Урок окружающего мира по теме "Родина – что это значит?" 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: подвести детей к осознанию понятия “Родина” и раскрыть некоторые формы проявления любви к своему Отечеству ,как взрослыми, так и детьми.

Задачи:

– познакомить детей с государственными символами;
– воспитывать любовь и уважение к своей стране, Родине;
– учить детей эффективно общаться в группах;
– прививать любовь к литературе и чтению;
– совершенствовать технику чтения учащихся.

Подготовка: создать условия для работы в группах.

Оборудование: пословицы о Родине, плакаты, аудиозапись гимна России, слова гимна на каждую группу, цветные карандаши, карта России контурная и физическая.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы.

Разгадывание ребуса: Р1А Отгадка: (Р-один-а)

Беседа.

– Родина – что это значит?

Ответы учащихся.

– Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. Послушайте стихотворение. (Ученик читает стихотворение З. Александровой.)

Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки – березка скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

III. Чтение текста учебника “О чем рассказал папа”. Рассматривание иллюстрации.

– Посмотрите на рисунок в учебнике. Прочитайте название текста. Как вы думаете, о чем говорится в рассказе? (Предположения детей.)
– Давайте узнаем, о чем говорится в тексте.

Дети еще спали, когда вернулся из командировки папа. Он работал много месяцев в далекой стране Америке. Папа обнял сына и дочь и сказал с волнением в голосе:
– Ой, как же я соскучился!
– И по маме? – спросил Егор.
– И по маме.
– И по бабушке? – спросила Даша.
– И по бабушке! Я скучал по нашему дому, нашей улице, даже по нашей полянке в лесу, где мы с вами летом гуляли.
– Тебе не понравилось в Америке?– удивились дети.
– Нет, Америка – красивая страна. И работа у меня очень интересная. Но где бы человек не находился и как бы ему хорошо не было в другой стране, он скучает по родным местам и хочет скорее вернуться домой. Другая страна остается для него чужой, чужбиной, как говорили в старину.
– Почему? – снова спросил Егор.
– Потому что человек очень любит свою родину, дом, где родился, город, где прошло его детство, где до сих пор живут его близкие и друзья. Вот вы когда летом отдыхаете на даче, скучаете по городскому дому, по друзьям и школе?
– Да, и хотим скорее вернуться домой!
– Зато зимой мы скучаем по нашему деревенскому житью-бытью, по друзьям, которые там остались.

IV. Работа с текстом.

– В какой стране папа был в командировке?
– Прочитайте слова папы.
– Что спросили у папы дети?
– Что ответил папа? Прочитайте его ответ.
– Что же значит слово “чужбина”?
– А вы скучаете, если надолго уезжаете из дома?

Учитель:

Чувство привязанности к родному дому, родным местам и Отчизне свойственно любому культурному и порядочному человеку.

– Как еще называют Родину? (Выслушиваются ответы учеников.)

Родина, Отечество, родная сторона, Отчизна – все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные, близкие, друзья.

– Как называется наша страна?
– Правильно, мы с вами живем в России (Российской Федерации). Это наша Родина. Мы – россияне.

V. Рассказ учителя.

– Посмотрите на карту. Россия– самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Более 140 народов живут на территории Россию

Границы проходят по суше и по воде. Никакая даже самая сильная птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь не меньше двух месяцев. А вдоль морских – в два раза дольше. Ей повстречались бы 16 разных стран – столько соседей у России.

Россия богатая страна. В ее кладовых – несметные сокровища леса, города, села, звери, птицы, полезные ископаемые и многое другое.

Но страна – это не только лес, поле, горда, села. Это – государство. Каждое государство имеет свои символы – знаки, по которым узнают страну.

Какие государственные символы России вы знаете? (Герб, гимн, флаг).

VI. Выступления учащихся.

Государственный флаг.

– Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней – белого, средней – голубого и нижней – красного цвета. Трехцветное знамя называют триколор.

Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный – символ энергии, крови, пролитой за отечество.

Герб России.

– Герб России – двуглавый орел. Это очень древний герб. Он появился более 500 лет назад. Внутри российского герба – герб Москвы: не красном фоне– Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – эмблема государства; он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.

Гимн Российского государства.

– Гимн – символ государства. Стихи Государственного гимна Российской Федерации написаны С. Михалковым на музыку А.В. Александрова. Слушают и исполняют гимн стоя.

Исполнение гимна под фонограмму. Народ очень любит Родину.

– Как человек может передать свои чувства к Родине?

(Прежде всего своим трудом.)

– Как передают свою любовь поэт, художник, композитор?

– Какие песни, стихи о Родине вы знаете?

VII. Работа с репродукцией в учебнике И. И. Левитана “ Вечерний звон”.

– Что вы чувствуете, глядя на картину?
– Почему Левитан дал своей работе такой название?
– Поэт передает свою любовь к Родине словами, композитор – мелодией, а художник –красками. Представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Это наша Родина.
– Можно ли говорить , что космонавт, шахтер, учитель, артист, хлебороб тоже любят свою Отчизну?
– Как школьники могут выражать свою любовь к родному краю?

Учитель:

Даже самый малый вклад каждого человека может принести большие результаты. Родина будет богатой и ее народ счастливым.

VIII. Игра в группах “ Собери пословицу”.

– Давайте вспомним пословицы о Родине.

На чужой стороне
Родина краше солнц
Родная сторона– мать,
Человек без Родины –
Родина – мать,
Глупа та птица, которой  
Нет в мире краше
Для Родины своей .
Родина милей вдвойне.
дороже золота.
чужая –мачеха.
что соловей без песни.
умей за нее постоять.
гнездо не мило.
Родины нашей.
ни сил, ни жизни не жалей.

IX Работа с учебником.

– Прочитайте текст песни И. Шаферана.

Красно солнышко.

Умывает красно солнышко
Руки теплые в росе.
И Россия, как Аленушка,
Предстает во всей красе.
Ни вблизи, ни в дали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава, в небе синь – синева,
И светла от берез Россия.
У нее коса пшеничная,
Родниковые глаза.
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.
Ни вблизи ни, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава,
В небе синь синева,
И светла от берез Россия.

– Можно ли сказать, что автор любит свою Родину?
– Найдите слова, подтверждающие это.
– Какие красоты России особенно волнуют поэта?

X. Работа в группах.

– У вас на партах контурная карта. Обведите границы Российской Федерации.

Раскрасьте флаг России.

XI. Итог урока.

– Как называется страна, в которой мы живем?
– Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали мой рассказ, ребят и пели гимн?

(Чувство сопричастности к своей стране, чувство гордости, уважения.)

– Какое отношение вы имеете к России? (Каждый несет ответственность за свою страну. Ее надо беречь и любить.)

XII. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к словам песни И Шаферана “ Красно солнышко”.