Самоанализ заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Разделы: Администрирование школы


В 1887 году в селе Волчно-Бурлинском была открыта одноклассная церковно-приходская школа, в которой обучалось 18 мальчиков и 9 девочек.

В 1929 году открыта семилетняя школа (480 учащихся).

В 1956 году школа преобразована в среднюю школу (820 учащихся).

Современное здание школы существует с 1976 года.

В настоящее время школа является Муниципальным общеобразовательным учреждением. Имеет свидетельство о государственной аккредитации и лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам. (Свидетельство о государственной аккредитации АА №0325692, регистрационный номер 491 от 27.04.2004 выдано Комитетом администрации Алтайского края по образованию; лицензия А №115604 регистрационный № 32 от 22.12.2003 по 22.12.2009 г, выдана Комитетом по образованию администрации Крутихинского района Алтайского края.)

Качественный состав педагогического коллектива школы к началу учебного года.

2007-2008уч год 2008-2009уч год 2009-2010уч год
всего % всего % всего %
Число учителей

В т. ч. имеют категорию:

высшую

первую

вторую

21

 

6

9

3

 

 

28,5

43

14

21

 

8

7

3

 

 

38

33

14

20

 

8

8

3

 

 

40

40

15

Распределение учителей школы по разрядам ЕТС. (К началу учебного года с учетом аттестации.)

Разряд ЕТС 2007–2008 уч. год 2008–2009 уч. год 2009–2010 уч. год
Всего % Всего % Всего %
7
8
9 2 9,5
10 2 9,5 1 4,8
11 1 5
12 6 28,5 3 14 3 15
13 9 43 7 33 8 40
14 3 14 8 38 8 40
15
всего 20 21 20

Средний возраст педагогических работников 40 лет. 18 учителей имеют высшее образование, 2 – среднее специальное. Количество учителей – выпускников школы – 14 человек, учителей – мужчин – 4. Коллектив стабильный, работоспособный, мобильный. Увеличилось количество учителей с высшей категорией. Их труд отмечается благодарностями, почетными грамотами, званиями, отраслевыми наградами. В коллективе 2 Почетных работника общего образования, 1 Отличник просвещения, 6 – Почетные грамоты МО РФ, 2 удостоены звания “Лучший учитель России”.

На протяжении последних трех лет 2 человека стали победителями районного конкурса профессионального мастерства “Учитель года”. Педагоги нашей школы являются председателями и членами экспертных групп, занимающихся экспертизой аттестационных материалов учителей, претендующих на 1 и высшую квалификационную категорию, а также экспертизой экзаменационных работ учащихся, сдающих экзамены в новой форме.

Материально-техническое оснащение в последние годы значительно улучшилось. В рамках реализации ПНПО в школу поступило оборудование для кабинетов географии и физики, приобретено 8 компьютеров, 1 интерактивная доска, 2 принтера, 1сканер, имеется множительная техника. В 2007–2008 учебном году прошла паспортизация и смотр учебных кабинетов в соответствии с требованиями к оснащению кабинетов и на основании этого составлены программы развития кабинетов.

Наша школа является базовой в районном округе № 3. Составлен совместный план работы, но пока в силу объективных причин он не всегда выполним.

Базисный учебный план Волчно-Бурлинской средней общеобразовательной школы составлен на основе Федерального базисного учебного плана – нормативного правового акта, который устанавливает перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и базисного учебного плана для образовательных учреждений Алтайского края. Школа, работающая по данному учебному плану, ставит перед собой следующие задачи:

  • Обеспечение высокого уровня подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
  • Формирование представлений о здоровом образе жизни.
  • Организацию предпрофильной подготовки учащихся.

Для организации индивидуальных образовательных услуг организованы курсы по поддержке преподавания отдельных предметов, индивидуальные консультации и элективные курсы:

  • “Ловим электричество” (физика).
  • “Русский праздник” (история).
  • “Великие русские путешественники и исследователи” (география).
  • “Willkommen in Deutschland!” (немецкий язык).
  • “Современные вопросы биологии” (биология).
  • “Современное русское письмо” (русский язык).
  • “Спортивно-прикладной туризм” (физкультура).
  • “Химия в быту” (химия).
  • “Избранные вопросы математики” (математика).

По состоянию на 1 сентября в 2009 года в школе обучается 190 учащихся (12 классов-комплектов): из них в основной школе (1–4 классы – 66 учеников; 5–9 классы – 94 ученика; 10–11 классы – 29 учеников). Контингент учащихся – разноуровневый.

Режим работы: 1–11 классы пятидневка, занятия проводятся в одну смену. Вторая половина дня – работа кружков, секций, общешкольные творческие дела и дела классов. По материальному положению семьи школьников распределяются следующим образом: 50% семей с низким уровнем доходов (уровень доходов в семье на человека ниже прожиточного минимума по Алтайскому краю); 48% – со средним; с высоким -2%. Большинство семей учащихся проживают в собственных домах или приватизированных квартирах.

