Урок экономики по теме "Валовой внутренний продукт. Валовый национальный продукт". 11-й класс

Разделы: Экономика

Класс: 11


Цель: формирование понятий ВВП и ВНП, умений рассчитывать ВВП различными способами.

Задачи:

обучающие:

  • формирование понятий:
    – валовой внутренний продукт,
    – валовой национальный продукт,
    – промежуточный товар,
    – конечный товар,
    – добавленная стоимость;
  • формирование умений:
    – отличать ВВП и ВНП,
    – определять какие блага и услуги включаются в ВВП,
    – приводить примеры конечных и промежуточных благ,
    – вычислять ВВП различными способами: по конечному потреблению, по добавленной стоимости, по доходам, по расходам,
    – различать статьи доходов и расходов,
    – выбирать способ расчета, исходя из известных статей доходов и расходов;

развивающие:

  • формирование навыков деятельности, составляющих информационно-коммуникативную компетентность:
    – управление – выделение в списке статей статьи доходов и расходов,
    – оценка – сравнение понятий ВВП и ВНП,
    – создание – выбор способа и расчет ВВП;

воспитательные:

  • формирование коммуникативных и интегративных умений и навыков;
  • выработка у учащихся способностей определять проблему и способы ее решения.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично поисковый, исследовательский; практический.

Оборудование: 5–6 листочков для работы групп, карточки с задачами (Приложение1).

План урока:

Этап Время
1 Организационный момент, сообщение темы, цели урока. 2 мин
2 Актуализация знаний. 2 мин.
3 Объяснение нового материала. 20 мин.
4 Первичное закрепление и систематизация знаний. Практическая работа-исследование. Обсуждение и запись в тетради полученных результатов. 18 мин.
5 Подведение итогов. Домашнее задание. 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока, цели.

Тема урока “Валовой внутренний продукт. Валовой национальный продукт”.

Сегодня на уроке мы должны познакомиться с понятиями “валовой внутренний продукт”, “валовой национальный продукт”, научиться рассчитывать ВВП различными способами.

2. Актуализация знаний.

При классификации стран по уровню экономического развития основным критерием является ВВП (ВНП) на душу населения. Что такое ВВП, ВНП и как можно их рассчитать?

3. Объяснение нового материала.

1) ВВП И ВНП – основные макроэкономические показатели.

Валовой внутренний продукт – стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период времени (год) национальными и иностранными гражданами и фирмами.

– Работа с определением: в определении нет “лишних” слов, все слова несут смысловую нагрузку, отсутствие какого-либо слова может исказить смысл определения.

  • Найдите в определении слова, которые определяют слово “валовой” и подчеркните их одной чертой: “за определенный период времени (год)”.
  • Найдите в определении слова, которые определяют слово “внутренний” и подчеркните их волнистой чертой: “на территории страны”.
  • Найдите в определении слова, которые определяют слово “продукт” и подчеркните их двойной чертой: “конечные товары и услуги”.

Валовой национальный продукт – стоимость конечных товаров и услуг, произведенных национальными гражданами и фирмами за определенный период времени (год) на территории страны и за ее пределами (в других странах).

– Подчеркните в определении ключевые слова и словосочетания по аналогии с ВВП.
– Учащиеся работают в течение 1 минуты с определением, затем проверяем результаты.
– Какие отличия вы заметили у ВВП и ВНП?
– Какое слово будет ключевым для ВВП: “где” или “кто”?
– Где. ВВП – только на территории страны, а кто – не важно, любые граждане и фирмы (национальные и иностранные).
– Какое слово будет ключевым для ВНП: “где” или “кто”?
– Кто. ВНП – только национальные фирмы и граждане, а где – не важно, на территории любой страны.

2) Какие блага и услуги не включаются в ВВП.

– Проанализируйте ситуацию и дайте ответ на вопрос.

I вариант.

Субботний день. Муж ремонтирует свою машину, жена готовит обед, дети моют пол. Все заняты нужным, полезным делом, производят благо (обед), оказывают услуги (ремонт машины, уборка пола). Изменится ли при этом ВВП? Почему?

II вариант.

Та же ситуация, что и в первом случае, но отец семейства договорился отремонтировать машину соседа за определенную плату. Изменится ли теперь ВВП? Почему?

