Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между созданием образа человека и задачей изображения его фигуры. Овладение первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека, несомненно, представляет трудности для учащихся. Первые опыты изображения человека дети получают в начальной школе, где учащиеся делали попытки передачи пропорции фигуры и ее движения.
I. На первом этапе обучения, в 1-м классе общеобразовательной школы, для понимания пропорций и движения человека можно изготовить вместе с учащимися игрушку плоскостную куклу (Приложение, рис. 1), у которой подвижные детали рук и ног.
Учащиеся могут смело экспериментировать с такими куклами, обводить их, создавая различные композиции.
На последующих занятиях учащихся знакомят с образом человека и его характером в скульптуре, т.к. скульптуру можно рассматривать с разных сторон — прямо, сбоку, сзади и с каждой стороны она будет разной и по-своему интересной [1].
Например, как выразительна фигура в работе В. Мухиной “Ветер” (Приложение, рис. 2). Женщина сопротивляется ветру. Согнутые колени подчёркивают напряжение образа. Вытянутые вперёд руки словно отталкивают ветер.
А в скульптурной композиции “Четыре возраста” (Приложение, рис. 3) художник создал спокойный образ рядом с образом стремительным. Поворот фигуры и складки одежды молодой весёлой девушки передают движение и радость.
Таким образом, через рассматривание и сравнение различных скульптурных композиций учащиеся осваивают навыки передачи пропорции фигуры и ее движения
Очень помогает восприятию пропорций лепка фигуры человека в движении [1]. Все знания закрепляются практически: можно дать детям вылепить фигуру человека в движении с использованием проволочного каркаса (Приложение, рис. 4).
II. На втором этапе обучении, в 3-м классе, изображение фигуры человека в движении строится на приобщении детей к миру искусства. Например, тема: “Художник в театре” [2].
Балет является сложным видом театрального и музыкального искусства, а танец и движение — это язык балета (Приложение, рис. 5, рис. 6). Важно, прежде всего, заинтересовать учащихся этим искусством. Для создания нужного настроя демонстрируются фрагменты видеофильмов, рисунки и фотографии артистов балета, работы Эдгара Дега. Говоря о красоте человека, о его танцевальных движениях, учитель обращает внимание ребят на красивую осанку танцора, положение рук, поворот головы, жесты. Вместе они рассматривают костюм балерины – балетную пачку, пуанты, фотографии. Многие дети впервые слышат эти слова, поэтому необходимо записать их на доске.
Самые известные русские балеты — “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик” П.И. Чайковского. При создании балета “Спящая красавица”, балетмейстер впервые работал вместе с композитором. По требованию Чайковского балетмейстер Мариус Петипа подготовил сценарий, в котором были обозначены продолжительность и содержание танца. Сочиняя танцевальные ансамбли, Петипа пользовался миниатюрными фигурками танцовщиков и танцовщиц, вырезанными из картона. Он расставлял их на столе, добиваясь нужного танцевального рисунка [3].
Детям можно предложить испытать себя в роли балетмейстера, придумывающего спектакль. Чтобы возникло понимание балетного танца и легче было изобразить балерин и кавалеров (так в балете называется танцор), можно показать детям основные позиции рук и ног, положение корпуса, головы и плеч, разработанные для классического танца (Приложение, рис. 7), и рассказать о ежедневной работе танцовщиков у станка.
Работа выполняется из обрезков цветной бумаги на белом листе формата А4 [4]. Каждый ребенок изображает одну фигуру балерины, затем вырезает ее по контуру и, выполняя работу театрального художника, придумывает детали костюма, которые помогут создать образ. Отдельные вырезанные фигурки можно использовать для коллективной работы. Создавая коллективную работу на тему “Балет”, “главные художники” сначала рисуют на большом листе сцену с декорациями и занавес. Учитель заранее ограничивает палитру, чтобы работа не смотрелась слишком пестрой, лучше всего выбрать дополнительные цвета (например, желто-оранжевые фигуры на сине-фиолетовом фоне или наоборот).
