Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение его высокого качества, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимся через такие категории, как “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”.
Поэтому в последние десятилетия в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – социально –психологическое сопровождение. Термин широко используется, хотя еще не получил устойчивого определения. Для некоторых авторов сопровождение – это дорога, совместное движение взрослого и ребенка, помощь, необходимая для ориентации в окружающем эту дорогу мире, понимания и принятия себя. “Выбор дороги – право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным – это большая удача” (М.Битянова).
Сегодня в соответствии с Законом РФ от 10.07.92 № 3266 – 1 “Об образовании” под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов службы (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия (Н. В. Афанасьева).
Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание
условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях. При
этом осуществляется опора на внутренний потенциал развития субъекта,
следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать свой выбор и нести за
него ответственность. Среда должна содержать значительное число возможностей,
обеспечивающих вариативность выбора. Проще, сопровождение – это помощь человеку
в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.
Объектом сопровождения выступает учебно-воспитательный процесс (УВП), предметом
деятельности является ситуация развития ребенка как система его отношений с
миром, с окружающими (взрослыми, сверстниками), с самим собой.
Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребенку социально – педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения (в соответствии с возрастной нормой развития).
Задачи сопровождения:
- Предупредить возникновение проблем развития учащегося.
- Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором профессионального и образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
- Психологическое обеспечение образовательных программ.
- Развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры обучающихся, родителей, педагогов.
В соответствии с целью и задачами сопровождения нами создана система работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. Одному специалисту заниматься этим непосильно. Поэтому на данный момент функционирует Служба социально-психологического сопровождения образовательного процесса, в которую входят педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители (кураторы групп) и мастера производственного обучения.
Цели и задачи деятельности Службы социально-психологического сопровождения образовательного процесса (ССПС ОП).
Цель: психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации обучающихся в процессе обучения в колледже.
Основные задачи:
- Объединить все компоненты педагогической системы в единый социально-психолого-педагогический комплекс.
- Создать психологически оптимальные условия для приобретения учащимися социально-профессиональной компетентности.
- Помочь каждому учащемуся на практике освоить простейшие методы самоанализа, самооценки, саморегуляции своих психических процессов.
- Оказывать своевременную социальную и правовую защиту социально нуждающимся категориям обучающихся.
- Создавать условия для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
- Готовить материалы к проведению психолого-педагогических консилиумов и организовывать их работу.
- Обеспечивать руководство колледжа комплексной информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений.
ССПС решает задачу содействия психическому, психофизиологическому и личностному развитию, обращая внимание на социальную адаптивность учащихся.
Задачи ССПС конкретизируются в содержании работы на каждом учебном курсе:
1 курс. Основная задача – комплексное изучение поступивших обучающихся, их профессиональной пригодности, наблюдение за процессом их адаптации, выявление обучающихся, склонных к дезадаптации. Работа с ними. Организация работы по сплочению групп.
2 курс. Основная задача – развитие личностных и профессиональных навыков, формирование навыков общения, профессионально-важных качеств. На этом этапе у обучающихся складывается представление о себе, своих способностях, усвоение их внешней оценки, происходит переход от позиции объекта деятельности к реализации активной субъективной позиции. Этот процесс находится под наблюдением педагогов, что позволяет отследить происходящие изменения.
3 курс. Основная задача – расширение профориентационной работы и работы по подготовке обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности. Организуется деятельность по анализу процесса обучения с соответствующими выводами.
Виды деятельности Службы социально-психологического сопровождение.
Основными видами деятельности ССПС являются:
1. Диагностическая деятельность:
– создание банка социально-психологических данных по каждому учащемуся: общие
данные, информация о родителях, о его состоянии здоровья, социальном статусе,
личностном, профессиональном развитии, уровне соответствия выбранной профессии,
обученности, воспитанности, интересах, посещаемости занятий, дальнейших
профессиональных планах;
– изучение морально-психологического климата в ученическом и педагогическом
коллективах.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
– определение степени готовности абитуриентов, первокурсников к учебной
деятельности на разных ее этапах;
– мониторинг личностного и профессионального развития по курсам обучения;
– регулярное уточнение социального статуса семьи учащихся;
– выявление учащихся “группы риска”, “группы внимания”, “группы поддержки” через
организацию психолого-педагогических консилиумов, ведение на них индивидуальных
регистрационных карт;
– рейды с целью проверки посещаемости учащихся на занятиях;
– посещение уроков с целью наблюдения за отдельными учащимися, группой.
