“Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев”
В.А. Сухомлинский
Уже ни для кого не секрет, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, речь и так далее.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятий лепкой и аппликацией.
Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучия ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения оказываются недостаточными для освоения письма, у детей формируются школьные трудности.
Для того, чтобы все это избежать, необходимо набраться терпения и начать постепенно и систематически играть с ребенком, развивая его пальчики.
Воспитательно-образовательная деятельность в МДОУ № 60 “Теремок” осуществляется по программе “Радуга”, способствуя обогащению игрового опыта детей и развитию способностей каждого ребенка, в том числе, мелкой моторики руки.
Программа факультативных занятий “Умные пальчики” облегчит работу по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.
Курс факультативных занятий легко интегрируется в образовательный процесс и режим дня дошкольного учреждения.
Цель программы: развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми;
- развивать речь, внимание, память и способность сосредотачиваться.
Программа реализуется в течении одного года.
Факультативные занятия проводятся один раз в две недели (19 занятий), продолжительность занятия – 10 минут.
Программа занятий выстраивается по принципу, от простого к сложному.
Разделы программы:
- “Пальчики и ручки”
- “Волшебный мир песка и воды”
Работа ведется в обозначенных направлениях и способствует углублению и расширению полученных умений и навыков.
При реализации программы применяются следующие приемы:
- рассматривание иллюстраций;
- использование ТСО;
- чтение художественной литературы;
- показ воспитателя;
- беседа;
- рассказ;
- творческие задания;
- пальчиковые игры;
- инсценировка.
Наиболее эффективными являются такие формы организации занятий:
- игра-драматизация;
- экскурсия;
- экспериментирование.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанники будут:
- уметь
Содержание программы.
РАЗДЕЛ 1. Пальчики и ручки (13 часов) направлен на получение воспитанниками знаний о названиях пальцев; обучение различным действиям руками и пальцами.
1.1 Занятие “Дарики – комарики” направлено на исследование детьми своего тела.
Как выглядит человек (из каких частей он состоит). Прилет комарика; Игра с комариком; Показ и выполнение действий комариков.
1.2 Занятие “Руки в стороны…” направлено на получения детьми знаний о пространстве и умении ориентироваться в нем.
Сюрпризный момент (прилет пчелки); Беседа о том, как дети понимают, где верх, низ, сторона; Выполнение движений для запоминания сторон; Усложнения с разжиманием и сжиманием кулачка.
1.3 Занятие “Пальчики” направлено на запоминание детьми названия пальцев.
Организационный момент; Игра с пальчиками; Инсценировка сказки “Жили были пальчики”; Игра “Узнай меня”.
1.4 Занятие “Этот пальчик хочет спать…” направлено на формирование умения поочередно сгибать пальцы.
Инсценировка стихотворения “Спать пора” А.Барто; Игра “Назови пальчик”; Выполнение действий по тексту стихотворения “Этот пальчик хочет спать…”.
1.5 Занятие “Стирка” направлено на умение выполнять движения ладонями, кулачками, пальцами.
Организационный момент (грязное белье); Беседа о том, что надо делать, чтобы оно стало чистым; Стирка белья воспитателем; Показ и выполнение имитации стирки.
1.6 Занятие “Повстречались” направлено на формирование умении соединять поочередно пальцы правой и левой руки, при этом проговаривать слова.
Сюрпризный момент (появление котенка, щенка, жеребенка, тигренка и быка); Игра “Найди друга”; Показ и выполнение движений согласно тексту стихотворения “Повстречались”.
1.7 Занятие “Прогулка” направлено на формирования умений выполнять движения пальцами на столе.
Организационный момент (прогулка по группе); Беседа о возможностях пальцев; Показ и выполнение движения в соответствии со словами стихотворения “Прогулка”.
1.8 Занятие “Пирожки” направлено на формирования выполнения действий со сменой положения рук.
Сюрпризный момент (появление зонтика); Игра “Солнышко и дождик”; Показ и выполнение движений по тексту стихотворения “Пирожки”; Имитация раздачи пирожков.
1.9 Занятие “Елочка” направлено на формирование умения детьми из пальцев изображать различные предметы.
Сюрпризный момент (елочка); Игра “Нарядим елочку”; Игра “Узнай, что показала”; Чтение и показ стихотворения “Елочка”.
1.10 Занятие “Пальчики” направлено на закрепление умений детьми выполнять различные движения пальцами.
Организационный момент (потанцуем, нарисуем, попрыгаем, поиграем в мяч); Беседа, могут ли тоже сделать пальцы; Показ и выполнение движения пальцами.