Школа находится в центре села. Рядом – администрация Волчно-Бурлинского сельского Совета, сельская библиотека, культурный центр – СДК. Дом – интернат для престарелых “Ветеран”, детский сад “Одуванчик”, а так же Волчно-Бурлинская амбулатория, стадион, хоккейная коробка. Школа поддерживает тесную связь с ДОУ, разработана программа “Преемственность в обучении и воспитании между детским садом и начальной школой”.

Школе принадлежит ведущая роль во взаимодействии с социальной средой, поэтому мы постоянно выделяем воспитательный потенциал окружения, создаем единую воспитательную среду. Такая технология управления позволяет видеть все объекты и всех субъектов образовательного процесса, видеть динамику развития школы в целом.

Школа накопила немалый опыт установления связей с внешней средой, корректировки и развития.

Учителя школы ставят перед собой цель подготовить личность, не оторванную от жизни, а умеющую оценивать реальность, рационально мыслить, принимать оптимальное решение, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными, этическими ценностями. Цель программы развития: сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления, модернизации образования в школе в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности.

Основные задачи программы:

  • Создание условий для доступа школьникам района к качественным образовательным услугам школы профильного обучения;
  • Проектирование и отработка нового содержания и технологий образования через реализацию программ профильного обучения;
  • Разработка различных форм обучения, включая информационные технологии;
  • Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических кадров, занимающихся профильным обучением;
  • Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственного – психического здоровья детей;
  • Создание индивидуальной образовательной траектории с использованием технологии “Портфолио ученика”, подготовка к ЕГЭ, исследовательская и проектная деятельность;
  • Создание новых механизмов управления.

Сроки реализации программы: сентябрь 2006 г. – июнь 2011 г.

Этапы реализации программы:

  • Ориентировочный (2006–2007 гг.).
  • Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации.
  • Основной этап (практический). (2007–2009 гг.).
  • Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.
  • Обобщающий (результативный) (2010–2011 гг.).
  • Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.

Управление программой.

Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы.

Управление реализацией программы осуществляется директором и его заместителями.

Учреждение дополнительного образования – детско-юношеский центр помогает формировать творчески активную, созидательную личность. Необходимость сотрудничества с ДЮЦ продиктована общими проблемами, задачами школы по воспитанию, личностному развитию детей, их самореализации и социальной адаптации. Школа является центром работы с молодежью, т.к. здесь проходят спортивные мероприятия различных уровней, фестивали, конкурсы, смотры, выставочные экспозиции. Тесное взаимодействие школы с администрацией села и другими учреждениями позволяет обеспечить в достаточной степени развитие интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся.

На базе МОУ работает краеведческий музей. Здесь представлены следующие экспозиции:

  • Природа родного края.
  • Быт села.
  • История села.
  • Выдающиеся люди села.
  • “Никто не забыт, ничто не забыто”.
  • Выпускники В-БСШ.
  • Коллекция бонов и монет.

Средствами музейной педагогики воспитывается активная гражданская позиция, любовь к малой родине, бережное отношение к истории и природе родного села.

Школа активно сотрудничает с общественной организацией “Ветеран”, проводит совместные мероприятия, посвященные датам красного календаря. Традиционными стали праздники улиц, юбилеи села, школы, других организаций. В микрорайоне школы строится Свято-Троицкий храм.

Таким образом, образовательная и воспитательная система школы ориентируется на воспитательный потенциал, окружающий школу.

Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. Последние годы эта проблема обострилась под влиянием следующих причин:

  • различий между системами ценностей субъектов, оказывающих влияние на образовательный процесс;
  • последовательного и необратимого перехода от единообразия учебных программ, учебников и учебных заведений к их разнообразию;
  • усиления регионализации образовательных систем.

Основное внимание педагогического коллектива школы сосредоточено на повышении качества обучения и воспитания, четкой организации занятий по усовершенствованию учебных программ, умелом использовании новых норм оценки знаний, умений, навыков учащихся, усилению практической направленности обучения, преодоления формализма в оценке результатов труда школьника. Учителя творчески перестраивают свою работу, умело реализуют образовательные и воспитательные возможности предметов, связывают преподавание с актуальными проблемами современности.

По группам здоровья учащиеся распределены следующим образом: на 1 сентября 2009 года основная – 154, подготовительная – 31, освобожденных –5. В подготовительной группе занимаются 31 человек, что чуть меньше, чем в прошлом году. Освобождены от занятий физкультурой 5 учащихся (в прошлом году 6).

Статистика свидетельствует о том, что данные по заболеваемости (на начало года) остались на прежнем уровне.

Показатели здоровья учащихся по данным медицинского осмотра:

– с нарушением осанки
– болезни органов пищеварения
– болезни кожи
– болезни нервной системы
– лор-заболевания
– сердечные заболевания
– органы дыхания
– эндокринная система
– миопия
 7 чел.
 12 чел.
 8 чел.
 12 чел.
 17 чел.
 2 чел.
 8 чел.
 12 чел.
 24 чел.
3.7%
6,4%
 4.2%
 6.4%
 9%
.1%
.4,2
.6.4%
 12.8%

У учащихся преобладают такие заболевания как нарушения зрения (37 человек) и осанки (7 человек), заболевания желудочно-кишечного тракта (12 человек) и органов дыхания (8 человек), детей с хроническими заболеваниями 26 человек.

