Психолого-педагогическая профилактика личности обучающегося

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Социальная педагогика


Проблема отклонения в поведении подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь человека. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.

Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми.

Много лет работая с обучающимися, в последнее время мы замечаем, что в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивности в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла “молодежная” преступность, особенно преступность подростков.

Среди форм агрессивных реакций можно выделить следующие:
– физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица;
– косвенная агрессия – действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.);
– вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);
– склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости грубости;
– негативизм – может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обучающиеся приходят в училище в возрасте 16–17 лет, уже сформировавшись как личность. С годами у нас выработался определенный алгоритм работы с подростками. Работа с группой начинается, прежде всего, с диагностики, которая проводится совместно с педагогом-психологом. Большинству подростков присуща эмоциональная грубость, озлобленность, агрессивность. Обучающиеся часто проявляют вспышки агрессии на занятиях и во внеучебное время, тем самым, оказывая негативное влияние на окружающих. Их отношения с товарищами строятся с позиции силы, морального подавления более слабых. Авторитарное воздействие в данном случае не принесло бы положительного результата.

Перед нами стояла достаточно трудная задача – научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умению находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Нам необходимо было создать доверительные отношения, тем самым расположить их к себе. Мы старались разобраться в самой природе агрессии подростков, понять ее первопричины.

Большой пласт информации дает общение с родителями обучающихся. Необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства людей.

Пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайне суровые наказания и не контролируют занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Для профилактики отклонений в поведении подростков в рамках родительских собраний и индивидуальных бесед приглашаем специалистов в области медицины и психологии. Главная цель этих встреч – научить родителей разговаривать с сыновьями, обсуждать совместные проблемы.

Кроме издержек семейного воспитания одной из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте – переоценка своих возросших возможностей. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Эмоциональное благополучие подростка сильно зависит и от того, какое место он занимает в коллективе. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Подросток с низкой самооценкой равняется на лидера и превращается в “волчонка в стае”. Куда все – туда и он. Необходимо помочь обучающемуся воспитать самоуважение и умение сказать “нет” в ответ на давление. Многое зависит от индивидуальных особенностей подростка. Перед нами всегда стоит задача – развить индивидуальность подростка, научить принимать “свои” решения.

Одним из способов решения этих задач является развитие самосознания, самооценки. При этом у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими. Важнейшую роль в формировании самооценки играет успешность. Примером ее достижения может служить подготовка обучающихся группы ко “Дню матери”. Каждый выполнял определенные обязанности: нужно было написать сценарий, научиться танцевать вальс, выучить стихи, подобрать музыку, научиться петь под караоке, красиво ухаживать за девочками. Нужно было видеть глаза родителей на празднике, таких сыновей они никогда не видели.

Также неоценима роль спортивных занятий, соревнований, развлечений. Командные игры, соревнования объединяют подростков, желание не подвести команду, чувство долга, ответственность, стремление к победе делают разрешаемыми многие проблемы. В нашем училище созданы условия для творческого и физического развития обучающихся. Различные кружки и спортивные секции являются одной из эффективных форм работы по профилактике отклонений в поведении обучающихся. Результатами этой работы могут служить спортивные достижение многих наших обучающихся.

Николай К. с 2007 г. занимается в спортивной секции по гиревому спорту. На первом курсе получил свои первые награды. Неоднократно становился победителем и призером различных соревнований:
– 2 место в Первенстве Омской области среди старших юношей;
– 2 место в соревнованиях в зачет 60 спартакиады среди обучающихся городских учреждений НПО;
– 1 место в соревнованиях в зачет 61 спартакиады обучающихся бюджетных и государственных образовательных учреждений НПО.

Самым отрадным достижением и гордостью училища является то, что Николай К. в 2010 году был удостоен Государственной премии по поддержке талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование”.

Другой обучающийся, Владимир Б., достиг успеха в другом направлении: легкая атлетика, где неоднократно занимал 1–2 места в различных соревнованиях, проводимых Администрацией Октябрьского округа и Омским региональным отделением ФСО “Юность России”.

Эти подростки чувствую свою значимость, полезность, частые выступления в соревнованиях разного уровня дают им уверенность в своих силах, воспитывают чувство собственного достоинства. Многие одногруппники сначала поддерживали, сопереживали Николаю и Владимиру как болельщики, постепенно у них тоже появился интерес к занятиям физической культурой и спорту. Они стали больше времени уделять спортивным занятиям, что несомненно сказалось на их личных качествах, Стала меньше проявляться агрессия к окружающим, изменился кругозор, круг общения, образ жизни.

Обучающиеся Антон Э. и Александр Т. отличались агрессивностью поведения, но мастером производственного обучения были вовлечены в технический кружок “Юный техник” и занимались в нем с огромным интересом. Обучаясь на втором курсе, они приняли участие в выставке “От мечты к открытию: изобретательские идеи молодых”. Внимание многих посетителей этой выставки привлек автокар (модель машины), собранный ребятами за короткий срок.