А. Для туловища отрезать прямоугольник, обузить его с двух сторон для мужской фигуры или плавно сузить к талии для женской и положить на белый лист, не приклеивая. Чтобы получилась линия талии, надо загнуть снизу полоску и отогнуть ее обратно. До тех пор пока вся фигура не будет разложена на листе, клей не используется.
Б. Для головы берется прямоугольник в два раза короче туловища, углы скругляются так, чтобы голова стала похожа по форме на яйцо. Из маленького обрезка вырезается шея прямоугольной формы (Приложение, рис. 8).
В. Для ног отрезать прямоугольник размером с туловище и разрезать вдоль по вертикали на две одинаковые полоски. Две полоски совмещаются в одну и разрезаются по диагонали. Получаются четыре треугольника, из которых составляются ноги. У треугольников надо скруглить углы у основания, чтобы фигурка получилась более изящной.
Г. Для рук вырезать прямоугольник размером от плеча до талии, чуть уже туловища. Дальше вырезать руки так же, как и ноги (Приложение, рис. 9).
Д. Для ступней нужен прямоугольник высотой с голову и примерно в два раза уже, разрезать его по диагонали и приложить к ногам. Кисти рук выполняются из обрезков, оставшихся после вырезания головы.
Е. Собирая фигурку, необходимо проследить за тем, чтобы руки человека не отрывались от плеч. Когда дети поиграют с кусочками бумаги, разложив их так, чтобы фигурка получилась танцующей, можно все приклеить. В течение урока надо успеть приклеить все кусочки, так как до следующего урока они не сохранятся.
Работа начинается с набросков. Учитель включает видеозапись, и дети выполняют карандашом или ручкой несколько зарисовок фигур танцоров (Приложение, рис 10).
На наброске не надо показывать точные пропорции фигуры и мелкие детали. Необходимо за несколько секунд зарисовать только движение (направление, изгибы рук и ног и пр.) и слегка наметить костюм. Дети настолько увлекаются танцем фламенко, что забывают о сложностях изображения фигуры человека в движении.
Тема: “Художник в цирке”, продолжает “балетную” [4]. Надо объяснить детям, что балет показывает физическую и духовную красоту человека, при помощи музыки через красоту движений в балете отображаются мысли и чувства людей.
Цирк, прежде всего, развлекает, показывает силу, ловкость человека. Люди приходят в цирк отдохнуть, для понимания циркового искусства не требуется особой подготовки. Учитель должен создать праздничную обстановку, используя музыку, фотографии артистов цирка, цирковые плакаты, видеозаписи. Необходимо показать репродукции картин Пабло Пикассо “Девочка на шаре” и Поля Сезанна “Арлекин и Пьеро” (Приложение, рис 11), иллюстрации Лебедева к стихотворению С. Маршака “Цирк” (Приложение, рис 12).
Каждый ребенок может рассказать о том, как выглядят артисты цирка, какие трюки они выполняют, во что одеты. Предложите им пройтись походкой Арлекина, Пьеро, веселого или грустного клоуна. Так ли неуклюжи и неумелы клоуны? Нарисовать целиком цирковой номер за 40 минут учащемуся 3-го класса сложно, поэтому можно предложить ученикам изобразить в движении одного персонажа циркового представления тем же способом, каким они изображали артистов балета, и потом собрать из индивидуальных работ одну общую композицию. Фигуры можно сделать не только способом аппликации, но и нарисовав их на обратной стороне цветной бумаги. Дети этого возраста легко с этим справляются (Приложение, рис 13).
III. На следующем этапе обучения, в 7-м классе изучаются пропорции фигуры и правила построения, вырабатываются первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению [5].
Овладение навыками изображения фигуры человека, передачи движения, несомненно, представляет трудность для ученика. Последовательность заданий позволяет постепенно формировать этот навык, познакомиться со строением человеческой фигуры и ее основными пропорциями, их индивидуальной изменчивостью, приобрести умение изображать человека в движении.
