Тема урока: "Декор костюма народов Приамурья"

Разделы: Технология


Сегодня ряд ученых России и Запада развивает мысль о том, что каждая самобытная культура имеет свои особые задачи в развитии мира — бытия в широком эволюционном, образовательном процессе. Действительно, осознавая самобытность другого народа, человек обогащается сам, крепнет и его самосознание, но в данном случае намного важнее сделать акцент именно на единство общечеловеческих ценностей, что позволит снять симптомы проявления нетерпимости в общении, стереотипах, насмешках и предубеждениях. Необходимо отметить, что пятиклассники фактически готовы к такому диалогу. У них накоплено достаточно информации о народах, проживающих на территории Дальнего Востока, его традициях и самобытной культуре (через изучения национально-регионального компонента на уроках изобразительного искусства 1-5 классе).

Презентация 1

Презентация 2

Приложение 1

Приложение 2

Цели:

  • понимать значение искусства в жизни человека;
  • развитие творческих возможностей и навыков постижения выразительных средств искусства;
  • воспитание интереса к духовному миру человека.
  • развивать познавательную активность.

Зрительный ряд: презентации по теме урока.

Тип урока: усвоение навыков и умений.

Цели:

  • познакомить учащихся с декоративным искусством народов Приамурья;
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре;
  • сформировать понятие социальной функции декоративного искусства в организации общества, познакомить с эволюцией и образным значением одежды;
  • развивать творческую фантазию, познавательную активность.

Форма урока: изучение нового материала.

Оборудование и материалы:

  • иллюстративный материал с изображением орнаментов, одежды народов Приамурья;
  • литературный ряд стихи В. Герасименко “Мой край Дальневосточный”;
  • художественные материалы;
  • раздаточный материал: кукла – шаблон.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуальность.

3. Сообщение новых знаний.

4. Самостоятельная работа.

5. Анализ урока.

6. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация.

Учитель. На предыдущих уроках вы познакомились с декором в костюмах разных эпох. В разные эпохи разные народы окружали себя оригинальными предметами и создавали свой костюм. Но мы с вами живем на Дальнем Востоке и должны знать особенности украшения национальной одежды коренных народов.

3. Сообщение новых знаний.

Нашу беседу я хочу начать со стихотворения:

… Я живу в том краю,
Где метели поют,
Где тайга не даёт слабовольным приют,
Где люди - души кристальной
И твёрже породы скальной.

В. Герасименко

- О каком крае идет речь? (Дальний Восток)

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по Дальнему Востоку нашей страны и познакомимся с видами национальной одежды народов Приамурья. Древняя культура коренных народов Дальнего Востока возникла несколько тысячелетий назад.

- Расшифруйте ребусы и ответьте на вопрос: Какие из нижеперечисленных народов являются коренными жителями Хабаровского края? (Приложение 1)

- Народы дальнего Востока – нанайцы, ульчи, нивхи и удэгейцы, негидальцы, эвены и эвенки, чукчи и эскимосы – издавна расселяются по берегам реки Амур и её притокам, на побережье Охотского моря и Северного Ледовитого океана. На местах их обитания найдено много интересных предметов, рисунков. (Приложение; Слайд 2)

Учитель. Какие национальные предметы быта вы можете перечислить? (Приложение; Слайд 3)

Дети. Туеса, берестяная посуда, ковровые украшения, национальная одежда, унты, и т.д.)

Учитель. Национальная одежда была повседневной, свадебной, праздничной, погребальной, а также промысловой (для мужчин). Соответственно назначению она шилась из разных материалов и по-разному украшалась. Декоративные узоры и знаки, изображенные в вышивке, гравировке, воплотили в себе древние представления людей об окружающем их мире. Известно, что одежда коренных жителей Приамурья украшается издавна орнаментом, который очень богат по своим мотивам. Какие наиболее распространенные виды орнамента вы знаете?

Дети. Зооморфный орнамент, облаковидный орнамент, растительный орнамент, геометрический орнамент.

Учитель. Какие узоры использовали для украшения амурские мастерицы? (Приложение ; Слайд 4)

Дети. Для украшения мастера использовали весь окружающий мир, который видели (рыб, бабочек, птиц, ящериц, цветы, веточки и т.д.)

Учитель. Путешественник В.К. Арсеньев называл амурские народы “ихтиофагами”, что в переводе с латыни буквально означает “поедатели рыбы”. Но вот просто нельзя, живя на Амуре, не воспринять его красоту и затем не выразить её. Неудивительно, что именно “обмундированию” рыбака местные жители уделяли особое внимание. Поэтому костюм для ловли должен быть не только удобным, легким, защищающим своего владельца от быстрого промокания, но и, конечно же, красивым! Дома вы подготовили материал о женском и мужском костюме коренных народов. (Приложение ; Слайд 5).