Отклонения в поведении подростков не всегда связаны со взаимоотношениями в своей среде. К сожалению, необходимо отметить, что агрессивностью заражены и некоторые педагоги. Нельзя ждать заботы об учениках, внимательного, гуманного отношения к ним от педагога, сосредоточенного на ежедневных бытовых проблемах, тревожного, конфликтного. Если добавить, что почти все преподаватели – женщины, которым присуща эмоциональность, то станет понятно, почему нашим обучающимся не всегда комфортно в их обществе. Понятно, что если поведение подростка оценено как агрессивное, а значит противоречащее социальным нормам, сложившиеся педагогические каноны однозначно рекомендуют взрослому применить наказание, “чтоб впредь неповадно было”. Возникает порочный круг, в котором агрессия ребенка рождает агрессию взрослого, а агрессия взрослого в свою очередь стимулирует агрессию подростка.

Кроме того, в общении между педагогом и обучающимся ролевые отношения преобладают над личностными. Неожиданность поступков обучающихся удивляет все меньше, оригинальность их поведения все чаще раздражает. Душевные разговоры заменяются отработанными профессиональными мерами воздействия, вырабатываются стереотипы в отношениях с обучающимися. Конфликт между педагогом и обучающимся может явиться причиной того, что последние плохо учатся, избегают любой деятельности в группе под руководством педагога, прогуливают занятия и т.п. Изливая на подростка раздражение, взрослые навешивают ему ярлыки: лентяй, потребитель, хулиган и т.д. Жизнь подростку можно испортить, если педагог скажет “Ты лодырь, по тебе тюрьма плачет…”. Этого достаточно, чтобы больно и надолго ранить впечатлительного ученика. Очень легко спровоцировать у подростка эмоциональный срыв – повелительный тон, небрежная реплика могут послужить причиной конфликта. Подросток защищаясь, действует спонтанно.

Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список педагогических ошибок. Это приказы, команды, угрозы.

Возможно, педагоги поступают так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле – выплескивают свои негативные эмоции. И конечно, такое поведение педагогов не способствует установлению лучшего контакта с подростками и разрешению проблемы. Скорее раздражение и обида с обеих сторон возрастет еще более и может перерасти в конфликт.

На практике нам приходится сталкиваться с подобными примерами отношений педагога и обучающегося. Мы абсолютно убеждены, что аналогичные случаи имеют в последнее время тенденцию роста.

В процессе работы с подростками у нас появился опыт общения с обучающимися, имеющими отклонения в поведении. Одним из таких подростков с отклоняющимся поведением является Семен К. Он имеет неустойчивую психику, в силу определенных объективных и субъективных причин, работать с ним очень сложно. Семен понимает спокойный и уверенный голос, четко оговоренные требования. Он не воспринимает заискивание в голосе и неуверенность. Агрессивно воспринимает несправедливые требования, повышенный тон. Поэтому необходимо относиться к нему спокойно, твердо, справедливо. Не доводить его до состояния сильной агрессии. При малом проявлении агрессии с его стороны, прежде всего, обратить внимание на собственное поведение, манеру общения.

Преподавателю необходимо снизить эмоциональную окраску голоса, не идти на конфликт, быть мудрее и терпимее.

Исходя из своей практической деятельности, мы предлагаем следующие рекомендации конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

  1. Если вы хотите научиться избегать конфликтных ситуаций, для начала необходим сознательный отказ от них, возведенный в принцип.
  2. Чтобы выработать этот отказ, нужно понять – в конфликтах никто, никогда, никому ничего не может доказать.
  3. Если так уж получилось, что вы незаметно для себя оказались втянутыми в конфликт, главное вспомнить – нужно замолчать!! Молчание дает возможность выйти из конфликтной ситуации и тем самым прекратить ее.
  4. Конфликт можно прекратить, спокойно выйдя из кабинета. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы.
  5. Подростки часто перенимают наше отношение к конфликтами и к миру. Войну может победить только отказ от войны. Нужно учить подростка отказываться от конфликтов. Это достигается, прежде всего, силой собственного примера взрослых.
  6. Ссоры, семейные скандалы и конфликты в учебном заведении – все это может обернуться для подростка страхами, чувством безысходной обездоленности, невротическим развитием, психопатиями.

Педагогу надо помнить, что контроль над собой – самый лучший способ научить самоконтролю ученика.

Формулируя выводы, необходимо отметь, что современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию. Работа с подростками по психолого-педагогической профилактики личности и коррекции поведения очень тонкая, быстрых результатов не бывает. Но если мы видим хотя бы крупицу изменений в поведении наших подопечных, мы понимаем, что позитивное общение, занятия спортом, повышение самооценки являются важной частью психолого-педагогической профилактики личности подростков.