Пропорции и размеры человеческого тела изучаются художниками уже более 2500 лет. Как следует из “Трактата о живописи” Леонардо да Винчи, художники Возрождения посещали больницы и морги, подвергая себя риску заболеть, в стремлении открыть секреты анатомии человека. Верная интерпретация форм тела определяется умением верного его построения. Художники всегда стремились найти эталон совершенной фигуры. Греческие скульпторы, например, установили определенные пропорции для фигур богов и богинь. Таким же образом более поздние мастера, такие, как Леонардо и Дюрер, ввели собственные каноны пропорций идеальной фигуры. Представление об идеале меняется от нации к нации и от одного периода времени к другому.
Если взглянуть на людей, окружающих нас в реальной жизни, нетрудно заметить, что пропорции их фигур значительно разнятся. Голова одного мужчины, например, с нашей точки зрения, слишком велика для его тела, голова другого – меньше нормы. Фигуры большинства людей, однако, схожи в пропорциях.
Основываясь на этом, легко можно составить представление о средних пропорциях фигуры взрослого человека. Но существует значительная разница между средними и идеальными размерами фигуры.
Очень полезно упростить натуру до ее элементарных геометрических форм – куба, конуса, сферы или цилиндра. Это делается очень просто, даже если объект кажется сложным.
Перед началом работы нужно рассмотреть схемы строения фигуры человека и пропорциональное соотношение частей [6]. На рисунке (Приложение, рис 14) видно, что за масштабную единицу при определении пропорций принимается какая-либо часть тела, обычно голова (ее высота). Высота всей фигуры человека составляет 7—8 масштабных единиц (включая голову). Размеры длины туловища и головы вместе равны примерно длине ног. Руки на одну единицу длиннее туловища (доходят до середины бедра). Рука до локтя длиннее предплечья, локоть находится на уровне талии (примерно на половине туловища). Ширина фигуры в плечах равна двум единицам. Ноги в коленях делятся на две равные части.
Если учащиеся научились представлять главные формы человека в виде простых геометрических объемов, то теперь можно “сложить” и показать фигуру в разнообразных ракурсах и движениях (Приложение, рис 15, рис 16) [7].
Для более наглядного изучения пропорций фигуры человека можно использовать манекен. Манекен, обычно деревянный – бесценный помощник при рисовании фигуры (Приложение, рис 17). Он может имитировать все позы и положения, которые способно принимать человеческое тело. Изменяя варианты сочленения головы, шеи и конечностей, можно быстро освоите изображение различных позиций и их балансировку.
Полезно также поэкспериментировать с ракурсами и фигурой в движении (Приложение, рис 18). Раньше одетые манекены использовались, чтобы освободить живые модели от утомительных сеансов, и художнику требовалось сделать лишь несколько зарисовок головы и рук. Можно учиться на манекене, так как его движения могут копировать движения человека, следовательно, можно смоделировать большое количество убедительных поз. Полезно придать манекену утрированную позу, а затем вернуть его в естественное положение.
Фигуры полезны и при работе над композициями. Например, при работе над той же темой “Балет” (Приложение, рис 19). После отработки набросков манекена, можно приступать к изображению людей в движении и созданию тематической картины.
В 7-м классе основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства. В практической работе необходимо следовать принципу постепенного нарастания сложности задач и постепенного и последовательного приобретения навыков и умений.
Темы “Поэзия повседневности” и “Великие темы жизни” демонстрируют детям, что человек является центром любого жанрового, исторического или мифологического произведения. Для того чтобы создать тематическую картину, необходимо углублять композиционное мышление учащихся: представление о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства.
Интереснее всего человек проявляет себя в танце. В основе танца наших предков могли лежать движения, связанные с трудом первобытного человека, с охотой, с войной. Разнообразными движениями и жестами древние танцоры передавали свои впечатления от окружающего мира. Изображения пляшущих людей можно встретить в наскальных рисунках. Танцевальное искусство было связано с жизнью и бытом, изменялось со временем, но всегда занимало важное место в жизни человека. Народные танцы стали основой для многих бальных, классических и современных танцев.
Самой увлекательной для семиклассников является тема “Танец фламенко”. Музыка и движения этого танца не оставляют равнодушным ни одного ребенка [8].