III вариант.

В течение года фермер вырастил рожь, продал ее мельнику, мельник смолол зерно и муку продал пекарю, который испек хлеб и продал его инженеру. Чему равен прирост ВВП? Почему?

– Учащиеся работают в течение 3 минут по вариантам, анализируя ситуацию и отвечая на поставленные вопросы, затем проверяем ответы.
– I вариант: ВВП не изменится, т.к. блага и услуги производятся без оплаты и не продаются на рынке.
– Когда выполнение тех же работ войдет в ВВП?
– Если нанять домработницу, а машину отправить в автосервис.
– II вариант: ВВП не изменится, т.к. услуги оказываются в “теневой” экономике.
– III вариант: ВВП изменится на стоимость хлеба, т.к. он является конечным продуктом.

3) Расчет ВВП.

а) По конечному потреблению: стоимость конечных товаров и услуг.
б) По добавленной стоимости.

Добавленная стоимость – увеличение стоимости товара на определенном производственном цикле.

Пример.

Фермер вырастил пшеницу и продал ее мельнику за 1$, мельник сделал из зерна муку и продал ее пекарю за 3$, пекарь выпек хлеб и продал его булочнику за 6$, булочник продал хлеб студенту за 10$.

Чему равен ВВП?

Решение:

Производители Цена продукции, $ Добавленная стоимость, $
Фермер 1 1 – 0 = 1
Мельник 3 3 – 1 = 2
Пекарь 6 6 – 3 = 3
Булочник 10 10 – 6 = 4
  Всего 10

Конечный продукт – хлеб, в ВВП учитывается его стоимость.
При суммировании добавленных стоимостей на каждом этапе производственной цепочки получается стоимость конечного товара.

в) По доходам.

– Какие доходы получают собственники ресурсов?
– Заполняем таблицу

Владельцы Доход
земли Рента
труда Заработная плата
капитала Процент
собственности Доход от собственности
Предприниматели Прибыль фирм
Государство Косвенные налоги на бизнес

Прибыль фирм = налог на прибыль + дивиденды + нераспределенная прибыль.

г) По расходам.

– Назовите основных субъектов экономики и расходы, которые они несут.
– Заполняем таблицу

Субъекты Расходы
Домашние хозяйства Личные потребительские расходы
Фирмы Инвестиции (валовые)
Государство Государственные закупки товаров и услуг
+
Иностранцы Чистый экспорт=экспорт-импорт

Валовые инвестиции = чистые инвестиции + амортизация.

В государственные расходы не включаются трансфертные платежи.

По представленным данным рассчитайте ВВП по доходам и расходам.

Статьи Сумма, трлн. руб.
Личные потребительские расходы 230
Дивиденды 15
Косвенные налоги 20
Налоги на прибыль фирм 20
Нераспределенная прибыль фирм 15
Заработная плата 220
Проценты 45
Импорт 33
Экспорт 37
Арендная плата 19
Инвестиции 50
Государственные закупки товаров и услуг 70

– Работа по вариантам на листочках: I вариант рассчитывает ВВП “по доходам”, а II вариант – “по расходам”. 3 первых работы каждого варианта оцениваются. После проверки результаты записываем в тетрадь.

ВВП по доходам:

Статьи Сумма, трлн. руб.
Дивиденды 15
Косвенные налоги 20
Налоги на прибыль фирм 20
Нераспределенная прибыль фирм 15
Заработная плата 220
Проценты 45
Арендная плата 19
Итого ВВП по доходам

ВВП по расходам:

Статьи Сумма, трлн. руб.
Личные потребительские расходы 230
Импорт -33
Экспорт 37
Инвестиции 50
Государственные закупки товаров и услуг 70
Итого ВВП по расходам

При расчете ВВП любым способом результат должен быть одинаковый.

4. Закрепление материала.

– Работа в группах: по карточкам (Приложение1), содержащим проблемные задачи, в которых перечислены статьи доходов и расходов, но в полном объеме представлены только статьи расходов (в одних задачах) или статьи доходов (в других), выбрать способ и рассчитать ВВП. Работа “на оценку” в тетрадях.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Повторить тему “Спрос”.