3. Консультативная и профилактическая деятельность:
– применение здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися;
– оказание индивидуальной педагогической, психологической, социальной,
медицинской и юридической помощи учащимся;
– консультирование по результатам диагностики;
– профориентационное консультирование с подбором учебного заведения;
– спортивно-массовая работа: туристические слеты, веселые старты, спартакиада,
дни здоровья, неделя здоровья, встречи со специалистами в целях профилактики
вредных привычек, профилактики правонарушений;
– тренинговые занятия с целью сплочения групп 1 курса, занятия “Линия жизни” с
целью профилактики вредных привычек;
– оформление тематических стендов.
4. Коррекционно-развивающая работа:
– учащимся – в саморазвитии, формировании профессионально важных качеств
посредством диагностики и последующей корректировки;
– с родителями – в гармонизации детско-родительских отношений;
– создание благоприятного психологического климата в учебных группах, в
педагогическом коллективе;
– реализация плана работы с учащимися “группы риска” через коррекционные
занятия;
– участие в заседаниях “Совета профилактики”;
– развитие профессионально-важных качеств учащихся, навыков общения, регуляции
эмоционального состояния, навыков профессионального самоопределения.
5. Просветительская работа:
– помощь преподавателям в повышении психолого-педагогической и
социально-психологической культуры отношений с учащимися;
– участие в проведении семинаров, педсоветов, “круглых столов”, “лаборатории
нерешенных проблем” по проблемам психологического сопровождения учебной
деятельности учащихся;
– проведение семинаров по изучению здоровьесберегающих технологий и возможности
их внедрения в УВП;
– выступления на родительских собраниях, педсоветах;
– тренинговые занятия для педагогов;
– диспуты, беседы, круглые столы, деловые игры для родителей;
– беседы для учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья, половому
воспитанию, профориентационной направленности.
6. Научно-методическая работа:
– повышение профессионального уровня через посещение лекториев, курсов
повышения квалификации;
– выработка рекомендаций первокурсникам по вопросам адаптации к особенностям,
условиям обучения в училище, развития коммуникативных навыков, а
преподавательскому составу – по методике оказания помощи первокурсникам в
адаптационный период;
– разработка памяток, методических рекомендаций для педагогов по работе с учетом
индивидуально-типологических особенностей учащихся.
7. Сотрудничество с организациями по вопросам обучения, воспитания, здоровья учащихся, их социальной адаптации (отдел опеки, управление социальной защиты населения, ПДН, КДН, УИИ, пенсионный фонд, КДМ, ЦРБ, центр социально-психологической помощи “Фортуна”, специалисты РУО, МСОШ, центр занятости населения).
В целом работа строится по двум направлениям:
- Актуальное – ориентировка на решение проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении, овладении специальностью, воспитанием, поведением, общением.
- Перспективное – нацелено на развитие, обновление личности и индивидуальности каждого, формирование его готовности к самоопределению, к жизни в обществе.
Направления неразрывно связаны между собой: социальный педагог, педагог-психолог, решая перспективные задачи, повседневно оказывают конкретную помощь нуждающимся в ней учащимся, родителям, педагогам, мастерам, классным руководителям.
Разрабатываемая и внедряемая модель выпускника (профессиограма) является ориентиром в перспективном определении направления деятельности.
В личностном и профессиональном становлении учащихся используются новые технологии и методы социально-психологической поддержки, различные тренинги, ролевые игры, способствующие формированию способностей к самоактуализации, навыков адаптации к изменяющимся условиям и требованиям времени.
В системе организации службы социально– психологического сопровождения можно
выделить:
– социальное сопровождение, осуществляемое социальным педагогом,
– психологическое – педагогом– психологом,
– медицинское – медицинским работником,
– педагогическое – педагоги-предметники, классные руководители.
Для каждого специалиста вид сопровождения будет отражать специфику его работы, но суть одна (Приложение 1).
Психологическое сопровождение.
