Программа факультативных занятий "Умные пальчики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

“Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев”
В.А. Сухомлинский

Уже ни для кого не секрет, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, речь и так далее.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятий лепкой и аппликацией.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучия ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения оказываются недостаточными для освоения письма, у детей формируются школьные трудности.

Для того, чтобы все это избежать, необходимо набраться терпения и начать постепенно и систематически играть с ребенком, развивая его пальчики.

Воспитательно-образовательная деятельность в МДОУ № 60 “Теремок” осуществляется по программе “Радуга”, способствуя обогащению игрового опыта детей и развитию способностей каждого ребенка, в том числе, мелкой моторики руки.

Программа факультативных занятий “Умные пальчики” облегчит работу по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.

Курс факультативных занятий легко интегрируется в образовательный процесс и режим дня дошкольного учреждения.

Цель программы: развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

  • развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми;
  • развивать речь, внимание, память и способность сосредотачиваться.

Программа реализуется в течении одного года.

Факультативные занятия проводятся один раз в две недели (19 занятий), продолжительность занятия – 10 минут.

Программа занятий выстраивается по принципу, от простого к сложному.

Разделы программы:

  • “Пальчики и ручки”
  • “Волшебный мир песка и воды”

Работа ведется в обозначенных направлениях и способствует углублению и расширению полученных умений и навыков.

При реализации программы применяются следующие приемы:

  • рассматривание иллюстраций;
  • использование ТСО;
  • чтение художественной литературы;
  • показ воспитателя;
  • беседа;
  • рассказ;
  • творческие задания;
  • пальчиковые игры;
  • инсценировка.

Наиболее эффективными являются такие формы организации занятий:

  • игра-драматизация;
  • экскурсия;
  • экспериментирование.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Воспитанники будут:

  • уметь самостоятельно выполнять пальчиковые игры; делать различные движения пальцами, руками и произносить текст; прослушивать инструкции взрослого;
  • знать названия пальцев своей руки; правила игр с песком; небольшие стихотворения;
  • иметь представление о частях своей руки (рука, кисть, ладошка, пальцы)

Содержание программы.

РАЗДЕЛ 1. Пальчики и ручки (13 часов) направлен на получение воспитанниками знаний о названиях пальцев; обучение различным действиям руками и пальцами.

1.1 Занятие “Дарики – комарики” направлено на исследование детьми своего тела.

Как выглядит человек (из каких частей он состоит). Прилет комарика; Игра с комариком; Показ и выполнение действий комариков.

1.2 Занятие “Руки в стороны…” направлено на получения детьми знаний о пространстве и умении ориентироваться в нем.

Сюрпризный момент (прилет пчелки); Беседа о том, как дети понимают, где верх, низ, сторона; Выполнение движений для запоминания сторон; Усложнения с разжиманием и сжиманием кулачка.

1.3 Занятие “Пальчики” направлено на запоминание детьми названия пальцев.

Организационный момент; Игра с пальчиками; Инсценировка сказки “Жили были пальчики”; Игра “Узнай меня”.

1.4 Занятие “Этот пальчик хочет спать…” направлено на формирование умения поочередно сгибать пальцы.

Инсценировка стихотворения “Спать пора” А.Барто; Игра “Назови пальчик”; Выполнение действий по тексту стихотворения “Этот пальчик хочет спать…”.

1.5 Занятие “Стирка” направлено на умение выполнять движения ладонями, кулачками, пальцами.

Организационный момент (грязное белье); Беседа о том, что надо делать, чтобы оно стало чистым; Стирка белья воспитателем; Показ и выполнение имитации стирки.

1.6 Занятие “Повстречались” направлено на формирование умении соединять поочередно пальцы правой и левой руки, при этом проговаривать слова.

Сюрпризный момент (появление котенка, щенка, жеребенка, тигренка и быка); Игра “Найди друга”; Показ и выполнение движений согласно тексту стихотворения “Повстречались”.

1.7 Занятие “Прогулка” направлено на формирования умений выполнять движения пальцами на столе.

Организационный момент (прогулка по группе); Беседа о возможностях пальцев; Показ и выполнение движения в соответствии со словами стихотворения “Прогулка”.

1.8 Занятие “Пирожки” направлено на формирования выполнения действий со сменой положения рук.

Сюрпризный момент (появление зонтика); Игра “Солнышко и дождик”; Показ и выполнение движений по тексту стихотворения “Пирожки”; Имитация раздачи пирожков.

1.9 Занятие “Елочка” направлено на формирование умения детьми из пальцев изображать различные предметы.

Сюрпризный момент (елочка); Игра “Нарядим елочку”; Игра “Узнай, что показала”; Чтение и показ стихотворения “Елочка”.

