Цель: Закрепление произношения звука [Ч'] в слогах и словах.
Задачи:
Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение слов из памяти
- Закреплять умения выделять звук в слове и давать ему характеристику.
- Уточнить характеристику и артикуляцию звука [Ч'].
- Формировать грамматические категории: образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-.
- Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух.
- Развивать умение понимать обращенную речь.
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях.
- Формировать у дошкольника логическое мышление, овладение значением слов, умения узнавать эти слова слухо-зрительно и на слух в различных ситуациях.
- Воспитывать у ребенка самоконтроль за речью.
- Закрепить навыки чтения и понимание прочитанного.
- Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
- Развивать мотивацию учебной деятельности.
Оборудование:
- Игрушка “Овчарка Чара”.
- Фишки разного цвета.
- Предметные картинки со звуком и без звука [Ч'] .
- “Звуковые человечки”.
- Альбом Соколенко.
- Карточки-заготовки для чтения.
- “Шершавые” буквы.
- Музыкальный диск для логоритмических минуток.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Девочка входит в кабинет. На кушетке игрушка собаки с высунутым языком.
Логопед: Здравствуй, Оля! (имя ребенка изменено).
Оля: Здравствуйте, Вера Васильевна.
Логопед: Я очень рада тебя видеть.
Оля: Я тоже рада вас видеть.
Логопед: Оля, собака очень скучала без тебя. Поздоровайся с ней.
Оля: Я тоже скучала. Доброе утро.
Логопед: Ты придумала ей кличку?
Оля: Да, я придумала ей кличку. Ее зовут Чара.
Логопед: Красивая кличка, молодец, Оля. Овчарка довольна.
2. Сообщение темы.
Логопед: Оля, сегодня ты услышишь продолжение сказки, и вместе с Чарой будешь следить за звуком [Ч'] в слогах и словах.
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Слушай новую сказку о язычке. Вспоминай упражнения, которые мы делали.
В некотором царстве, в некотором государстве жила была девочка. Очень послушная девочка. За что бы она не взялась, все у нее получалось.
Она любила чистить зубы – упражнение “Почистим зубы”.
Она радовалась жизни, шла по ней, улыбаясь. Покажи, как она улыбалась – упражнение “Заборчик”.
Помогала маме накрывать на стол, расставлять чашки – упражнение “Чашечка”, наливать в них сок, компот, чай. Из чашек ее жидкость не проливалась.
Покажи, Оля, такую “Чашечку-непроливайку”.
А какие вкусные она пекла трубочки! – упражнение “Трубочка”.
Хорошо у нее получались фруктовые ириски. Бабушке они нравились, только приставали к небушку – упражнение “Ириски”.
Потом приходилось ириски язычком убирать – упражнение “Ириска прилипла”.
У нее очень смешно получалось, как у индюка – упражнение “Индюки”.
А иногда звук был похож на цоканье лошадки – упражнение “Лошадки”.
Все домашние любили бабушкино варенье – упражнение “Вкусное варенье”.
4. Мимические упражнения.
Логопед: И вот однажды, когда Олечка давала Чаре косточку, ее любимая собака оскалила зубы – упражнение “Оскалить зубы”.
Она вытянула губы – упражнение “Вытянуть губы”.
Чара надула щеки – упражнение “Надуть щеки”.
И стала сердитой – упражнение “Сердитая собака”.
Олечка удивилась – упражнение “Удивление”
И испугалась – упражнение “Страх”.
Мама рассказала Олечке, что Чару заколдовал злой колдун. Собака забыла, где находится “домик” для звука [Ч'] и стала злой.
Девочка загрустила – упражнение “Грусть”
Помоги, Оля, расколдовать Чару.
5. Уточнение артикуляции звука [Ч'] (положение языка, губ).
Логопед: Для того чтобы расколдовать овчарку, нужно выполнить несколько поручений. Расскажи, где находится домик звука [Ч'] ?
6. Изолированное произнесение звук [Ч'] .
Логопед: Произнеси звук правильно: ч-ч-ч-ч. Покажи зеленую дорогу к царству (цветные фишки) и произноси: Ч-Ч-Ч…
7. Характеристика звука.
Логопед: Найди царство, в котором живет этот звук (“Звуковые человечки”). Расскажи, какой это звук (согласный, мягкий).
8. Связь звука с буквой.
Логопед: В какой букве живет звук [Ч'] ? Обведи с закрытыми глазами шершавую букву Ч. Выложи букву из фишек.
9. Автоматизация звука [Ч'] в слогах.
Логопед: Чара трудилась. Она произносила с Олечкой:
АЧ – УЧ – АЧ – ЫЧ
УЧ – ОЧ – АЧ – ЫЧ
ЫЧ – ОЧ – УЧ – АЧ
ЯЧ – ЕЧ – ИЧ – ЕЧ
ЮЧ – ЕЧ – ИЧ – ЕЧ
ЯЧ – ЮЧ – ИЧ – ЕЧ
Логопед: Оля просила Чару произнести столько раз слог – “ач”, сколько услышит хлопков. Чара вместе выкладывала на столе столько крышечек-фишек, сколько раз Оля произносила слог – “оч”. Они вместе произносили слоги и читали, соблюдая ударение:
ЧА-ЧА-ЧА-ЧА
ЧА-ЧА-ЧА-ЧА
ЧА-ЧА-ЧА-ЧА
10. Автоматизация звука [Ч'] в словах.
Логопед: Чара научилась произносить звук [Ч'] в словах.
Карточки для чтения. Альбом Соколенко.
Логопед: Олечка помогла любимой овчарке быть доброй, ласковой. Чара стала называть картинки, которые ей показывала девочка, ласково.
Лексико-грамматическая игра “Назови ласково”.
Овца – овечка
Собака –
Блюдце –
Кольцо –
Яйцо –
Майка –
Туча –
Дочь –
Ночь –
Ключ –
Мяч –
Дача –
Тапка –
Ваза –
Ванна –
Коза –
Коса –
Кисть –
Яйцо –
11. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Олечка была счастлива, она вернула радость Чаре. Девочка приговаривала: У собаки острый носик. Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх.
Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Логопед: Покажи и скажи полным предложением, где носик, где шейка, хвостик у собаки.
12. Логоритмическая минутка.
13. Развитие фонематического восприятия.
Образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок.
Логопед: Оля, последнее задание, и язычок Чары будет всегда слушаться:
Слова со звуком закрепляем
И место в них определяем:
Чашка, кисточка, сачок,
Ключ, чемодан и кабачок.
Чайка, тачка, огуречик,
Туча, почтальон, кузнечик.
Логопед: Медвежонок, бычок, утенок,
Волчонок, моржонок, теленок.
Ежонок, щенок, бельчонок,
Лисенок, бобренок, зайчонок.
Логопед: Помоги Чаре назвать слова со звуком [Ч'] . Назови слова, в которых нет звука [Ч'] .
14. Итог занятия.
Логопед: Оля, какой звук ты сегодня училась произносить?
Девочка отвечает.
Логопед: Какие слова с этим звуком ты запомнила?
Девочка отвечает полным предложением.
Логопед: Как зовут овчарку?
Девочка отвечает.
Логопед: Ты правильно произносила звук [Ч'] . Ты помогла собаке, и она теперь не злится. Твоя мама может гордиться тобой! Попрощайся с овчаркой Чарой. В следующий раз я тебе расскажу другую сказку.
15. Домашнее задание.
Логопед: Прочитай заготовки и выполни упражнения в домашней тетради. До скорой встречи! Чара будет ждать тебя!