Цель: подвести детей к осознанию понятия “Родина” и раскрыть некоторые формы проявления любви к своему Отечеству ,как взрослыми, так и детьми.
Задачи:
– познакомить детей с государственными символами;
– воспитывать любовь и уважение к своей стране, Родине;
– учить детей эффективно общаться в группах;
– прививать любовь к литературе и чтению;
– совершенствовать технику чтения учащихся.
Подготовка: создать условия для работы в группах.
Оборудование: пословицы о Родине, плакаты, аудиозапись гимна России, слова гимна на каждую группу, цветные карандаши, карта России контурная и физическая.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объявление темы.
Разгадывание ребуса: Р1А Отгадка: (Р-один-а)
Беседа.
– Родина – что это значит?
Ответы учащихся.
– Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. Послушайте стихотворение. (Ученик читает стихотворение З. Александровой.)
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки – березка скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
III. Чтение текста учебника “О чем рассказал папа”. Рассматривание иллюстрации.
– Посмотрите на рисунок в учебнике. Прочитайте название текста. Как вы
думаете, о чем говорится в рассказе? (Предположения детей.)
– Давайте узнаем, о чем говорится в тексте.
Дети еще спали, когда вернулся из командировки папа. Он работал много
месяцев в далекой стране Америке. Папа обнял сына и дочь и сказал с
волнением в голосе:
– Ой, как же я соскучился!
– И по маме? – спросил Егор.
– И по маме.
– И по бабушке? – спросила Даша.
– И по бабушке! Я скучал по нашему дому, нашей улице, даже по нашей полянке в
лесу, где мы с вами летом гуляли.
– Тебе не понравилось в Америке?– удивились дети.
– Нет, Америка – красивая страна. И работа у меня очень интересная. Но где бы
человек не находился и как бы ему хорошо не было в другой стране, он скучает по
родным местам и хочет скорее вернуться домой. Другая страна остается для него
чужой, чужбиной, как говорили в старину.
– Почему? – снова спросил Егор.
– Потому что человек очень любит свою родину, дом, где родился, город, где
прошло его детство, где до сих пор живут его близкие и друзья. Вот вы когда
летом отдыхаете на даче, скучаете по городскому дому, по друзьям и школе?
– Да, и хотим скорее вернуться домой!
– Зато зимой мы скучаем по нашему деревенскому житью-бытью, по друзьям, которые
там остались.
IV. Работа с текстом.
– В какой стране папа был в командировке?
– Прочитайте слова папы.
– Что спросили у папы дети?
– Что ответил папа? Прочитайте его ответ.
– Что же значит слово “чужбина”?
– А вы скучаете, если надолго уезжаете из дома?
Учитель:
Чувство привязанности к родному дому, родным местам и Отчизне свойственно любому культурному и порядочному человеку.
– Как еще называют Родину? (Выслушиваются ответы учеников.)
Родина, Отечество, родная сторона, Отчизна – все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные, близкие, друзья.
– Как называется наша страна?
– Правильно, мы с вами живем в России (Российской Федерации). Это наша
Родина. Мы – россияне.
V. Рассказ учителя.
– Посмотрите на карту. Россия– самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Более 140 народов живут на территории Россию
Границы проходят по суше и по воде. Никакая даже самая сильная птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь не меньше двух месяцев. А вдоль морских – в два раза дольше. Ей повстречались бы 16 разных стран – столько соседей у России.
Россия богатая страна. В ее кладовых – несметные сокровища леса, города, села, звери, птицы, полезные ископаемые и многое другое.
Но страна – это не только лес, поле, горда, села. Это – государство. Каждое государство имеет свои символы – знаки, по которым узнают страну.
Какие государственные символы России вы знаете? (Герб, гимн, флаг).
VI. Выступления учащихся.
Государственный флаг.
– Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней – белого, средней – голубого и нижней – красного цвета. Трехцветное знамя называют триколор.
Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный – символ энергии, крови, пролитой за отечество.
Герб России.
– Герб России – двуглавый орел. Это очень древний герб. Он появился более 500 лет назад. Внутри российского герба – герб Москвы: не красном фоне– Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – эмблема государства; он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.
Гимн Российского государства.
– Гимн – символ государства. Стихи Государственного гимна Российской Федерации написаны С. Михалковым на музыку А.В. Александрова. Слушают и исполняют гимн стоя.
Исполнение гимна под фонограмму. Народ очень любит Родину.
– Как человек может передать свои чувства к Родине?
(Прежде всего своим трудом.)
– Как передают свою любовь поэт, художник, композитор?
– Какие песни, стихи о Родине вы знаете?
VII. Работа с репродукцией в учебнике И. И. Левитана “ Вечерний звон”.
– Что вы чувствуете, глядя на картину?
– Почему Левитан дал своей работе такой название?
– Поэт передает свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией, а художник
–красками. Представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный
колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Это наша Родина.
– Можно ли говорить , что космонавт, шахтер, учитель, артист, хлебороб тоже
любят свою Отчизну?
– Как школьники могут выражать свою любовь к родному краю?
Учитель:
Даже самый малый вклад каждого человека может принести большие результаты. Родина будет богатой и ее народ счастливым.
VIII. Игра в группах “ Собери пословицу”.
– Давайте вспомним пословицы о Родине.
На чужой стороне Родина краше солнц Родная сторона– мать, Человек без Родины – Родина – мать, Глупа та птица, которой Нет в мире краше Для Родины своей . |
Родина милей вдвойне. дороже золота. чужая –мачеха. что соловей без песни. умей за нее постоять. гнездо не мило. Родины нашей. ни сил, ни жизни не жалей. |
IX Работа с учебником.
– Прочитайте текст песни И. Шаферана.
Красно солнышко.
Умывает красно солнышко
Руки теплые в росе.
И Россия, как Аленушка,
Предстает во всей красе.
Ни вблизи, ни в дали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава, в небе синь – синева,
И светла от берез Россия.
У нее коса пшеничная,
Родниковые глаза.
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.
Ни вблизи ни, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава,
В небе синь синева,
И светла от берез Россия.
– Можно ли сказать, что автор любит свою Родину?
– Найдите слова, подтверждающие это.
– Какие красоты России особенно волнуют поэта?
X. Работа в группах.
– У вас на партах контурная карта. Обведите границы Российской Федерации.
Раскрасьте флаг России.
XI. Итог урока.
– Как называется страна, в которой мы живем?
– Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали мой рассказ, ребят и пели гимн?
(Чувство сопричастности к своей стране, чувство гордости, уважения.)
– Какое отношение вы имеете к России? (Каждый несет ответственность за свою страну. Ее надо беречь и любить.)
XII. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к словам песни И Шаферана “ Красно солнышко”.