Цель: познакомить с дикими животными – медведем и ежом.
Задачи:
- Образовательные:
Предмет: Развитие речи
Система обучения: коррекционная на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В. В. Воронковой.
Учебник: Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных(коррекционных) школ VIII вида.3 класс. – М.:АРКТИ, 2006
Оборудование: 6 картинок (лиса, тигр, заяц, медведь, коза, еж), схема – описания животных, название темы, рисунки ежа и медведя, карточки со словами: еж, ежиха, ежонок, медведь, медведица, медвежонок; карточка с описанием свойств иголок ежа, рисунок “найди медведя”, опорные слова внешности, учебник, аудиозапись голоса медведя.
Ход урока
1. Организационный момент.
Упражнение по развитию памяти: запомнить 6 картинок с изображением животных. (время – 30с.)
– Назовите животных? (Кто назвал, садится.)
– Какое животное лишнее, ведь оно не живет в лесу? Как называется такое
животное?
2. Повторение.
– С какими животными мы познакомились на прошлом уроке?
– Опишите по схеме козу. Приложение.
– Кто полезнее человеку: маленькое или большое животное?
– Задание: Составь пару. (индивидуальное) на доске.
Кто и какую пользу приносит. Соединим стрелками.
3. Знакомство с темой урока.
– Как одним словом назвать всех остальных животных, кроме козы? (Дикие.) Почему?
– Тема нашего урока: Дикие животные.
– А вот какие, отгадайте.
Загадка:
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это…(еж).
– Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь.)
– Итак, тема нашего урока: Дикие животные. Еж. Медведь.
4. Новая тема.
А)Узнавание и описание ежа.
Смотрим на рис.
– Кто это? Он – …(еж). Она-…(ежиха). Детеныш-…(ежонок). Открываю карточки со словами.
Еж
Ежиха
Ежонок
– Что мы знаем о еже? (Дикое животное.)
– Чем покрыто тело ужа? (Иголками.)
– Для чего нужны ему иголки? (Защита от врагов.)
– А какие иголки у ежа? (Длинные, тонкие, острые, колючие.) На карточках эти слова.
– Давайте покажем, какой ежик колючий. (Делаем пальчиковую гимнастику.)
Б) Пальчиковая гимнастика “Ежик”.
1. Ежик, ежик колкий, Покажи иголки. Вот так, вот так, Покажи иголки. |
“замок” Выпрямляем пальцы |
2. Ежик, ежик колкий, Убери иголки. Вот так, вот так, Убери иголки. |
“замок” нажим на “замок” |
– Внимательно рассмотрим ежика.
Назовите части его тела. Рис.14 (Мордочка, тело, лапки, ушки.)
– Какого цвета ежик? (Серый.)
– Что случится, если его испугать? (Он свернется в комочек.)
– Чем питается еж? (Питается ягодами, орехами, желудями, насекомыми, лягушками, змеями, птенцами, корешками растений.) Можно сказать, что он хищник?
– Что делает еж зимой? (Наступила зима, спрятались букашки, нет грибов и другой еды, еж спит до весны.)
– Где спит? (Делает гнездо-норку.)
– Опишите ежа по схеме. (3 человека). Приложение.
В) Работа по учебнику.
Стр.103. Задание.1.
Г) Динамическая пауза.
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте.)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)
А навстречу серый волк,
Ежик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубочком.)
Получился шар колючий,
День у волка невезучий. (Дети встают.)
Д) Узнавание и характеристика медведя.
– Как называется это животное? Рис.15
– Он…(медведь)Она…(медведица) Детеныш…(медвежонок).
(Чтение слов хором и индивидуально по карточкам.)
Медведь
Медведица
Медвежонок
– А почему медведя так назвали? (Мед – ведать.)
– Какое это животное? (Дикое.)
– Медведь – это большое, сильное животное. Он только кажется неуклюжим, неповоротливым из-за густой шерсти. На самом деле он очень ловкий, он быстро бегает, лазает по деревьям. Кто видел медведей в цирке? Они настоящие артисты.
– Чем питается. (Он ест мясо животных, всех от лося до мышки, а также ягодами, орехами, грибами, травой, ловит рыбу, медом.)
– Медведь – это хищник.
Рис.16
– Какого цвета шерсть у медведя? (Бурая, коричневая, черная.)
– Кто знает медведя с другой по цвету шерстью? (Белый медведь.)
Рис.17
– Для чего ему белая шерсть? (Он живет на Севере, там снег. А на белом снегу белого медведя не видно.)
– Задание: Найдите на рисунке бурого медведя.
Рис.18
– Помогает цвет шерсти медведю прятаться, маскироваться? (Да.)
– Назовите части тела медведя.
Рис.19 (Голова,тело,4 лапы, мал. хвост.)
Карт. с доп. словами:
Морда
Глаза
Мех
Лапы
Хвост
Походка
– Как осенью медведь готовится к зиме? (Строит берлогу, нагуливает жир.)
Е)Работа по учебнику.
Стр.105. Задание1. Прочитаем слова, а теперь выберите те слова, которые подходят к слову “медведь”.
– Составим предложения с этими словами.
– Опишите по схеме. (3человека) “Хозяин леса”. Приложение.
– Почему медведь – хозяин леса? (Сильный, большой, злой, звери боятся его.)
– Послушаем голос медведя. Аудиозапись.
5. Закрепление.
– Что общего у медведя и ежа? (В ходе обобщения приходим к следующим выводам):
1. Дикие животные.
2. Зимой спят.
3. Хищники.
– Чем отличаются медведь и еж?
1. Медведь большой и сильный, а еж маленький и слабый.
2. Медведь ловкий, а еж неуклюжий.
3. Медведь покрыт густой шерстью, а еж – иголками.
Итоговый опрос: задаю вопрос, отвечаете, кто это – медведь или еж.
1. Если он свернется в клубок, нет ни головы, ни ног. Это…еж.
2. Любит купаться и ловит рыбу. Это…медведь.
3. Питается насекомыми, лягушками, грибами, ягодами. Может поймать змею. Это…еж.
4. Осенью запасает жир, устраивает себе берлогу и засыпает. Это…медведь.
5. “Хозяин леса” Это …медведь.
6. Итог урока.
– О каких животных мы говорили на уроке?
– Что узнали о них?
Оценка деятельности детей.
Дом. задание: 1-й ряд – составить таблицу общего между медведем и ежом.
2-й ряд – составить таблицу различий между медведем и ежом.