В 1887 году в селе Волчно-Бурлинском была открыта одноклассная церковно-приходская школа, в которой обучалось 18 мальчиков и 9 девочек.
В 1929 году открыта семилетняя школа (480 учащихся).
В 1956 году школа преобразована в среднюю школу (820 учащихся).
Современное здание школы существует с 1976 года.
В настоящее время школа является Муниципальным общеобразовательным учреждением. Имеет свидетельство о государственной аккредитации и лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам. (Свидетельство о государственной аккредитации АА №0325692, регистрационный номер 491 от 27.04.2004 выдано Комитетом администрации Алтайского края по образованию; лицензия А №115604 регистрационный № 32 от 22.12.2003 по 22.12.2009 г, выдана Комитетом по образованию администрации Крутихинского района Алтайского края.)
Качественный состав педагогического коллектива школы к началу учебного года.
2007-2008уч год | 2008-2009уч год | 2009-2010уч год | ||||
всего | % | всего | % | всего | % | |
Число учителей В т. ч. имеют категорию: высшую первую вторую |
21
6 9 3 |
28,5 43 14 |
21
8 7 3 |
38 33 14 |
20
8 8 3 |
40 40 15 |
Распределение учителей школы по разрядам ЕТС. (К началу учебного года с учетом аттестации.)
Разряд ЕТС | 2007–2008 уч. год | 2008–2009 уч. год | 2009–2010 уч. год | |||
Всего | % | Всего | % | Всего | % | |
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | 2 | 9,5 | ||||
10 | 2 | 9,5 | 1 | 4,8 | ||
11 | 1 | 5 | ||||
12 | 6 | 28,5 | 3 | 14 | 3 | 15 |
13 | 9 | 43 | 7 | 33 | 8 | 40 |
14 | 3 | 14 | 8 | 38 | 8 | 40 |
15 | ||||||
всего | 20 | 21 | 20 |
Средний возраст педагогических работников 40 лет. 18 учителей имеют высшее образование, 2 – среднее специальное. Количество учителей – выпускников школы – 14 человек, учителей – мужчин – 4. Коллектив стабильный, работоспособный, мобильный. Увеличилось количество учителей с высшей категорией. Их труд отмечается благодарностями, почетными грамотами, званиями, отраслевыми наградами. В коллективе 2 Почетных работника общего образования, 1 Отличник просвещения, 6 – Почетные грамоты МО РФ, 2 удостоены звания “Лучший учитель России”.
На протяжении последних трех лет 2 человека стали победителями районного конкурса профессионального мастерства “Учитель года”. Педагоги нашей школы являются председателями и членами экспертных групп, занимающихся экспертизой аттестационных материалов учителей, претендующих на 1 и высшую квалификационную категорию, а также экспертизой экзаменационных работ учащихся, сдающих экзамены в новой форме.
Материально-техническое оснащение в последние годы значительно улучшилось. В рамках реализации ПНПО в школу поступило оборудование для кабинетов географии и физики, приобретено 8 компьютеров, 1 интерактивная доска, 2 принтера, 1сканер, имеется множительная техника. В 2007–2008 учебном году прошла паспортизация и смотр учебных кабинетов в соответствии с требованиями к оснащению кабинетов и на основании этого составлены программы развития кабинетов.
Наша школа является базовой в районном округе № 3. Составлен совместный план работы, но пока в силу объективных причин он не всегда выполним.
Базисный учебный план Волчно-Бурлинской средней общеобразовательной школы составлен на основе Федерального базисного учебного плана – нормативного правового акта, который устанавливает перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и базисного учебного плана для образовательных учреждений Алтайского края. Школа, работающая по данному учебному плану, ставит перед собой следующие задачи:
- Обеспечение высокого уровня подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
- Формирование представлений о здоровом образе жизни.
- Организацию предпрофильной подготовки учащихся.