Поподробнее рассмотрим систему психологического сопровождения обучающихся в процессе профессионального обучения, т.к. это является основной деятельностью психолога, направленной на создание условий для максимального содействия личностному и профессиональному развитию каждого обучающегося. При этом он создает условия для развития не только обучающихся, но и педагогов и родителей.
Направления работы.
1 этап. Психологическое сопровождение профориентации и профессионального отбора.
Первоначально на этом этапе психолог участвует в профориентационных беседах с учащимися школ района с целью предварительного комплектования контингента. С ними же реализуется программа допрофесиональной подготовки. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами выбора профессии, с многообразием мира профессий, со своими индивидуальными особенностями, соотнося их с выбранной профессией. По результатам работы готовят проектную работу “Я и моя профессия”.
С поступившими первокурсниками организовано психологическое обследование с целью определения соответствия профессии. В этот период происходит анализ личных дел, изучение данных психологического обследования. После чего организуется собеседование с учащимися и их родителями (законными представителями), на котором их знакомят с результатами диагностики и особенностями обучения в колледже. Обучающимся предлагаются рекомендации по успешной адаптации к новым условиям обучения.
Формы работы: занятия “Твоя профессиональная карьера” для учащихся 9 классов школы, занятие с элементами тренинга “Самомаркетинг – путь к успешному трудоустройству” (для участников “Ярмарки профессии”), участие в профориентационных классных часах для учащихся 9 классов, тестирование, анализ личных дел, собеседование.
Важность работы на данном этапе, в том, что происходит процесс самоопределения учащихся школ. У них формируется активная социальная позиция, развиваются способности производить значимые изменения в своей жизни.
2 этап. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся к новым условиям обучения.
В этот период продолжается изучение учащихся, выявление их интересов, способностей к обучению, лидерских способностей, психологического климата в ученических коллективах через тестирование, организацию наблюдения за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, классными руководителями и мастерами ПО. Одновременно с этим происходит ознакомление педагогов с особенностями учащихся. В первый месяц адаптации обучающимся очень важно как можно ближе познакомиться с другими обучающимися в группе. С этой целью по группам проводятся часы знакомства с элементами тренинга. Происходит анализ конфликтных ситуаций, возникающих среди учащихся, между учащимися и педагогами, причин затруднений в период адаптации. Вся полученная в процессе данной работы информация используется при проведении круглого стола для учащихся, педагогов, родителей по теме: “Трудности перехода учащихся из школы в училище”. Данное мероприятие позволяет выявить те трудности, с которыми сталкиваются все субъекты образовательного процесса, а также найти пути выхода из создавшейся ситуации, выслушав мнение самих обучающихся, их родителей и педагогов.
Психолого-педагогический консилиум по адаптации первокурсников является обобщающим мероприятием в данном направлении. На консилиуме происходит обсуждение педагогами особенностей обучающихся как индивидуально, так и особенностей группы, выявляются проблемы и разрабатывается план по ликвидации данных проблем.
В результате этого для учащихся сокращается период адаптации, педагоги могут эффективно организовать учебный процесс.
Формы работы: тестирование, наблюдение за учащимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, часы знакомства с элементами тренинга, анализ конфликтных ситуаций, круглый стол для учащихся, родителей и педагогов по теме: “Трудности перехода учащихся из школы в училище”, профориентационные часы “Мир профессий”, “Моя профессия”, психолого-педагогический консилиум по адаптации обучающихся (по группам).
3 направление. Психологическое сопровождение оценки и развития профессионально-важных качеств (ПВК) личности обучающегося, способствующего профессиональному самоопределению, соотнесению своих возможностей с реальными требованиями выбранной специальности. Формирование ПВК происходит в ходе освоения профессиональной деятельности. В целом эта работа приводит к образованию ключевых квалификаций, которые формируют готовность специалиста к профессиональной деятельности.
Формы работы: развивающие занятия с элементами тренинга (групповые и индивидуальные), профориентационные часы, психологические игры, акции, занятия с элементами тренинга по развитию зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, коммуникативных качеств личности.
4 этап. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников, подготовки их к самостоятельной трудовой деятельности.
