Класс: 1 класс.
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Цели урока: Дать понятие о натуральном ряде чисел, формировать умение решать логические задачи, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к миру профессий.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием натурального ряда чисел;
- учить записывать цифры, обозначающие изучаемые числа;
- совершенствовать умение размещать числа в порядке увеличения и убывания;
- закреплять навык счета в пределах 10.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать речь, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать её;
- находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- развивать умение формулировать учебные задачи, определять качество их решения.
Воспитательные:
- создать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребенка;
- расширять кругозор знаний учащихся о работе почтальона.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: На уроке используются индивидуальная и групповая формы работы. Постановка проблемных ситуаций, решаемая, в поисково-творческой беседе с учителем и одноклассниками включает в себя обсуждение и обоснование своего выбора. Работа идет с элементами проектной деятельности и здоровьесберегающих технологий.
Время реализации урока: 35 минут.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
- На уроке учащиеся совершенствуют умение ставить учебные задачи, решаемые на уроке.
- Совершенствуют навык счета предметов в пределах 10.
- Закрепляют умение записывать цифры.
- Умение общаться, слушать мнение других, уметь договариваться.
- Закреплять представление об адресе, учиться его читать и записывать.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, проектор. Конверты для заданий, карточки с задачами урока, карточка для оценки заданий.
Дидактическое обеспечение урока: Учебник «Математика» 1 класс И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина, изд. «Учебная литература», 2011.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
– Здравствуйте! Сегодня нас ждёт необычный урок.
Мы будем учиться сегодня считать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать.
Нам предстоит работать в группе. Давайте улыбнемся друг другу и пожмем друг другу руки.
Хорошо, что есть друзья.
Нам без них никак нельзя.
II. Постановка проблемы.
Разрешите познакомить вас с Сашей Световым.
Слайд 6.
Он живет на улице Цветочной, в доме №5.
Ему пришло письмо от бабушки, но почтальон заболел. И вот письмо лежит здесь.
– Кто смог бы выполнить работу почтальона и доставить письмо? Спасибо, что все откликнулись на мою просьбу. Но это не так просто.
III. Постановка учебных задач урока.
– Что надо знать и уметь почтальону? (Дети перечисляют умения и знания важные для доставки письма, таким образом заполняется Слайд 7)
Ещё раз прочтите те учебные задачи, которые мы должны решать на сегодняшнем уроке.
– Отметьте на карточках, те что вы смогли успешно решить на предыдущих уроках.
Отметьте красным те, которые будете решать сегодня.
Слайд 8.
Эти задачи для нас, как ворота с секретом. Мы будем решать наши задачи и снимать замки. Как только ворота откроются, мы прочитаем ключевое слово.
Итак, в путь!
IV. Знакомство с новым материалом.
Слайд 9.
Каждая группа получила письмо задание.
– С какого начнем? (С первого.)
– Почему? (Мы всегда начинаем считать с одного, иногда называя его «раз»)
Хорошо читающий ученик читает.
Задание 1: «Рассмотрите картинки марок, которые наклеивают на конверты. Сравните их. Предложите способ записи их в порядке увеличения.»
(В тетрадях выполняют запись: 1 2 3 4 5 (в порядке увеличения). При записи учитель обращает внимание учитель на правильную запись цифр.)
– На сколько увеличивается каждое следующее число? (На 1.)
– Можем ли мы дальше продолжать счет? (Да.)
Слайд 10.
Посмотрите, пожалуйста. Перед нами натуральные числа, которые мы используем для счета. Проанализируйте запись и расскажите о них. (Обсуждают в группе, затем подводим итог)
Вывод: Числа расположены в порядке возрастания. Каждое следующее увеличивается на 1. Ряд бесконечен, поэтому в конце ставится не точка, а знак многоточия.
Возвращаемся к слайду 7.
– Чему учились мы, выполняя это задание?
Слайд 11.
Снимаем замки. Те, кто справился с этим заданием сам напишите на карточках буквы П О. Те, кому потребовалась помощь, напишите букву П.
V. Закрепление изученного материала.
– Какое следующее задание? (2)
Слайд 12
Задание № 173, с. 75: «Расположи источники света в порядке увеличения их яркости. Затем в порядке уменьшения яркости. Сравните результаты в группе.»
– Можем ли мы назвать эти числовые отрезки назвать отрезками натурального ряда? (Нет.)
– Почему? (Разница между числами должна быть 1,числа должны располагаться в порядке увеличения.)
Запишите отрезок натурального ряда. Проверьте, сравнивая со слайдом.
– Чему мы учились, выполняя это задание?
Слайд 13.
Снимаем замки. Кто справился с решением этих задач, может написать на карточке букву Ч.
Физ. минутка: Теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста!
Раз – в ладоши 2 хлопка,
Головою 3 кивка.
На 4 – руки шире.
5 – руками помахать.
6 – согнуться, разогнуться.
7, 8 – лень отбросим.
Слайд 14. Танцевальная разминка.
Почтальон работает на улице. Давайте и мы выйдем туда.
Слайд 15.
– Как расположены дома на улице? (По обе стороны дороги. У каждого дома – свой номер. Это числа натурального ряда.)
Слайд 16.
Рассмотрите схему и послушайте задание 3 группы.
Задание 3: Предложите свои способы размещения домов на улице Цветочной. (Обсуждают в группе, выполняют схему)
Проверка:
– Объясните, пожалуйста, по кому принципу размещены дома на схеме 1? (по цвету крыш, по форме окон)
Мы уже сказали, что номера домов – чередующиеся числа натурального ряда. Напротив дома №1 стоит дом №2, рядом дом №3. Продолжите нумерацию домов сами.
Давайте проверим. (На слайде появляются цифры.)
Те, кто справился напишите букву Т на карточке.
Найдите дом Саши Светова.
– Какие учебные задачи мы решали на этом задании?
Кто справился с ними, напишите букву А на карточке.
Слайд 19. Снимаем замки.
VI. Рефлексия деятельности на уроке.
– Чему учились мы на уроке?
– Сможем ли мы доставить письмо Саше, выполняя работу почтальона?
Мы справились с решением учебных задач.
– Кто догадался какое слово нас ждет за воротами? (Почта.)
Слайд 20.
– Чем занимается почта? (Доставкой писем, газет, журналов и посылок). А чем ещё занимается почта вы сможете узнать у родителей, в Википедии или других энциклопедиях.
Давайте посмотрим, кто быстрее доставит письмо. Для этого расскажите своему соседу, что вы смогли узнать о числах натурального ряда.
Слайд 21.
Саша благодарит вас за письмо. Помогая другим, мы помогаем себе. Спасибо за работу!
Ссылки на использованные интернет-ресурсы:
- www.nivagold.ru/raznoe1/avto_1/avto.htm – анимация;
- www.horeograf.com/muzyka/detskij-tanec – музыка;
- anime.toppik.ru/photo/sport/sportivnaja_animacija_zarjadka/39-0-955 – анимация;
- images.yandex.ru – картинки.