Цели урока:
- познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом – предложением с союзным словом «который»;
- вырабатывать умение видеть опознавательные признаки причастного оборота, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом; повторить правописание непроверяемых гласных;
- приобщать учащихся к мировой культуре.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки.
Технология: элементы игровой технологии и компьютерной технологии.
Оборудование: карточки, иллюстрации, проектор, учебники русского языка для 6 класса под редакцией М.М. Разумовской.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, садитесь.
У нас сегодня не обычный урок, а урок-путешествие с использованием лингвистической сказки. Всем известно, что перед путешествием необходимо проверять снаряжение. Вот и я прошу проверить, всё ли готово у вас к путешествию.
II. Работа по теме урока.
1) Вступительное слово учителя.
Цель: объяснить учащимся цель урока.
Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы вспомним, как образуются причастия и познакомимся с понятием «причастный оборот», откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.
Запишите, пожалуйста, дату и тему урока в тетрадь.
2) Актуализация.
Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом.
В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно (каждому ученику дать карточки-иллюстрации): Который изучает, Который рассказывает, Который смеётся, Который думает, Который читает, Который танцует.
(Карточки прилагаются.)
Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имён:
Который бросил, Который ускакал, Который убежал, Который ушёл, Который замолчал, Который устал.
Невесёлой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который …, каждая крошка – которая …, каждое дитя – которое …
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.
Он говорил ей:
– Я король, который любит.
– Любящий, – поправляла она.
– Я тот, который восхищается вами.
– Восхищающийся, – вторила она.
– Годы, которые мне остались…
– Оставшиеся…
– Я хочу посвятить вам.
– Хорошо, – ответила принцесса, – но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…
Представьте, ребята, как обрадовались подданные короля!
3) Работа по образованию причастий.
Цель: показать на примерах процесс образования причастий.
Давайте посмотрим, что же произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.
– Впишите, пожалуйста, в свои карточки причастия, с помощью которых мы можем заменить прежние имена подданных.
(Учащиеся вписывают в карточки причастия)
– Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы образовали причастия.
– Обозначьте, пожалуйста, в причастиях суффиксы. Мы с вами уже знакомились с ними на предыдущих уроках.
– Посмотрите внимательно, все ли суффиксы, с помощью которых образуются причастия, встретились в нашем задании?
– Перечислите все суффиксы, с помощью которых причастия образуются от глаголов.
4) Составление словосочетаний.
– А теперь, используя данные причастия, попытайтесь составить словосочетания по следующим схемам:
прич. + сущ. | прич. + сущ. |
Изучающий человек Рассказывающий подданный Читающий человек |
изучающий землю рассказывающий историю читающий книгу |
– Ребята, вспомните, как называется слово, от которого зависит причастие в словосочетаниях типа «прич.+сущ.»? (Определяемое)
5) Знакомство с понятием «причастный оборот». Работа с учебником.
– Обратите внимание на второй тип словосочетаний. Каким словом является в нём причастие? Главным, так как при нём есть зависимые слова. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
Откройте, пожалуйста, учебники на странице 88.Чтение теоретического материала параграфа 21..
6) Закрепление.
– Вспомните фразу короля Которого.
Годы, которые мне остались я хочу посвятить вам.
– Что собой представляет эта фраза? (Это предложение.)
– Какое это предложение? (Сложноподчинённое)
А теперь вспомните поправку принцессы Причастие
– Каким является данное предложение? (Простым)
– Почему в нём поставлены запятые? Что они выделяют? (Причастный оборот)
– Определите, пожалуйста, к какому слову относится данный причастный оборот? Изменится ли что-нибудь, если мы переставим определяемое слово? Поставим его после причастного оборота.
– Как вы думаете, ребята, в этих двух примерах говорится об одном и том же или нет?
– Если в них говорится об одном и том же, значит, они выражают одну и ту же мысль.
– А как мы можем назвать эти конструкции? (Синонимичными)
Цель следующего упражнения: научить вас заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастными оборотами.
Учитель: Конечно, король Который очень известен, но всё же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение.
Каждая парта получает карточку. (Работа в парах.)
Карточка.
Задание: Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами.
Образец: Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен.
– Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.
- Это ш…девр архитектуры, который был возведён в IV веке до нашей эры.
- По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась женой карийского царя Мавсола.
- Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.
- На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная камера.
- На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружён колон…адой.
- На многоступенчатой пир…миде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу.
- Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м…взолея.
- Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.
– Какое слово для вас незнакомо? (Квадрига)
7) Лексико-орфографическая работа.
Квадрига – двухколёсная колесница, запряжённая четырьмя лошадьми.
8) Словарно-этимологическая работа.
Выполнение разноуровневых заданий.
Цель: в занимательной форме познакомить с этимологией некоторых слов, встретившихся в предыдущем упражнении.
Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определённого уровня сложности.
Уровень 1
Задание: закончите таблицу.
Происхождение | Значение | Пример из текста |
Французское | «труд, достойный мастера» | |
Греческое | «помещение со сводообразным потолком» | |
Греческое | «глыба, блестящий камень» | |
Старославянское | Его происхождение связано со словом «порох» |
Слова для справок: камера, мрамор, шедевр, прах.
Уровень 2
Задание: закончите таблицу, используя слова из упражнения.
Происхождение | Значение | Пример из текста |
Французское | «труд, достойный мастера» | |
Греческое | «помещение со сводообразным потолком» | |
Греческое | «глыба, блестящий камень» | |
Старославянское | Его происхождение связано со словом «порох» |
Уровень 3
Задание: соединительными линиями покажите соответствия.
9) Игра «Корректор».
Работа по развитию речи.
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов.
Учитель: Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удаётся.
Попробуйте обнаружить и исправить грамматические ошибки в предложенных примерах.
Запись на доске.
Исправьте грамматические ошибки.
- Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.
- Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
- Особое внимание привлекала окружённая усыпальница 39 колоннами.
Запись на доске с обратной стороны.
Ключ к заданию.
- Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.
- Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
- Особое внимание привлекала усыпальница, окружённая 39 колоннами.
Подсказки к упражнению.
Первая подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову.
Вторая подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным.
Третья подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
III. Подведение итогов урока.
Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций. В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их.
Прокомментировать поставленные оценки. Индивидуальные карточки оценить к следующему уроку.
Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, - это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу.
IV. Домашнее задание.
Дома вы должны выполнить упражнение 217, которое поможет вам вспомнить всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке.