Деятельностный метод обеспечивает включение ученика в процесс самостоятельного построения им нового знания.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
- Тема урока;
- Не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.
Можно сформулировать три возможности постановки учебной проблемы на уроке:
- Создание проблемной ситуации;
- Подводящий диалог;
- Сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.
Они обеспечивают определенный развивающий эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности, подводящий – логическое мышление.
Вот несколько примеров создания разных проблемных ситуаций и диалогического выхода из них на уроках математики в 5–6-х классах, обучающихся по учебникам авторов Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон.
Задание, несходное с предыдущим. 6-й класс. Тема: Сложение рациональных чисел.
Ученикам предлагается ряд примеров на сложение, среди которых есть примеры суммы отрицательных и суммы двух чисел с разными знаками. Ученики, испытывая затруднения (проблемная ситуация), пытаются решать самостоятельно незнакомые примеры. Учитель в разговоре побуждает учеников к осознанию, создается проблемная ситуация.
Учитель. | Ученик. | |
1. | – Вы смогли выполнить все задания? | – Нет. |
2. | – Почему не все примеры решаемы? (Побуждение к осознанию противоречия.) | – Слагаемые в некоторых примерах отрицательные. (Осознание затруднения.) |
3. | Чему сегодня будем учиться? (Формулирование проблемы.) | – Складывать отрицательные числа. (Учебная проблема как тема урока.) |
Вторая возможность постановки учебной проблемы – подводящий диалог. Через вопросы и задания учитель подводит учеников к формулировке темы урока. В ходе беседы даются репродуктивные задания(вспомнив, выполним знакомое), и мыслительные задания (сравним, проанализируем). А последний вопрос задается на обобщение, ответом на него станет формулировка темы урока.
Пример подводящего к теме диалога и формулирование нового правила.
5-й класс. Тема: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Учитель. | Ученики. | |
1. | – Как мы сравниваем обыкновенные дроби с одинаковыми числителями и знаменателями? Предлагаются примеры. | Учащиеся формулируют правила. Решают примеры. |
2. | Предлагаются примеры. Сравнить 4/9 и 2/3; 10/11 и 7/10. Чем отличаются от предыдущих примеров? | – Числители и знаменатели разные. |
3. | – Над чем на уроке будем работать? | – Сравнение обыкновенных дробей. (Тема урока.) |
4. | – Над каким вопросом подумаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) | – Правила сравнения обыкновенных дробей. |
4. | – Какие дроби мы уже умеем сравнивать? | – С одинаковыми знаменателями и числителями. |
5. | – Как же сравнить дроби с разными числителями и
знаменателями? – Какие есть гипотезы? |
– Привести дроби к одинаковым числителю или знаменателю. (Формулировка правила, открытие нового знания.) |
5-й класс. Урок по теме “Деление десятичных дробей”.
Шаги диалога. | Учитель. | Ученики. |
1. | – Сегодня на уроке вы будете учиться делить на
десятичную дробь.
Вычислите: |
|
2. | – Как изменились делимые? | Увеличились в 10, 100 раз. |
3. | – Сравните делители. | Увеличились в 10, 100 раз. |
4. | – Сравните ответы. | |
5. | – А теперь рассмотрим следующую задачу: Задача 1: |
|
6. | Решим эту задачу в рублях: 125 коп. = 1 р. 25 коп. = 1,25 руб. 25 коп. = 0,25 р. |
1,25 : 0,25 = ? |
7. | – Сравните: 1,25: 0,25 и 125: 25 |
При решении одной задачи ответ должен быть одинаковый. |
8. | Какой пример приятней для деления? | – Мы умеем делить десятичную дробь на натуральное
число.
1,25: 0,25 = 125: 25 = 5. |
9. | Подумайте, какие изменения пришлось выполнить для того, чтобы делить на натуральное число и частное при этом не изменилось? | Увеличить делитель в 100 раз и увеличить делимое в 100 раз. |
10. | – Как выполнить деление на десятичную дробь? Как решить нашу проблему? Сформулируем правило деления на десятичную дробь. |
Формулируют правило. “Открытие” нового знания. |
11. | Сверим вывод с учебником. |
Третья возможность постановки учебной проблемы – сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема. Это может быть “яркое пятно” (сказка, фрагмент из художественного произведения) и “актуальность” (значимость темы).
6-й класс. Тема: Положительные и отрицательные числа.
Учитель: Первые числа появились натуральные, когда древний человек посчитывал количество предметов. Когда он столкнулся с делением меньшего числа на большее, пришлось “придумать” дробные числа. Однако и этих чисел оказалось мало, когда люди стали измерять температуру воздуха, при вычитании из меньшего числа большего. Мы узнаем, что числа, которые характеризуют мороз за окном, глубину океанов, расходы семьи, называются отрицательными, а рост человека, количество учеников в классе – положительными.
Правильная постановка учебной проблемы – порождение у учеников мотивации к познанию нового на уроках математики.
Использование проблемных методов и приемов на уроке осуществляется по определенному алгоритму. Данная технологическая схема позволяет целенаправленно добиваться высоких результатов на уроке.
Литература.
- Математика 5–6 класс, Методические материалы к учебникам Г.В.Дорофеева, Л.Г.Петерсон. “Школа 2000…”, Москва 2003 г.
- Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон. Математика 5, 6 класс, Ювента 2007 г.