В процессе обучения педагог ведет мониторинг личностного и профессионального развития обучающихся, результаты которого становятся основой для построения траектории дальнейшего профессионального развития выпускников. Для них организуются занятия по профессиональному самоопределению, на которых они знакомятся с особенностями трудоустройства, возможностями продолжения обучения в соответствии со своими интересами и способностями, определяется наиболее подходящая для них профессия, подбирается учебное заведение. По результатам обучения за трехлетний период обучения проводится психолого-педагогический консилиум по профессионально-личностной компетентности выпускников, на котором педагогами и мастерами ПО обсуждаются успешность профессионального обучения и личностного развития выпускников, выявляются недоработки и рассматриваются пути изменения данной ситуации в работе. После того, как учащиеся покидают стены колледжа, с ними продолжает поддерживаться связь в плане их дальнейшего обучения или трудоустройства.
Задача этого этапа – способствовать развитию личностных компетенций учащихся ведущих к профессиональной и жизненной успешности.
Формы работы: занятия по профессиональному самоопределению (“Куда пойти учиться?”, “Как устраиваться на работу”), консилиум по профессионально-личностной компетентности выпускников, профориентационные консультации, беседы со специалистами, мониторинг трудоустройства.
Работа в данном направлении обеспечивает профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности, способствует профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры специалиста.
5 направление. Психологическое сопровождение обучающихся “группы риска”.
Первоначально выявляются учащиеся с трудностями в адаптации, отклонениями в поведении на основе наблюдения, результатов диагностики, бесед с педагогами. Педагогом-психологом разработаны факторы риска, по накопляемости которых данные учащиеся на заседании ССПС относятся либо к “группе внимания” или к “группе риска”. После чего для каждого учащегося “группы риска” разрабатывается индивидуальный план работы с ним, в соответствии с которым организуется работа всех сотрудников ССПС, заводится индивидуальная карта, в которой фиксируется работа с данным учащимся, отслеживаются изменения в его развитии.
Формы работы: наблюдение за обучающимися, тестирование, психолого-педагогический консилиум по адаптации, заседание ССПС по уточнению списков учащихся “группы риска”, составление индивидуального плана работы с учащимися “группы риска”, индивидуальные коррекционные беседы, индивидуальные коррекционные занятия, профилактические беседы.
В результате работы с данными детьми наблюдается положительная динамика в направлении снижения агрессивности, повышения мотивации обучения, освоении правил социального поведения и взаимодействия с другими людьми.
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
В данном направлении разработана программа, которая включает в себя цикл занятий по знакомству педагогов с индивидуально-возрастными особенностями учащихся и учетом их в учебной деятельности, формированию навыков личностно-ориентированного общения с учащимися, навыков, необходимых для решения конфликтных ситуаций, связанных с нарушением дисциплины на уроке, умений саморегуляции своего эмоционального состояния, профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Формы работы: тестирование, практические занятия, занятия с элементами тренинга, семинары-практикумы, тренинговые занятия.
Организационная и аналитическая деятельность.
Для более эффективной работы выявлены различные группы обучающихся, имеющие свои особенности и различные направления работы с ними: обучающиеся “группы риска”, “группы внимания”, “группы поддержки”, способные обучающиеся по всем предметам, по общеобразовательным предметам, по профессиональным предметам, с ослабленным здоровьем. Для отнесения обучающихся к той или иной группе выработаны различные параметры (факторы риска), что позволяет также осуществлять индивидуальный подход.
Организующим элементом являются заседания ССПС, на которых рассматривается планы работы по различным направлениям, в том числе индивидуальные планы работы с учащимися “группы риска”, уточняются списки учащихся названных выше групп.
В рамках функционирования Службы организуются психолого-педагогические консилиумы с целью обсуждения всеми членами образовательного процесса проблем, возникающих на разных этапах обучения (адаптация, совершенствование ПВК, подготовка к трудовой деятельности) и выработке коллективного решения по их разрешению. Эта деятельность позволяет своевременно решать возникающие трудности учащихся, педагогов в процессе учебно-воспитательного процесса, а также владеть информацией по каждому ребенку.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение это не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с обучащимися, но оно выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения здоровья и планирования своего профессионального будущего.
Используемая литература:
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – Москва: Генезис, 2000. – 298 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2003. – 480 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии “Юрайт-М”, -2001. – 448 с.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – Санкт-Петербург: Речь, 2006.– 192 с.