1.10 Занятие “Пальчики” направлено на закрепление умений детьми выполнять различные движения пальцами.

Организационный момент (потанцуем, нарисуем, попрыгаем, поиграем в мяч); Беседа, могут ли тоже сделать пальцы; Показ и выполнение движения пальцами.

1.11 Занятие “Заиньки” направлено на формирования умения детьми выполнять разнообразные движения руками.

Сюрпризный момент (“Найди зайку”); Показ и выполнение движений руками, согласно тексту стихотворения “Заиньки”; Танец с зайкой.

1.12 Занятие “Курочка” направлено на формирование умения выполнять движения пальцами в разном темпе.

Рассматривание картины (“Курочка с цыплятами”); Беседа по картине; Игра “Курочка”; Показ и выполнения движения по тексту стихотворения “Курочка”.

1.13 Занятие “Дружные пальчики” направлено на поддерживания интереса к пальчиковым играм.

Сюрпризный момент (приход Буратино); Беседа о том, какие игры с пальчиками знают дети; Выполнение различных игр с пальцами; Показ и выполнение в соответствии со словами стихотворения “Дружные пальчики”; Подведение итога.

РАЗДЕЛ 2. Волшебный мир песка и воды (6 часов) нацелен на развитие у детей интереса к играм с песком и водой, с целью развития мелкой моторики.

2.1 Занятие “Игрушки – потеряшки” направлено на развитие у детей мелкой моторики и интереса к играм с песком.

Сюрпризный момент (исчезновение игрушек); Чтение стихотворения “Игрушки-потеряшки”; Игра “Найди игрушку”; Показ и выполнение действий; Хоровод вокруг игрушек.

2.2 Занятие “Считалочка – купалочка” направлено на развитие координации движения и моторики руки.

Игровой момент “Волшебная водичка”; Игра “Накормим куклу”; Показ и выполнение действий по тексту стихотворения “Считалочка-купалочка”; Игры с водой.

2.3 Занятие “Матрешки” направлено на формирование мелкой моторики пальцев рук; умение двумя пальцами выкладывать камушки, бусинки и т.д.

Игровой момент (приход матрешки); Проблемная ситуация (одна матрешка без бус); Показ выполнения действий; Танцы с матрешками.

2.4 Занятие “Тигр в клетке” направлено на развитие интереса к занятиям с песком; Повышения уровня развитии мелкой моторики.

Игровой момент (“Экскурсия в зоопарк”); Чтение стихотворений о животных; Беседа о том, что нужно сделать, чтобы уберечься от тигра; Показ и выполнения действий; Игра “Превращения”.

2.5 Занятие “Железная дорога” направлено на развитие интереса к играм с песком, повышения уровня развития мелкой моторики.

Слушание песни “Голубой вагон”; Игра “Паровоз”; Чтение стихотворения “Мчится поезд”; Показ и выполнение действий; Игры в песочном городке.

2.6 Занятие “Песочный праздник” направлено на развитие эмоционального мира ребенка, умение применять свои знания.

Организационный момент (“Приглашение на день рождения”); Беседа о том, что подарить песочным человечкам; Выполнения действий; Хороводная игра “Каравай”.

Критерии уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Дети умеют:

  • Повторять движения рук.
  • Управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  • Показывать один пальчик, два, три и т.д.
  • Сочетать пальцевые упражнения с речевым сопровождением.
  • Брать и нанизывать бусины с помощью большого и указательного пальцев.
  • Рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.
  • Свободно двигать кистями и пальцами рук.

Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога,
Низкий уровень – не может сделать.

Дети знают:

  • Названия пальцев рук.
  • Несколько стихотворных текстов.

Высокий уровень – выполняют самостоятельно
Средний уровень – делают с помощью подсказки,
Низкий уровень – затрудняются делать.

Методическое обеспечение.

I. Учебно-методические пособия:

  • Специальная, методическая литература;
    (См. список литературы)
  • Хрестоматия для детей 2–4 лет.

II. Материалы из опыта работы:

Дидактический материал:

  • Плакат “Части тела. Человек”,
  • Картина “Курочка с цыплятами”,
  • Аудиозапись: “Дождик”, “Плясовая”, “Голубой вагон”.

Наглядный материал:

  • Пальчиковый театр,
  • Набор елочных игрушек,
  • Набор для стирки белья,
  • Набор мелких игрушек. бусинок, камушек;
  • Строитель “Зоопарк”,
  • Дидактическая кукла,
  • Игрушки: комарик, пчелка, котята, щенки, жеребята, тигрята, два бычка, елочка, мяч, заяц, буратино, железная дорога;

Оборудование:

  • Мини бассейн с водой и песком,
  • ТСО.

Приложение. Учебно-тематический план.