Для организации индивидуальных образовательных услуг организованы курсы по поддержке преподавания отдельных предметов, индивидуальные консультации и элективные курсы:
- “Ловим электричество” (физика).
- “Русский праздник” (история).
- “Великие русские путешественники и исследователи” (география).
- “Willkommen in Deutschland!” (немецкий язык).
- “Современные вопросы биологии” (биология).
- “Современное русское письмо” (русский язык).
- “Спортивно-прикладной туризм” (физкультура).
- “Химия в быту” (химия).
- “Избранные вопросы математики” (математика).
По состоянию на 1 сентября в 2009 года в школе обучается 190 учащихся (12 классов-комплектов): из них в основной школе (1–4 классы – 66 учеников; 5–9 классы – 94 ученика; 10–11 классы – 29 учеников). Контингент учащихся – разноуровневый.
Режим работы: 1–11 классы пятидневка, занятия проводятся в одну смену. Вторая половина дня – работа кружков, секций, общешкольные творческие дела и дела классов. По материальному положению семьи школьников распределяются следующим образом: 50% семей с низким уровнем доходов (уровень доходов в семье на человека ниже прожиточного минимума по Алтайскому краю); 48% – со средним; с высоким -2%. Большинство семей учащихся проживают в собственных домах или приватизированных квартирах.
Школа находится в центре села. Рядом – администрация Волчно-Бурлинского сельского Совета, сельская библиотека, культурный центр – СДК. Дом – интернат для престарелых “Ветеран”, детский сад “Одуванчик”, а так же Волчно-Бурлинская амбулатория, стадион, хоккейная коробка. Школа поддерживает тесную связь с ДОУ, разработана программа “Преемственность в обучении и воспитании между детским садом и начальной школой”.
Школе принадлежит ведущая роль во взаимодействии с социальной средой, поэтому мы постоянно выделяем воспитательный потенциал окружения, создаем единую воспитательную среду. Такая технология управления позволяет видеть все объекты и всех субъектов образовательного процесса, видеть динамику развития школы в целом.
Школа накопила немалый опыт установления связей с внешней средой, корректировки и развития.
Учителя школы ставят перед собой цель подготовить личность, не оторванную от жизни, а умеющую оценивать реальность, рационально мыслить, принимать оптимальное решение, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными, этическими ценностями. Цель программы развития: сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления, модернизации образования в школе в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности.
Основные задачи программы:
- Создание условий для доступа школьникам района к качественным образовательным услугам школы профильного обучения;
- Проектирование и отработка нового содержания и технологий образования через реализацию программ профильного обучения;
- Разработка различных форм обучения, включая информационные технологии;
- Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических кадров, занимающихся профильным обучением;
- Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственного – психического здоровья детей;
- Создание индивидуальной образовательной траектории с использованием технологии “Портфолио ученика”, подготовка к ЕГЭ, исследовательская и проектная деятельность;
- Создание новых механизмов управления.
Сроки реализации программы: сентябрь 2006 г. – июнь 2011 г.
Этапы реализации программы:
- Ориентировочный (2006–2007 гг.).
- Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации.
- Основной этап (практический). (2007–2009 гг.).
- Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.
- Обобщающий (результативный) (2010–2011 гг.).
- Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.
Управление программой.
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы.
Управление реализацией программы осуществляется директором и его заместителями.
Учреждение дополнительного образования – детско-юношеский центр помогает формировать творчески активную, созидательную личность. Необходимость сотрудничества с ДЮЦ продиктована общими проблемами, задачами школы по воспитанию, личностному развитию детей, их самореализации и социальной адаптации. Школа является центром работы с молодежью, т.к. здесь проходят спортивные мероприятия различных уровней, фестивали, конкурсы, смотры, выставочные экспозиции. Тесное взаимодействие школы с администрацией села и другими учреждениями позволяет обеспечить в достаточной степени развитие интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся.
На базе МОУ работает краеведческий музей. Здесь представлены следующие экспозиции:
- Природа родного края.
