Цель урока:
– повторение и закрепление знаний о движущих силах эволюции,
– формирование понятия приспособленность организмов к среде обитания, знание о
механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции,
– продолжение развития умений использовать знания теоретических закономерностей
для объяснения явлений, наблюдаемых в природе,
– формирование конкретных знаний о приспособительных особенностях в строении,
окраски и поведении живых организмов.
Оборудование: таблица “Приспособленность организмов”, фотографии, рисунки, карточки для выполнения тестов, презентации.
Презентацию можно получить у автора статьи.
Ход урока
1. Повторение изученного материала.
В форме фронтальной беседе предлагается ответить на вопросы:
А) Назовите и объясните понятие “эволюции”?
Б) Назовите движущие силы эволюции?
В) Что является поставщиком для отбора в популяциях?
Г) Известно, что наследственная изменчивость, поставляющая материал для отбора, случайна и не направлена. Каким образом естественный отбор приобретает направленный характер?
Д) Дайте объяснение с эволюционных позиций следующему выражению: “Отбору подвергаются не отдельные гены, а целостные фенотипы. Фенотип выступает не только объектом отбора, но и выполняет роль передатчика наследственной информации в поколениях?
2. Формулировка темы урока.
В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к данным условиям существования.
Борьба за следствие существование |
Естественный результат отбор |
Приспособленность организмов к среде |
Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования
Давайте подумаем и попытаемся сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям существования.?
Приспособленность организмов или адаптации – совокупность особенностей в строении организмов, физиологических процессов и поведении, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.
Как вы считаете, какое значение имеет приспособленность для организмов?
Значение: повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства.
Возникает вопрос: как образуются приспособления? Давайте попробуем объяснить образование хобота у слонов, с точки зрения К.Линнея, Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина.
(На экране появляется фотография слона и формулировка вопроса.)
Предположительные ответы учащихся:
По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. По велению Бога слоны имеют всегда имели хобот.
По Ламарку: движущей силой эволюции является воздействие внешней среды, стремление к прогрессу и упражнение и не упражнение органов.
Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу. (упражнение) Этот признак передавался по наследству как благоприятный. Так возник хобот у слонов.
По Дарвину: среди слонов были слоны, имеющие разные длины хоботов. Те, которые имели более длинный хобот, были успешнее в добыче пищи и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно возник длинный хобот.
Какое объяснение наиболее реально? Попробуем описать механизм возникновения приспособлений. (На экране схема.)
Популяция насыщена мутациями.
Определенные условия внешней среды.
Выживание особей с фенотипами, дающими преимущества в данных условиях.
Возникновение приспособлений к данным условиям существования.
3. Многообразие адаптаций.
Презентации учащихся
А) Морфологические адаптации.
Б) Маскировка.
В) Покровительственная окраска.
4. Относительный характер приспособлений.
Предлагается вниманию учащихся фотография на экране: заяц на снегу и хорошо заметен на фоне деревьев, ночные бабочки собирают нектар со светлых цветов днем.
Подводим итог.
Любое приспособление целесообразно только в условиях, в которых оно сформировалось. При изменении этих условий адаптации теряют свою ценность или даже приносят вред своему организму. Следовательно – приспособленность носит относительный характер.
При изучении темы мы опирались на учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Оно объяснило механизм возникновения приспособлений к условиям среды и доказало, что приспособленность всегда имеет относительный характер.
5. Подводим итог.
1-й вариант.
1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:
а) окраска пятнистого оленя и тигра,
б) пятна на крыльях бабочек, похожие на глаза животных.
в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной
бабочки геликониды.
2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:
а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к
конкретным условиям среды,
б) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся наиболее
приспособленными, чем другие,
в) она была изначально представлена творцом,
3. Явление, примером которого служит сходство мухи – львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:
а) предостерегающая окраска,
б) мимикрия,
в) приспособительная окраска,
г) маскировка.
4. Пример покровительственной окраски:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика,
б) зеленая окраска листьев у большинства растений,
в) ярко – красная окраска у божьей коровке,
г) сходство в окраске мухи – журчалки и осы.
5. Пример предостерегающей окраски:
а) ярко– красная окраска у розы,
б) ярко – красная окраска у божьей коровки,
в) сходство в окраске и форме тела,
г) сходство в окраске брюшка у мухи –журчалки и осы.
2-й вариант.
1. Главный эффект естественного отбора:
а) повышение частоты генов в популяциях, обеспечивающих размножение в
поколениях,
б) повышение частоты генов в популяциях, обеспечивающих широкую изменчивость
организмов,
в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение вида,
г) появление в популяции генов, обуславливающих приспособление организмов.
2. Пример покровительственной окраски:
а) зеленые гусеницы бабочек,
б) ярко – красная окраска божьей коровки,
в) ярко – красная окраска розы.
3. Пример предостерегающей окраски:
а) ярко – красная окраска божьей коровки,
б) зеленые гусеницы бабочек,
в) ярко – красная окраска розы.
4. Пример маскировки:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика,
б) сходство в окраске брюшка мухи – журчалки и осы,
в) ярко – красная окраска у божьей коровки.
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки пяденицы с сучком.
5. Пример мимикрии:
а) зеленая окраска у певчего кузнечика,
б) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки пяденицы с сучком,
в) ярко – красная окраска божьей коровки,
г) сходство в окраске брюшка мухи – журчалки и осы.
Карточка для ответов.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |
а. | |||||
б. | |||||
в. | |||||
г. |
Домашнее задание:
1. параграф 1. 4. 6.
2. заполнить таблицу:
№ | Среда обитания | Черты приспособленности | Относительный характер |
Литература:
- Захаров В.Б. Биология. Общая биология Дрофа 2007 год.
- Большая Советская Энциклопедия 1970–1977гг. компакт – диск.
- Галушин В.М. Константинов В.М. Чернова Н.М. Учебник “Основы экологии” 10–11 класс “Дрофа” 2004 год.
- Грин Н., Стаут У, Тейлор Д. “Биология” 1 том М. “Мир” 1990 год.
- Миркин Б.М. Наумова Л.Г. Федеральный учебник “Экология России” Учебник из федерального комплекта для 9–11-х классов общеобразовательной школы М.1996 год.