Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: Закрепление произношения звука [Ч'] в слогах и словах.

Задачи:

Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение слов из памяти

  • Закреплять умения выделять звук в слове и давать ему характеристику.
  • Уточнить характеристику и артикуляцию звука [Ч'].
  • Формировать грамматические категории: образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-.
  • Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух.
  • Развивать умение понимать обращенную речь.
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях.
  • Формировать у дошкольника логическое мышление, овладение значением слов, умения узнавать эти слова слухо-зрительно и на слух в различных ситуациях.
  • Воспитывать у ребенка самоконтроль за речью.
  • Закрепить навыки чтения и понимание прочитанного.
  • Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
  • Развивать мотивацию учебной деятельности.

Оборудование:

  • Игрушка “Овчарка Чара”.
  • Фишки разного цвета.
  • Предметные картинки со звуком и без звука [Ч'] .
  • “Звуковые человечки”.
  • Альбом Соколенко.
  • Карточки-заготовки для чтения.
  • “Шершавые” буквы.
  • Музыкальный диск для логоритмических минуток.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Девочка входит в кабинет. На кушетке игрушка собаки с высунутым языком.

Логопед: Здравствуй, Оля! (имя ребенка изменено).

Оля: Здравствуйте, Вера Васильевна.

Логопед: Я очень рада тебя видеть.

Оля: Я тоже рада вас видеть.

Логопед: Оля, собака очень скучала без тебя. Поздоровайся с ней.

Оля: Я тоже скучала. Доброе утро.

Логопед: Ты придумала ей кличку?

Оля: Да, я придумала ей кличку. Ее зовут Чара.

Логопед: Красивая кличка, молодец, Оля. Овчарка довольна.

2. Сообщение темы.

Логопед: Оля, сегодня ты услышишь продолжение сказки, и вместе с Чарой будешь следить за звуком [Ч'] в слогах и словах.

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Слушай новую сказку о язычке. Вспоминай упражнения, которые мы делали.

В некотором царстве, в некотором государстве жила была девочка. Очень послушная девочка. За что бы она не взялась, все у нее получалось.

Она любила чистить зубы – упражнение “Почистим зубы”.

Она радовалась жизни, шла по ней, улыбаясь. Покажи, как она улыбалась – упражнение “Заборчик”.

Помогала маме накрывать на стол, расставлять чашки – упражнение “Чашечка”, наливать в них сок, компот, чай. Из чашек ее жидкость не проливалась.

Покажи, Оля, такую “Чашечку-непроливайку”.

А какие вкусные она пекла трубочки! – упражнение “Трубочка”.

Хорошо у нее получались фруктовые ириски. Бабушке они нравились, только приставали к небушку – упражнение “Ириски”.

Потом приходилось ириски язычком убирать – упражнение “Ириска прилипла”.

У нее очень смешно получалось, как у индюка – упражнение “Индюки”.

А иногда звук был похож на цоканье лошадки – упражнение “Лошадки”.

Все домашние любили бабушкино варенье – упражнение “Вкусное варенье”.

4. Мимические упражнения.

Логопед: И вот однажды, когда Олечка давала Чаре косточку, ее любимая собака оскалила зубы – упражнение “Оскалить зубы”.

Она вытянула губы – упражнение “Вытянуть губы”.

Чара надула щеки – упражнение “Надуть щеки”.

И стала сердитой – упражнение “Сердитая собака”.

Олечка удивилась – упражнение “Удивление”

И испугалась – упражнение “Страх”.

Мама рассказала Олечке, что Чару заколдовал злой колдун. Собака забыла, где находится “домик” для звука [Ч'] и стала злой.

Девочка загрустила – упражнение “Грусть”

Помоги, Оля, расколдовать Чару.

5. Уточнение артикуляции звука [Ч'] (положение языка, губ).

Логопед: Для того чтобы расколдовать овчарку, нужно выполнить несколько поручений. Расскажи, где находится домик звука [Ч'] ?

6. Изолированное произнесение звук [Ч'] .

Логопед: Произнеси звук правильно: ч-ч-ч-ч. Покажи зеленую дорогу к царству (цветные фишки) и произноси: Ч-Ч-Ч…

7. Характеристика звука.

Логопед: Найди царство, в котором живет этот звук (“Звуковые человечки”). Расскажи, какой это звук (согласный, мягкий).

8. Связь звука с буквой.

Логопед: В какой букве живет звук [Ч'] ? Обведи с закрытыми глазами шершавую букву Ч. Выложи букву из фишек.

9. Автоматизация звука [Ч'] в слогах.

Логопед: Чара трудилась. Она произносила с Олечкой:

АЧ – УЧ – АЧ – ЫЧ
УЧ – ОЧ – АЧ – ЫЧ
ЫЧ – ОЧ – УЧ – АЧ
ЯЧ – ЕЧ – ИЧ – ЕЧ
ЮЧ – ЕЧ – ИЧ – ЕЧ
ЯЧ – ЮЧ – ИЧ – ЕЧ

Логопед: Оля просила Чару произнести столько раз слог – “ач”, сколько услышит хлопков. Чара вместе выкладывала на столе столько крышечек-фишек, сколько раз Оля произносила слог – “оч”. Они вместе произносили слоги и читали, соблюдая ударение:

ЧА-ЧА-ЧА-ЧА
ЧА-ЧА-ЧА-ЧА
ЧА-ЧА-ЧА-ЧА

10. Автоматизация звука [Ч'] в словах.

Логопед: Чара научилась произносить звук [Ч'] в словах.

Карточки для чтения. Альбом Соколенко.

Логопед: Олечка помогла любимой овчарке быть доброй, ласковой. Чара стала называть картинки, которые ей показывала девочка, ласково.

Лексико-грамматическая игра “Назови ласково”.

Овца – овечка
Собака –
Блюдце –
Кольцо –
Яйцо –
Майка –
Туча –
Дочь –
Ночь –
Ключ –
Мяч –
Дача –
Тапка –
Ваза –
Ванна –
Коза –
Коса –
Кисть –
Яйцо –

11. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Олечка была счастлива, она вернула радость Чаре. Девочка приговаривала: У собаки острый носик. Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх.

Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Логопед: Покажи и скажи полным предложением, где носик, где шейка, хвостик у собаки.

12. Логоритмическая минутка.

13. Развитие фонематического восприятия.

Образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок.

Логопед: Оля, последнее задание, и язычок Чары будет всегда слушаться:

Слова со звуком закрепляем
И место в них определяем:
Чашка, кисточка, сачок,
Ключ, чемодан и кабачок.
Чайка, тачка, огуречик,
Туча, почтальон, кузнечик.
Логопед: Медвежонок, бычок, утенок,
Волчонок, моржонок, теленок.
Ежонок, щенок, бельчонок,
Лисенок, бобренок, зайчонок.

Логопед: Помоги Чаре назвать слова со звуком [Ч'] . Назови слова, в которых нет звука [Ч'] .

14. Итог занятия.

Логопед: Оля, какой звук ты сегодня училась произносить?

Девочка отвечает.

Логопед: Какие слова с этим звуком ты запомнила?

Девочка отвечает полным предложением.

Логопед: Как зовут овчарку?

Девочка отвечает.

Логопед: Ты правильно произносила звук [Ч'] . Ты помогла собаке, и она теперь не злится. Твоя мама может гордиться тобой! Попрощайся с овчаркой Чарой. В следующий раз я тебе расскажу другую сказку.

15. Домашнее задание.

Логопед: Прочитай заготовки и выполни упражнения в домашней тетради. До скорой встречи! Чара будет ждать тебя!