- Быт села.
- История села.
- Выдающиеся люди села.
- “Никто не забыт, ничто не забыто”.
- Выпускники В-БСШ.
- Коллекция бонов и монет.
Средствами музейной педагогики воспитывается активная гражданская позиция, любовь к малой родине, бережное отношение к истории и природе родного села.
Школа активно сотрудничает с общественной организацией “Ветеран”, проводит совместные мероприятия, посвященные датам красного календаря. Традиционными стали праздники улиц, юбилеи села, школы, других организаций. В микрорайоне школы строится Свято-Троицкий храм.
Таким образом, образовательная и воспитательная система школы ориентируется на воспитательный потенциал, окружающий школу.
Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. Последние годы эта проблема обострилась под влиянием следующих причин:
- различий между системами ценностей субъектов, оказывающих влияние на образовательный процесс;
- последовательного и необратимого перехода от единообразия учебных программ, учебников и учебных заведений к их разнообразию;
- усиления регионализации образовательных систем.
Основное внимание педагогического коллектива школы сосредоточено на повышении качества обучения и воспитания, четкой организации занятий по усовершенствованию учебных программ, умелом использовании новых норм оценки знаний, умений, навыков учащихся, усилению практической направленности обучения, преодоления формализма в оценке результатов труда школьника. Учителя творчески перестраивают свою работу, умело реализуют образовательные и воспитательные возможности предметов, связывают преподавание с актуальными проблемами современности.
По группам здоровья учащиеся распределены следующим образом: на 1 сентября 2009 года основная – 154, подготовительная – 31, освобожденных –5. В подготовительной группе занимаются 31 человек, что чуть меньше, чем в прошлом году. Освобождены от занятий физкультурой 5 учащихся (в прошлом году 6).
Статистика свидетельствует о том, что данные по заболеваемости (на начало года) остались на прежнем уровне.
Показатели здоровья учащихся по данным медицинского осмотра:
– с нарушением осанки – болезни органов пищеварения – болезни кожи – болезни нервной системы – лор-заболевания – сердечные заболевания – органы дыхания – эндокринная система – миопия |
7 чел. 12 чел. 8 чел. 12 чел. 17 чел. 2 чел. 8 чел. 12 чел. 24 чел. |
3.7% 6,4% 4.2% 6.4% 9% .1% .4,2 .6.4% 12.8% |
У учащихся преобладают такие заболевания как нарушения зрения (37 человек) и осанки (7 человек), заболевания желудочно-кишечного тракта (12 человек) и органов дыхания (8 человек), детей с хроническими заболеваниями 26 человек.
В школе ведется определенная работа по здоровьесбережению ребят и учителей. Разработана программа “Здоровая школа – школа здоровья”.
Цели и задачи этой программы: формировать и развивать у детей представление о здоровье, мотивация на здоровый образ жизни; привлечь внимание общества к поднятой проблеме сохранения и укрепления здоровья детей; рассмотреть современные оздоровительные технологии, вопросы культуры педагогического общения, формы и методы организации работы с детьми и родителями. Походы, спортивные соревнования, ежедневная утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, музыкальные перемены, дни здоровья – факторы, положительно влияющие на здоровье детей.
Принимаем участие в районных спортивных соревнованиях, занимая призовые места, но пока остановились только на этом уровне. На уроках физкультуры существует дифференцированный подход к обучению детей с различными отклонениями в здоровье.
Уроки и внеклассные мероприятия проходят в школе в соответствии с режимом работы школы. Расписание уроков составлено соответственно нормам СанПина, хотя адаптационные механизмы школьников находятся в противоречии с предъявляемыми требованиями.
Как заместитель директора школы, принимаю участие в работе районных конференций, а в 2007 году приняла участие в работе VI краевой научно-практической конференции “Здоровое поколение XXI века”. Материалы по теме “Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе” опубликованы в сборнике конференции.
