Цели.
- Закреплять навыки работы с многозначными числами, умение решать задачи на нахождение остатка, уравнения; организовать деятельность учащихся по расширению и закреплению понятий о бюджете.
- Познакомить с примерным расчетом семейного бюджета, прививать интерес к профессии экономиста.
- Воспитывать уважение к родителям, как основным источником семейного дохода, к людям разных профессий.
Оборудование. Треугольник, круг, квадрат; карточки со словами “налоги”, “бюджет”; геометрические фигуры для устного счета;
Ход урока
I. Организационный момент.
Мороз и солнце день чудесный!
Работать будем с интересом!
II. Устный счет.
Учитель. На доске записаны примеры. Сосчитайте и найдите ответы , которые находятся на парашютах.
580 – 80 – 500 = 603 – 600 + 7 = 485 – 80 – 5 = = 292 – 200 + 18 = |
660 – 30 – 600 = 7 + 310 – 17 = 819 – 19 – 700 = 330 – 300 – 0 = |
15 х 4 = 80 : 10 = 200 : 100 = 100 :10 = |
– А теперь посчитайте сумму всех ответов по столбикам. (1-й ряд – 1-й
столбик; 2-й ряд – 2-й столбик; 3-й ряд – 3-й столбик.)
– Какие ответы получились? (Ученики закрепляют ответы, которые записаны на
геометрических фигурах.)
– Какие геометрические фигуры вы видите?
Дети. Круг, треугольник, квадрат.
У. Какая фигура лишняя? Почему?
Д. Круг, так как это не многоугольник.
У. Посмотрите на числа внутри фигур. Что вы можете сказать о них? Чем они похожи? Чем различаются? Какое число “лишнее”? Почему?
Д. Все числа оканчиваются нулем. “Лишним” будет число 70, так как оно двузначное, а остальные – трехзначные.
У. Дополните выражение записанное на доске, заменив геометрические фигуры их значениями.
На доске:
Учащиеся вместо геометрических фигур вставляют числа, полученные в первом задании, и проводят вычисления.
– Какое действие в донном выражении для вас оказалось незнакомо? (: 204), т,е
на двузначное число.
– Кто смог выполнить это действие самостоятельно?
– Какой получился результат?
Д. Пять.
У. Я всем желаю сегодня работать с радостью, с удовольствием, тогда и
результат вашей работы будет оценен высоким баллом.
Посмотрите на наш пример, кто может сформулировать тему нашего урока?
(Деление многозначных чисел на однозначное. Бюджет.) (НА
доску вывешивается тема урока.)
II. Сообщение темы урока.
У. Сегодня на уроке математики мы будем закреплять умение решать задачи и примеры с многозначными числами, а также вспомним такие экономические понятия, как налоги и бюджет.
IV. Работа над новым материалом.
У. Вспомните и скажите, что такое налоги?
Д. Установленные законом обязательные платежи, которые граждане и организации обязаны периодически отдавать государству.
У. Кто следит за своевременным и полным внесением налогов?
Д. Налоговая инспекция и налоговая полиция.
У. Налоги – это основной источник доходов государства. Кроме налогов есть и другие доходы. Какие? А для чего государству нужны эти деньги? (Оплаты труда людей.)
Давайте посмотрим, что мы относим к доходам , а что к расходам государства, области, города.
На доске:
БЮДЖЕТ | |
Доходы | Расходы |
налоги + торговля природными богатствами + торговля с другими государствами |
армия милиция образование наука культура экология социальное обеспечение здравоохранение космос |
– Список расходов и доходов называется “бюджетом”.
Он составляется на какой-то определенный срок.
Как вы думаете, на какой срок необходимо составлять (то есть предусматривать
доходы и расходы) бюджет государства, области, города? (На 1 год.)
– Прочитайте определение бюджета. (на столе лежат карточки).
Бюджет составляют в семье на каждый месяц, а в государстве – на каждый год.
Нужно ли составлять бюджет семьи? Почему? На прошлом уроке мы уже рассчитывали
бюджет семьи , а сегодня мы рассчитаем бюджет условный нашей шахты “ Чертинская
– Коксовая”
На доске:
Президент, губернатор, мэр города проверяют на калькуляторе правильность решения уравнений.
Доход от проданного угля – 91440 руб Заработная плата – 2/3 части от прибыли На приобретение оборудования – 20480руб. Остаток – |
– Можно ли ответить на главный вопрос задачи? Что для этого нужно знать?
Решение задачи и запись в тетради и 1 ученик у доски.
1. 91440 : 3 х 2 = 60960руб
2. 91440 – 60960 = 30480 руб
3. 30480 -20480 = 10000 руб.
Ответ: 10000 рублей осталось.
– Куда могут быть потрачены оставшиеся деньги? (Непредвиденные расходы.)
– Каждой семье нужно уметь правильно расходовать заработанные деньги.
Вот также и у государства могут быть непредвиденные расходы. А как вы думаете какие?
(Катастрофы различные: аварии на электостанциях Шушенская, взрыв экспресса , пожар в Перми и т д.)
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление пройденного материала.
У. Бюджет предприятия мы рассчитали. Теперь попробуем распределить деньги
государства (цифры условные). Кто контролирует расходование бюджета?
(Президент, губернатор, мэр города проверяют на калькуляторе правильность
решения уравнений.)
Выбираем президента, губернатора, мэра
. (Это ученики, которые могут самостоятельно выполнять задание.) Делимся на три группы по 6 человек в каждой. На столе у вас карточки с уравнениями. У каждой группы свое задание. После выполнения своего задания передаете ответ своему президенту, губернатору, мэру, они сверяют свой ответ.Группа 1. (3-й ряд) Государственная дума и президент будут рассчитывать государственный бюджет.
Группа 2. (2-й ряд) Областная дума и губернатор – областной бюджет.
Группа 3. (1-й ряд) Городская дума и мэр города – городской бюджет.
Группа 1 (3-й ряд)
С 83 № 421 (1,2)
Группа 2 (1-й ряд)
С.83 № 421 (3, 4)
Группа 3 (2-й ряд)
С 83.№ 425 (3, 4)
VII. Подведение итогов работы над новым материалом.
У. От чего зависят составление правильного бюджета и его выполнение? Как вы думаете?
– А от чего зависит ваши знания? (От того как вы работаете на уроке и дома.)
Закончите предложение: Мне на уроке … Сегодня я узнал на уроке….
– Каждый человек, каждое предприятие, каждая организация должны исправно и честно платить налоги. Чтобы работники всех организаций могли получать достойную з/п
VIII. Итог урока.
У. Закончите предложение: Мне на уроке … Сегодня я узнал на уроке….
У. Какие виды работы вы выполняли на уроке? Что нового узнали? Что такое
бюджет?
IХ. Домашнее задание: с 83 № 427, .