Фламенко — древнейший народный танец Андалусии. Из-за страстного характера он называется “фламенко”, что означает “огненный”, “пламенный”. Считается также, что искусство фламенко связано с культом огня и первоначально было ритуальным. Некоторые исследователи полагают, что название танца связано с именем птицы “фламинго” (по-испански “фламенко”). Костюмы танцоров, подчеркивающие стройность фигуры и причудливость движений, действительно напоминают оперение этой птицы. Искусство фламенко могло возникнуть в Испании под влиянием танцев цыган, изгнанных в XV в. из Индии. Однако основные элементы искусства фламенко существовали в Андалусии с незапамятных времен, задолго до появления в Испании выходцев из Индии.
Народный танец Андалусии вобрал в себя черты искусства народов, в разные времена обитавших на Иберийском полуострове – арабов, евреев, цыган, – и в то же время не потерял своей самобытности. Многие народные танцы включают в себя элемент соревнования, “перетанцовывания” партнера или другой пары. В отличие от русского перепляса в танце фламенко танцор соревнуется только сам с собой. Танец (Приложение, рис 20) не нуждается в широком сценическом пространстве, но требует внутреннего пространства — пространства души.
Чтобы дети смогли понять искусство фламенко и восхититься им, надо показать видеозапись (фрагмент испанского художественного фильма “Кармен”; “Клуб путешественников”, посвященный фламенко ) и во время практической работы включить музыку фламенко в исполнении испанского гитариста Пако де Лусии (кассеты и диски с записями концертов этого гитариста можно купить в музыкальных магазинах). Пение и танец фламенко подчинены ритму гитары, стуку каблуков, ударам в бубны, щелканью пальцев и кастаньет, хлопкам в ладоши и неотделимы друг от друга. Хлопки в танце фламенко имеют свое значение, есть специалисты, аккомпанирующие танцу хлопками, они называются “пальмерос”.
В танце большое значение имеют движения рук, они придают ему самобытность, выражают движения души — радость, печаль, любовь, ненависть, тоску и надежду – и являются языком этого искусства. У женщин руки гибкие, извивающиеся, пальцы находятся в постоянном движении, а у мужчин движения рук строгие и четкие и рассекают воздух, как удары меча.
Танцевальная техника имеет свои особые законы, она подчиняется определенному ритму; необходимы правильная осанка, умение, даже застыв на одном месте, сохранять внутренний ритм танца (Приложение, рис 21). В этом танце важны также поворот шеи и головы (шея вытянута, голова слегка откинута назад, подбородок опущен, взгляд устремлен прямо на зрителя).
Особенно тщательно следует выбирать костюм: традиционно юбка должна быть с длинным шлейфом, а волосы собраны в пучок, прическу дополняет цветок. Можно предложить девочкам надеть танцевальные юбки, всем — выполнить танцевальные па, подвигаться под музыку, подражая танцорам, разыграть танцевальный диалог.
Работа начинается с набросков. Учитель включает видеозапись, и дети выполняют карандашом или ручкой несколько зарисовок фигур танцоров (Приложение, рис 22). На наброске не надо показывать точные пропорции фигуры и мелкие детали. Необходимо за несколько секунд зарисовать только движение (направление, изгибы рук и ног и пр.) и слегка наметить костюм. Дети настолько увлекаются танцем фламенко, что забывают о сложностях изображения фигуры человека в движении.
Несколько набросков (2–3) переносятся простым карандашом на лист формата А4 или А3 (по выбору учителя). Затем на наброске размечаются детали фигуры с соблюдением пропорций. После выполнения карандашного рисунка работа дорабатывается черной тушью или гелевой ручкой (Приложение, рис 23, рис 24).
Композицию на тему “Танец фламенко” можно выполнить гуашью (Приложение, рис 25, рис 26), но, чтобы работа получилась более выразительной, необходимо ограничить палитру.
Тема “Хоровод” (Приложение, рис 27), является логическим продолжением предыдущих тем [9].