Педагогический коллектив работает под девизом: “Каждый учитель работает на ребенка” и соблюдает “Кодекс чести учителя”. Труд каждого учителя оценивается по его конечному результату, где главный фактор – уровень знания.
Коллектив педагогов творческий, учителя большое внимание уделяют технологии урока, внедрению активных форм и методов, обеспечивающих уровень знаний, адекватный современным требованиям.
Усилия педагогического коллектива по выполнению поставленных целей обновления содержания УВП сказались на результатах обучения:
2006–2007 | 2007–2008 | 2008–2009 | |
1. Количество учащихся. | 196 | 193 | 189 |
2. Качество знаний учащихся: первая ступень вторая ступень третья ступень |
36,7 47 41,5 |
50 47 60 |
57 46 57,8 |
3. Успеваемость | 100% | 100% | 100% |
4. Качество знаний | 49% | 50% | 43,2% |
5. Соотношение общего кол-ва учащихся и количества педработников. | 11 | 9 | 10 |
Уровень обученности – 100%. Школа по итогам муниципальных олимпиад занимает призовые места:
2007 год – 3 победителя и 2 место у команды 2–6 классов.
2008 год – 3 победителя и 2 место у команды 2–6 классов.
2009 год – 8 победителей , 2 вторых места и 3 третьих места.
Учащиеся школы принимают участие в краевых олимпиадах по биологии, физике, русскому языку, истории и занимают призовые места (биология 11 класс – 2 место, физика 9 класс – 2 место).
За последние пять лет учащимися школы было получено 1 золотая и 4 серебряных медалей. Абитуриенты при поступлении ВУЗы и средние учебные заведения подтвердили выставленные оценки, что свидетельствует об ответственности педагогов школы в оценке знаний учащихся и ориентации их на конечный результат.
Несколько лет школа является экспериментальной площадкой по внедрению программы “Наш друг экран” в учебно-воспитательный процесс. Это связано с обновлением содержания и форм организации образовательного процесса.
На базе школы регулярно проходят районные методические объединения учителей географии, русского языка и литературы, технологии, химии и заместителей директоров школ района, проводятся районные семинары, соревнования. В 2005–2006 учебном году зональный семинар-совещание по теме “Организация и содержание работы библиотек образовательного учреждения в условиях модернизации”.
Статистические данные свидетельствуют об успешном участии наших выпускников в эксперименте. Средний балл по обязательному предмету (математика) выше, чем по району, по русскому языку выше, чем по краю, а по биологии мы попали в список городов и районов края, в которых самые высокие результаты.
Год | Предмет | Средний балл по ОУ | Средний балл по району | Мин. по краю | Макс. по краю |
2004 | Математика | 66.7 | 59 | 24 | 87 |
Русский | 62.3 | 50 | 7 | 99 | |
Обществознание | 59,5 | 48 | 3 | 89 | |
история | 54 | 49 | 33 | 72 |
Как следует из данной таблицы, качественные показатели по математике и русскому языку превосходят аналогичные прошлого года.
Год | Предмет | Ср. по ОУ | Мин. по ОУ | Макс.по ОУ |
2005 | Математика | 47,8 | 30,64 | 64 |
Русский | 64 | 57 | 73 | |
Биология | 57 | 49 | 65 | |
Физика | 32 | 32 | 32 |
В 2007 году увеличилось количество выбираемых предметов на итоговую аттестацию в форме ЕГЭ. Претенденты на получение медалей (2 золотые и 2 серебряные) подтвердили свои притязания.
Год | Предмет | Ср. по ОУ | Мин. по ОУ | Макс. по ОУ |
2008 | Математика | 53,6 | 41 | 73 |
Русский | 61,3 | 49 | 72 | |
История | 63 | 63 | 63 |
Создание общих благоприятных условий для учебного процесса – также стимулирует учащихся на успешное прохождение итоговой аттестации.