В школе ведется определенная работа по здоровьесбережению ребят и учителей. Разработана программа “Здоровая школа – школа здоровья”.

Цели и задачи этой программы: формировать и развивать у детей представление о здоровье, мотивация на здоровый образ жизни; привлечь внимание общества к поднятой проблеме сохранения и укрепления здоровья детей; рассмотреть современные оздоровительные технологии, вопросы культуры педагогического общения, формы и методы организации работы с детьми и родителями. Походы, спортивные соревнования, ежедневная утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, музыкальные перемены, дни здоровья – факторы, положительно влияющие на здоровье детей.

Принимаем участие в районных спортивных соревнованиях, занимая призовые места, но пока остановились только на этом уровне. На уроках физкультуры существует дифференцированный подход к обучению детей с различными отклонениями в здоровье.

Уроки и внеклассные мероприятия проходят в школе в соответствии с режимом работы школы. Расписание уроков составлено соответственно нормам СанПина, хотя адаптационные механизмы школьников находятся в противоречии с предъявляемыми требованиями.

Как заместитель директора школы, принимаю участие в работе районных конференций, а в 2007 году приняла участие в работе VI краевой научно-практической конференции “Здоровое поколение XXI века”. Материалы по теме “Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе” опубликованы в сборнике конференции.

Педагогический коллектив работает под девизом: “Каждый учитель работает на ребенка” и соблюдает “Кодекс чести учителя”. Труд каждого учителя оценивается по его конечному результату, где главный фактор – уровень знания.

Коллектив педагогов творческий, учителя большое внимание уделяют технологии урока, внедрению активных форм и методов, обеспечивающих уровень знаний, адекватный современным требованиям.

Усилия педагогического коллектива по выполнению поставленных целей обновления содержания УВП сказались на результатах обучения:

  2006–2007 2007–2008 2008–2009
1. Количество учащихся. 196 193 189
2. Качество знаний учащихся:

первая ступень

вторая ступень

третья ступень

36,7

47

41,5

50

47

60

57

46

57,8

3. Успеваемость 100% 100% 100%
4. Качество знаний 49% 50% 43,2%
5. Соотношение общего кол-ва учащихся и количества педработников. 11 9 10

Уровень обученности – 100%. Школа по итогам муниципальных олимпиад занимает призовые места:

2007 год – 3 победителя и 2 место у команды 2–6 классов.
2008 год – 3 победителя и 2 место у команды 2–6 классов.
2009 год – 8 победителей , 2 вторых места и 3 третьих места.

Учащиеся школы принимают участие в краевых олимпиадах по биологии, физике, русскому языку, истории и занимают призовые места (биология 11 класс – 2 место, физика 9 класс – 2 место).

За последние пять лет учащимися школы было получено 1 золотая и 4 серебряных медалей. Абитуриенты при поступлении ВУЗы и средние учебные заведения подтвердили выставленные оценки, что свидетельствует об ответственности педагогов школы в оценке знаний учащихся и ориентации их на конечный результат.

Несколько лет школа является экспериментальной площадкой по внедрению программы “Наш друг экран” в учебно-воспитательный процесс. Это связано с обновлением содержания и форм организации образовательного процесса.

На базе школы регулярно проходят районные методические объединения учителей географии, русского языка и литературы, технологии, химии и заместителей директоров школ района, проводятся районные семинары, соревнования. В 2005–2006 учебном году зональный семинар-совещание по теме “Организация и содержание работы библиотек образовательного учреждения в условиях модернизации”.

Статистические данные свидетельствуют об успешном участии наших выпускников в эксперименте. Средний балл по обязательному предмету (математика) выше, чем по району, по русскому языку выше, чем по краю, а по биологии мы попали в список городов и районов края, в которых самые высокие результаты.

Год Предмет Средний балл по ОУ Средний балл по району Мин. по краю Макс. по краю
2004 Математика 66.7 59 24 87
  Русский 62.3 50 7 99
  Обществознание 59,5 48 3 89
  история 54 49 33 72

Как следует из данной таблицы, качественные показатели по математике и русскому языку превосходят аналогичные прошлого года.

Год Предмет Ср. по ОУ Мин. по ОУ Макс.по ОУ
2005 Математика 47,8 30,64 64
  Русский 64 57 73
  Биология 57 49 65
  Физика 32 32 32

В 2007 году увеличилось количество выбираемых предметов на итоговую аттестацию в форме ЕГЭ. Претенденты на получение медалей (2 золотые и 2 серебряные) подтвердили свои притязания.

Год Предмет Ср. по ОУ Мин. по ОУ Макс. по ОУ
2008 Математика 53,6 41 73
  Русский 61,3 49 72
  История 63 63 63

Создание общих благоприятных условий для учебного процесса – также стимулирует учащихся на успешное прохождение итоговой аттестации.