1 – Титульный слайд
Дети проходят в зал под музыку Э.Грига, садятся.
– Сегодня мы проведем викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Если вы сможете выполнить все задания – вас ждет сюрприз!
2 – Посмотрите на слайд и назовите имя композитора. (о.д. – Эдвард Григ)
– Да, это Эдвард Григ – известный композитор. Его музыка, яркая и самобытная, близка и понятна слушателям, широко известна и любима.
– В какой стране родился Эдвард Григ? (о.д. – Эдвард Григ родился в Норвегии)
3–8 – Слайды о природе Норвегии
– Далеко на северо-западе есть такая страна – Норвегия. Это суровый, холодный, но необыкновенно красивый край: неприступные горные скалы летом одеты в ярко-зеленый наряд, а зимой – в сверкающий белый. По крутым склонам низвергаются водопады и шумят горные речушки. Глубоко врезаются в берег узкие и извилистые морские заливы – фьорды. На их берегах приютились живописные рыбацкие селения и деревеньки. Северное небо отражается в синих бездонных озерах. Здесь, в Норвегии, городе Бергене 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Дом Григов всегда был полон музыки. Его мама, фрау Гезина, считалась лучшей пианисткой в городе. Она давала Эдварду первые уроки музыки, и заметила раннее композиторское дарование у сына. Кроме нее, яркий талант мальчика оценил композитор и скрипач, ученик самого Паганини – Улле Булль.
9 – Слайд – портрет Улле Булля
Слушая импровизации Эдварда, Булль предсказал, что тот своей музыкой прославит Норвегию, и посоветовал Григу продолжить музыкальное образование в Лейпциге.
– Кто назовет, в каком музыкальном учреждении учился Григ? (о.д. – в консерватории) В переводе с итальянского «консерватория» – это хранилище искусств. Консерватория – это музыкальное учебное заведение, готовящее музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. Лейпциг в те времена был славен своей музыкальной жизнью. В консерватории преподавали лучшие музыканты того времени. Эдвард Григ занимался день и ночь.
– На каком музыкальном инструменте играл Э. Григ? (о.д. – фортепиано)
Да, действительно, он занимался по классу фортепиано.
– Как называют человека, который играет на фортепиано или пианино?(о.д. – пианист)
10 – Слайд – пианист
Лейпциг раскрыл перед Григом огромный мир музыки. По окончании консерватории Григ получил диплом композитора и пианиста.
Григ писал произведения самых различных жанров. Он сочинял крупные произведения и инструментальные миниатюры (циклы «Поэтические картинки», «Листки из альбома», «Лирические пьесы»), а также вокальные миниатюры – романсы и песни. (240 песен)
После окончания консерватории Григ объездил с концертами все крупнейшие европейские страны и всюду имел оглушительный успех. Григ был не только знаменитым композитором, но и прославленным дирижером и пианистом. За активную музыкальную деятельность композитор был избран членом французской академии изящных искусств.
На музыкальных занятиях мы слушали произведения Эдварда Грига. Назовите пьесы Грига, с которыми вы знакомы. (о.д. – «Утро», «Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг»)
Эти пьесы из сюиты «Пер Гюнт».
Узнайте пьесу по музыкальному отрывку. (о.д. – «Утро»)
11 – Слайд – рассвет
Какие инструменты играют основную мелодию и перекликаются?
(о.д. – флейта, гобой)
12 – Слайд – Флейта, гобой
Сначала флейта-дудочка
Была из тростника.
Она из древней Греции
Пришла через века.
Красивые мелодии
Она умеет петь,
Изобразить сражение
И просто посвистеть.
Н.Я.Соломыкина
Слайд – Гобой
Задумчивый, мечтательный гобой.
На нем сыграет не любой…
Н.П. Бобкова
Звучит фрагмент пьесы «Шествие гномов»
– Скажите, какие сказочные существа шествуют под музыку Грига? (о.д. – гномы)
– Как называется пьеса? (о.д. – Пьеса называется «Шествие гномов»)
13. Слайд – гномы Дети встают в круг
Игра со словом «Гномы» Лопухиной
Жил да был веселый гном, – поставить руки на бочок
Он в лесу построил дом. – поднять и соединить руки над головой
Рядом жил поменьше гномик, – опустить руки немного пониже
Под кустом он сделал домик. – соединить руки перед собой на уровне груди
Самый маленький гномишка – присесть, показать руками около пола
Под грибом сложил домишко. – соединить «домиком» пальцы рук
Старый мудрый гном – гномище, – выпрямиться, расставить ноги
Выстроил большой домище. – соединить руки над головой
Был он стар и был он сед, – покачаться вправо-влево, поставив руки на пояс
И большой был домосед.
Каждый день соседи-гномы – шагать на месте
Навещали деда-гнома.
Их встречал радушно гном, – поклоны вправо-влево, раскрыв руки в стороны
Все любили этот дом. – хлопки в ладоши
– Гномы – это сказочные человечки, живущие в лесу. Они быстрые, немного неуклюжие. Даже под марш они шагают гурьбой, прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место.
Давайте изобразим шествие гномов.
Возьмите колпачки.
Импровизация детей под музыку Э. Грига «Шествие гномов»
Звучит отрывок к пьесе «В пещере горного короля»:
Зловещие звуки звучат тут и там,
И карлик коварный является нам:
«На службе у горного я короля,
Пугать всех людей – вот задача моя!
Скачу по камням и крадусь в тишине,
Да, очень силен я в своем колдовстве!»
14 – Слайд – портрет Э. Грига
Игра «Музыкальная угадай-ка». Разделитесь на 3 группы. Я раздам вам карточки. Прослушав музыкальный фрагмент, поднимите подходящую к этой пьесе карточку.
Вы отлично справились с заданиями. И теперь – обещанный сюрприз! Посмотрите мультфильм, созданный по мотивам сказки «Пер Гюнт» и еще раз послушайте прекрасную музыку композитора Эдварда Грига (6 мин.).
Вот и закончилась наша музыкальная викторина, посвященная музыке норвежского сказочника Эдварда Грига. До свидания, до новых встреч с музыкой.