Выступления детей.

Дети. Вот, например, костюм рыбака, выполненный талантливой ульчской мастерицей З.А. Пластиной. Костюм традиционен, то есть выполнен так, как это делали мастерицы более 100 лет назад. Народное понятие красоты заключается не в роскоши, а в точности художественном выражении функционального смысла вещи, в гармонии цвета, рисунка орнамента. Посмотрите, как подогнаны друг к другу по цвету отдельные лоскутки - кусочки кожи, образуя ритмичный и приятный взгляду орнамент.

Дети. Красиво и искусно выполнена вышивка шёлком на костюме удэгейского охотника, состоящего из короткого халата, шапочки с султаном и других его атрибутов. (Приложение; Слайд 6). Автор И.И. Кялуидзюга. Техника вышивки – это узкий шов, выполненный гладью, которым зашивается спиралевидно изогнутый орнамент, вырезанный чаще всего из кожи рыбы и подклеенный на ткань. Полихромия цвета и блеск шелковых ниток на контрастном фоне, а также оформление вышитого узора цветными кантами придают костюму праздничность и декоративность. Сам его покрой, форма и материал, а также орнамент в виде спиралей и личин животных ведут начало с древних времен. Контрастное звучание белого, синего, красного и черного цветов в этой вещи дают ту торжественность и красоту, которой всегда полнится народное искусство.

Дети. Наиболее функционально значимым видом костюма, который донес до наших дней особенность покроя и орнамента, является женский, как ульчский, так и нанайский, свадебный халат. (Приложение; Слайд 7, 8). Нанайский женский халат “сике” из шелковой ткани с введением изображения мифологической символики вечности мира – древа жизни. Мастера веками создавали подобные ритуальные наряды, воплощающие в себе своеобразный образ счастья. Свадебные костюмы отличались лучшим материалом, большим количеством орнаментных деталей и украшений.

Учитель. Ребята рассказали нам о мужском костюме рыбака, о свадебном костюме “сике”, орнаменты нанайских халатов яркие, расположение узоров плотное. Но есть еще категория праздничных халатов как мужских, так и женских, имеющих общие украшения. (Приложение; Слайд 9 -12).

- Различны орнаменты на свадебных и праздничных одеждах. Широкая черная полоса, нашитая на полы халата из тяжелой ткани, подчеркивает его праздничное назначение. Цветовая гармония и четкая композиция амурских орнаментов высоко оценивается искусствоведами.

- Праздничный женский нанайский халат с чешуйчатой и прорезной аппликацией.

- Праздничный нанайский мужской состоит из халата и ноговицы, ноговицы и халат простегиваются к поясу аппликацией и тесьмой.

- Одежда для повседневного потребления тоже украшалась. (Приложение; Слайд 1).

4. Самостоятельная работа.

Учитель. Вы будете создавать образ приамурского костюма с национальными узорами народов Приамурья в технике аппликация. Узоры на изделиях должны повторяться, при повторении следите за тем, чтобы они были одинаковыми. Чередование одинаковых элементов создает ритм в узоре.

- Перед работой сделаем упражнение для рук.

Физкультминутка.

– руки вверх, пальцы разжали...
– голова вперед – назад...;
– голова влево – вправо ...
– глазами поморгать, закрыть, посидеть...
– крепко зажмуриться, открыть, посмотреть вдаль...
– глазами вращать влево, вправо, посмотреть вдаль.

Учащиеся приступают к выполнению работы.

5. Анализ урока.

Экспресс выставка (вывешиваются лучшие работы). Оценка выполненных работ, уборка рабочих мест.

6. Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке?
– О чем бы вы хотели еще узнать?
– Что больше всего вам запомнилось?
– Теперь возьмите свои листочки с тестом и отметьте свое настроение.

В презентации использованы:

  • Иллюстрации Дальневосточного художника Е.В.Короленко / слайд 4 “Семья мастериц”, слайд 5 “Фрагмент диптиха “Семья охотника” инкрустация по бересте”.
  • Картина “На рыбной ловле”.
  • Иллюстрация к нанайской сказке “Айёга”.
  • Киле А.С. “Искусство нанайцев: вышивка, орнамент. Традиции и новации. – Хабаровск: 2004 г.
  • Хабаровский краеведческий музей имени Н.И.Гродекова - E-mall: postmaster@ phpv. khv. ru, www. Feam.info/collect/narodnoe.htm
  • Дальневосточный художественный музей - E-mall: edu- boss @ adm. khv. ru

Презентация 1

Презентация 2

Приложение 1

Приложение 2