В каждой деревне были излюбленные места, где в праздничные дни водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры (С. Рерих). Водить хороводы (карагоды) начинали с Красной горки (первое воскресенье после Пасхи) и продолжали до Петрова поста (начинался в зависимости от Пасхи, а заканчивался 12 июля на день Петра и Павла). Известны зимние хороводы — на Рождество и на Масленицу. Этика хоровода включала целый комплекс норм поведения, которым владел каждый крестьянин. Община и семья следили за соблюдением традиций, которым с детства учились у родителей, у старших родственников, старших товарищей. Община могла запретить показываться в хороводе за безнравственные поступки.
В хоровод старались одеться получше, а девушка могла даже отказаться идти в хоровод с буднично одетым парнем. Русские хороводы могли быть чисто девичьи: девушки двигались по кругу, “по солнцу”, с песней и поочередным выходом внутрь круга. Парни в хороводе не участвовали, а стояли в стороне в качестве зрителей. Все это связано с древней традицией, когда девичий хоровод имел ритуальное значение. В хороводе мог быть и игровой элемент, когда девушки разыгрывали содержание песен, связанных с выбором невесты.
Выходили красны девушки |
Собиралися девушки все во кружок, |
Из ворот гулять на улицу. |
Расходилися во лесок, |
Красны девушки распляшутся. |
Садилися на лужок, |
А молодушки расплачутся: |
Сорывали с цветов цветочки, |
Поиграйте, красны девушки, |
Надевали на головы веночки. |
Поколь волюшка жить у батюшки, |
Пошли в хоровод, пошли в хоровод! |
Поколь негушка у матушки. |
В хороводе веселилися, по забавушкам пустилися. |
Девичьи хороводы могли собираться из разных деревень. Девушки становились в круг, берясь не за руки, а за концы платков, и с песней начинали медленно двигаться хороводом.
После общего девичьего хоровода все отправлялись по своим деревням играть в горелки — подвижную совместную игру парней и девушек.
Бывали и хороводы, в которых принимали участие девушки и молодые замужние женщины, а иногда и вдовы. В смешанных праздничных хороводах наряду с девушками и женщинами участвовали и парни (Приложение, рис 28). В круг становились парни, девки и бабы, играющие на самодельных дудках (А. Рябушкин. “Втерся парень в хоровод…”). Хоровод мог сопровождаться гармошкой, балалайкой, пляской под ритм хлопков в ладоши или под частушки. Парень и девушка соревновались “коленцами”, а устав, кланялись гармонисту, пожимали друг другу руки и выходили из круга, внутри круга их сменяла новая пара.
Практическая работа начинается с набросков, сделанных во время просмотра видеозаписи, затем наброски переносятся на чистый лист, прорисовываются детали фигуры с соблюдением пропорций (Приложение, рис 29).
Работа завершается гуашью (Приложение, рис 30). Необходимо проследить за тем, чтобы, изображая русский танец, дети не только показывали правильное движение человека, но и не забывали об особенностях русского костюма. Во время практической работы должна звучать русская народная музыка. Эти рисунки могут быть, потом использованы для создания композиции.
Список литературы
- Программа “Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы”. — М.: Просвещение, 2006.
- Изобразительное искусство и художественный труд. Материалы к проекту типовой программы 3-го класса. — М., 1978.
- Полякова И., Сапожникова Т. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд” Окончание. Начало в № 17/07. Статья первая. Часть II. Материалы к уроку. Газета 1 сентября № 19/2007.
- Стен Смит. Рисунок. Полный курс. – М.: Астрель АСТ, 2005.
- Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. – М.: Наука, 1986.
- Изобразительное искусство и художественный труд. Материалы к проекту типовой программы 3-го класса. — М., 1978.
- Кларамунт А.П., Альбайсин Ф. Искусство танца фламенко. — М.: Искусство, 1984.
- Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства учебной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1987.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М.: Просвещение, 1987.
- Неменский Б.М. Познание искусством. — М.: УРАО, 2000.
- Неменский Б.М. Приглашение к диалогу. — М.: Изд-во МИОО, 2003.
- Панкеев И. Русские праздники и игры. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
- Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007.
- Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. — М.: Просвещение, 2006.
- Секрет танца. — СПб.: Диамант, Золотой век, 1997.