Цели: Познакомить с образованием Российского государства, с первыми русскими князьями: Рюриком, Олегом; развивать умение анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику историческим личностям; воспитывать гуманное отношение к окружающим людям.
Ход урока
1. Организационый момент.
Тема нашего урока: “Откуда пошла Русь. Первые русские князья”.
Сегодня на уроке мы познакомимся с возникновением Российского государства и с первыми русскими князьями, продолжим сопоставлять и анализировать исторические факты.
2. Проверка домашнего задания
1) Фронтальный опрос:
- Что такое история?
- Кто такие славяне?
- Какие славянские племена вы знаете?
- Где селились славяне?
- Какие занятия были у славян?
- Какие соседи были у славян?
- Какая вера была у славян?
2) Кроссворд:
– Давайте разгадаем кроссворд и узнаем имя одного из первых русских князей.
Задания к кроссворду:
- Богиня земли и плодородия.
- Языческий бог, покровитель стада домашних животных.
- Главный бог славян.
- Мелкий предмет на шнурочке, который, по мнению славян, защищал от злых духов.
– Итак, о каком князе пойдет речь на уроке?
3. Новый материал
Вы помните, что славяне жили родами, а за порядком следил старейшина рода, он же разрешал различные споры. Рода часто спориди между собой и не могли придти к единому решению, которое устраивало бы всех. Устав от споров и беспорядков в соих родах, новгородские славяне и кривичи решили найти себе князя за морем. Надеялись славяне, что чужаку удастся установить мир и порядок в славянских землях. Слышали они, что в одном роде варяжском есть три князя, которые судят правдиво, да и хорошие воины. Звали этих братьев Рюрик, Синеус и Трувор.
Отправились послы к варягам и сказали им:
Рюрик, Синеус и Трувор согласились и пришли к славянам со всем своим родом и дружиною. Рюрик сел в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – у кривичей в Изборске. В летописи сказано: “Те варяги назывались русью… И от тех варяг прозвалась Русская земля”. Случилось это в 862 году после Рождества Христова. Эта дата и считается временем основания Древнерусского государства. Через два года умерли Синеус и Трувор. Рюрик княжил во всей земле один. Сам он правил только в Новгороде, а в других городах посадил бояр, которые судили вместо князя и назывались наместниками. Бояре были в княжеской дружине старшими, важнейшими людьми. У самых знатных бояр даже были свои дружины.
– Откройте ваши учебники на с. 25 и внимательно прочитайте второй и третий
абзацы сверху.
– Что из прочитанного вы узнали об Аскольде и Дире?
– В каком году умер Рюрик?
– Кто стал править Русью после смерти Рюрика?
3. Физкультминутка:
Отдых наш – физкульминутка.
Занимай свои места.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
– Имя князя Олега вам уже знакомо. Где мы встречались с ним? (В летописях на
уроках чтения.)
– После смерти Рюрика в 879 году Русью стал править Олег, так как сыну Рюрика в
тот момент было всего 2 года и управлять государством он не мог. Но Рюрик правил
в Новгороде, а Олег стал править в Киеве. Как же так получилось? Почему при
Олеге главным городом стал Киев, а не Новгород? Давайте послушаем об этом
рассказ. (Рассказывает подготовленный ученик.)
– Можно ли сказать, что Олег был хитрым человеком? Почему?
– Вспомните, каким походом особенно прославился Олег? (Походом на Византию,
Царьград.)
– Послушайте отрывок из летописи, где описывается этот поход. (Читает ученик.)
– Как вы думаете, почему после похода на Византию Олег получил прозвище Вещий?
4. Просмотр фильма о князе Олеге.
– Сейчас я предлагаю вашему вниманию фильм о князе Олеге. Смотрите очень внимательно. После фильма я задам вам несколько вопросов.
Вопросы к фильму:
- В каком году князь Олег совершил поход в Византию? (907)
- Как Олегу удалось победить греков?
- Когда был составлен письменный договор о мире? (2 сентября 911 г.)
- Что получила Русь после подписания этого договора?
- В каком году умер князь Олег? (912)
- Где похоронен Олег?
- Как отнесся народ к смерти Олега?
– В фильме упоминается очень известное литературное произведение о князе Олеге. Помните, какое? Давайте послушаем это произведение. (Аудиозапись.)
5. Итог урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Объясните понятия “князь”, “дружина”.
– О чем вам говорят даты: 862 год, 912 год?
6. Домашнее задание