1.11 Занятие “Заиньки” направлено на формирования умения детьми выполнять разнообразные движения руками.
Сюрпризный момент (“Найди зайку”); Показ и выполнение движений руками, согласно тексту стихотворения “Заиньки”; Танец с зайкой.
1.12 Занятие “Курочка” направлено на формирование умения выполнять движения пальцами в разном темпе.
Рассматривание картины (“Курочка с цыплятами”); Беседа по картине; Игра “Курочка”; Показ и выполнения движения по тексту стихотворения “Курочка”.
1.13 Занятие “Дружные пальчики” направлено на поддерживания интереса к пальчиковым играм.
Сюрпризный момент (приход Буратино); Беседа о том, какие игры с пальчиками знают дети; Выполнение различных игр с пальцами; Показ и выполнение в соответствии со словами стихотворения “Дружные пальчики”; Подведение итога.
РАЗДЕЛ 2. Волшебный мир песка и воды (6 часов) нацелен на развитие у детей интереса к играм с песком и водой, с целью развития мелкой моторики.
2.1 Занятие “Игрушки – потеряшки” направлено на развитие у детей мелкой моторики и интереса к играм с песком.
Сюрпризный момент (исчезновение игрушек); Чтение стихотворения “Игрушки-потеряшки”; Игра “Найди игрушку”; Показ и выполнение действий; Хоровод вокруг игрушек.
2.2 Занятие “Считалочка – купалочка” направлено на развитие координации движения и моторики руки.
Игровой момент “Волшебная водичка”; Игра “Накормим куклу”; Показ и выполнение действий по тексту стихотворения “Считалочка-купалочка”; Игры с водой.
2.3 Занятие “Матрешки” направлено на формирование мелкой моторики пальцев рук; умение двумя пальцами выкладывать камушки, бусинки и т.д.
Игровой момент (приход матрешки); Проблемная ситуация (одна матрешка без бус); Показ выполнения действий; Танцы с матрешками.
2.4 Занятие “Тигр в клетке” направлено на развитие интереса к занятиям с песком; Повышения уровня развитии мелкой моторики.
Игровой момент (“Экскурсия в зоопарк”); Чтение стихотворений о животных; Беседа о том, что нужно сделать, чтобы уберечься от тигра; Показ и выполнения действий; Игра “Превращения”.
2.5 Занятие “Железная дорога” направлено на развитие интереса к играм с песком, повышения уровня развития мелкой моторики.
Слушание песни “Голубой вагон”; Игра “Паровоз”; Чтение стихотворения “Мчится поезд”; Показ и выполнение действий; Игры в песочном городке.
2.6 Занятие “Песочный праздник” направлено на развитие эмоционального мира ребенка, умение применять свои знания.
Организационный момент (“Приглашение на день рождения”); Беседа о том, что подарить песочным человечкам; Выполнения действий; Хороводная игра “Каравай”.
Критерии уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Дети умеют:
- Повторять движения рук.
- Управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
- Показывать один пальчик, два, три и т.д.
- Сочетать пальцевые упражнения с речевым сопровождением.
- Брать и нанизывать бусины с помощью большого и указательного пальцев.
- Рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.
- Свободно двигать кистями и пальцами рук.
– Высокий уровень – делает самостоятельно,
– Средний уровень – делает с помощью педагога,
– Низкий уровень – не может сделать.
Дети знают:
- Названия пальцев рук.
- Несколько стихотворных текстов.
– Высокий уровень – выполняют самостоятельно
– Средний уровень – делают с помощью подсказки,
– Низкий уровень – затрудняются делать.
Методическое обеспечение.
I. Учебно-методические пособия:
- Специальная, методическая литература;
(См. список литературы) - Хрестоматия для детей 2–4 лет.
II. Материалы из опыта работы:
Дидактический материал:
- Плакат “Части тела. Человек”,
- Картина “Курочка с цыплятами”,
- Аудиозапись: “Дождик”, “Плясовая”, “Голубой вагон”.
Наглядный материал:
- Пальчиковый театр,
- Набор елочных игрушек,
- Набор для стирки белья,
- Набор мелких игрушек. бусинок, камушек;
- Строитель “Зоопарк”,
- Дидактическая кукла,
- Игрушки: комарик, пчелка, котята, щенки, жеребята, тигрята, два бычка, елочка, мяч, заяц, буратино, железная дорога;
Оборудование:
- Мини бассейн с водой и песком,
- ТСО.
Приложение. Учебно-тематический план.