. | Сообщение. | Запись темы урока в тетради. | 2 | |
2 | Изучение нового материала. | Слайд-шоу "Физические явления" (N 186676), Слайд-шоу "Физика и смежные отрасли науки" (N 186323) |
\Записи в тетрадях | Беседа, эксперимент, демонстрация | 35 |
3 | Закрепление изученного материала. | Наблюдение и опыт (N 205905) тест Наблюдение и опыт (N 205844) |
Выполнение теста | проверка усвоения учебного материала | 2 |
4 | Итоги урока. | Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках. | Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске. | 3 |
Ход урока
Общие рекомендации: первый урок физики в 7 классе нужно построить в виде лекции, где учитель не только рассказывает о физике, как науке, но и вовлекает учащихся в обсуждение вопросов, с которыми они косвенно знакомы.
Вводя учеников в мир физики, следует заметить, что роль этой науки в нашей жизни очень трудно переоценить, так как она необходима и инженерам, и строителям, и врачам и многим другим специалистам.
Изучение нового материала: Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, доска, книги… В физике всякий предмет называется физическим телом. Следовательно, стул, стол, книга… – это физические тела. Земля, Луна, Солнце также являются физическими телами. В природе с физическими телами происходят изменения. Например , зимой вода отвердевает и превращается в лед. Весной снег и лед плавятся и превращаются в воду. Вода кипит и превращается в пар. Пар охлаждается и превращается в воду. Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца. Солнце и все небесные тела движутся в космическом пространстве. Все эти изменения называются физическими явлениями.
Физика – это наука о физических явлениях природы. Физика изучает мир, в котором мы живем, явления в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления, и как они взаимосвязаны. Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся:
- Механические явления ( например, движение машин, самолетов, небесных тел, течение жидкости).
- Электрические явления (например, электрический ток, электризация тел, нагревание проводников с током).
- Магнитные явления (например, действие магнитов на железо, влияние магнитного поля Земли на стрелку компаса).
- Оптические явления (например, отражение света от зеркал, изучение световых лучей от различных источников света).
- Тепловые явления (таянье льда, кипение воды, тепловое расширение тел).
- Атомные явления (например, работа атомных реакторов, распад ядер, процессы, происходящие внутри звезд).
- Акустические явления. Слайд-шоу «Физические явления» №186676
Физика – наука, которая изучает все эти явления. Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. На примере свободного падения стального шарика, можно установить законы падения для других тел разной формы и массы.
Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности – механике, строительстве, энергетике, военном деле, мореплавании, даже в цирке и других областях. И так, физика – это наука о наиболее общих свойствах тел и явлений.
Упражнение 1
Вы знаете, как происходят многие явления, и надеюсь, легко закончите фразы, предскажите, чем закончатся следующие события:
- Если выпустить тяжелый предмет, то…
- Если цветок не поливать, то…
- Если сверкнула молния, то…
Законы физики являются объективным отражением развития природных закономерностей. Любые процессы, происходящие в природе, тесно связаны между собой. Даже смена дня и ночи на планетах обусловлена вращением их вокруг своей оси. Физика как наука очень тесно связана с другими науками. Например, с географией, астрономией, химией, биологией. Слайд-шоу "Физика и смежные отрасли науки" (N 186323)
Любая наука использует специальные слова – научные термины.
Приведите примеры физических тел. (мяч, стол, карандаш и т. д. ) Следует сказать, что все объекты, в том числе физические тела являются материей. Все что нас окружает материально. Вода, воздух, звезды – любые физические тела материальны. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля. Любой материальный предмет (физическое тело) состоит из вещества, и мы можем его потрогать, увидеть. Сложнее с полем – мы можем констатировать последствия его действия на нас, но не можем увидеть его или потрогать, можем только зарегистрировать его наличие каким либо прибором, и то не всегда. Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, и благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с нее, несмотря на то, что она вращается со скоростью 30км/сек, но измерить его мы не можем, пока. А вот электромагнитное поле человек не только может ощущать по последствиям его действия, но и измерить. Наши мысли, сны нельзя считать материальными, к. к. это – продукт нашего сознания.
Давайте подумаем о том, как можно изучить физику. Откуда появляются у человека знания? Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно и начиналась физика. Философы и ученные древней Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку. Очевидно, многие слышали имя Архимед, которому приписывают такие известные всем слова, как: «Дайте мне точку опоры, и я вам подыму весь мир»; «Эврика!» Существует легенда о том, как Архимед пришел к открытию, что выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме тела.
Царь Герон поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовлявшего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими более дешевыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. Архимед лежал в ванной и размышлял о том, как узнать, есть ли примесь серебра в золотой короне. Выталкивающую силу человек отчетливо ощущает, принимая ванну. Закон неожиданно открылся Архимеду, представился в своей замечательной простоте. Архимед выскочил из ванны, громко кричал, побежал за драгоценной короной, чтобы немедленно определить потерю ее веса в воде.
Чтобы раскрыть мошенничество с короной, Архимед применил следующий метод: он опустил в сосуд, наполненной водой, золотой слиток того же веса, что и корона, а потом собрал и взвесил вылившуюся воду. Затем Архимед повторил такой же опыт со слитком серебра того же веса и нашел, что воды вылилось больше (потому что при одинаковом весе объем серебра превышает объем золота). Повторив опыт с короной вместо слитков, Архимед получил результат, лежащий где-то посередине между результатами двух предыдущих опытов, откуда и заключил что корона сделана не из чистого золота.
В средние века многие ученные для постижения истины массово стали стали ставить опыты. В физике многие знания добываются путем проведения различных опытов и эксперементов. Ведь одних наблюдений бывает мало, чтобы установить законы, по которым меняется, например, скорость падения мяча. Галилео Галилей изучал падение различных тел с Пизанской башни. Выполняя различные измерения, он определил общий закон падения тел в поле тяготения Земли.
Как ученные изучают физические явления?
Очень часто изучение физических явлений начинается с наблюдения. Но наблюдения недостаточно, чтобы познать природу вещей. Очень часто наблюдения открывают только «явную», очевидную сторону происходящих явлений. Вспомните, многие наблюдения убеждают человека в том, что Земля – плоская.
Чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперементы, (опыты).
Наблюдение и опыт (N 205905)
Опыты проводятся ученными по заранее продуманному плану с определенной целью.
Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин. Примерами физических величин являются: растояние, объем, скорость, температура.
Итак, источником физических знаний являются наблюдения и опыты.
Закрепление изученного материала
Тест к уроку "Наблюдение и опыт" (N 205844)
Домашнее задание §1-3; ответить на вопросы в конце параграфов учебника.
Используемая литература: «Поурочные разработки по физике». В. А. Волков. Москва «Вако».