Цель урока: познакомить с приемом прибавления числа три с переходом через десяток.
Задачи
Обучающие:
1. Сформировать умения прибавлять число 3 с переходом через десяток.
2. Работать над вычислительными навыками.
3. Закреплять знания о составе чисел.
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать, обобщать учебный материал.
2. Развивать интерес к предмету.
Воспитывающие:
1.Формировать умение работать в паре, воспитывать культуру общения.
Оборудование: карточки для работы в паре, фишки, линейки, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все (солнце)
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в учебе помогать.
– Мы отправляемся в путешествие по стране Математики.
Сегодня в гостях у нас солнышко. Оно радо встрече с вами и посылает вам на лучиках математические приветики с заданиями.
2. Устный счет. Задание первого лучика. (Работа в парах.)
– Без математической разминки нам не обойтись.
– Как можно прибавлять число 1? (Чтобы к числу прибавить 1, можно назвать
следующее за ним при счете число.)
– Как можно вычитать число 1? (Чтобы из числа вычесть 1, можно назвать
предыдущее при счете число.)
– Как можно прибавлять число 2? (Чтобы к числу прибавить 2, можно назвать по
порядку два следующих за ним при счете числа.)
– Как можно вычитать число 2? (Чтобы из числа вычесть 2, можно назвать по
порядку два предыдущих при счете числа.)
Форма работы “Ручеек”.
Задание: у каждого ребенка карточка с примерами, фишки, которые они будут давать друг другу за правильные ответы – зеленые фишки, если ответы неправильные – красные фишки.
– Не забывайте о наших правилах.
Д. Выслушиваем партнера до конца, фразы, не торопим друг друга.
– У кого все зеленые фишки? (Поднимите руки.) Молодцы.
Знают взрослые и дети-
Без умения считать
Плохо жить на свете.
3. Подготовительный этап. Задание второго лучика. (Решите задачи в стихах.)
– А сейчас внимание ребята – решаем задачи в стихах.
1). В класс вошла Марина
А за ней Арина.
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?
Д. Трое ребят.
У. Как получили ответ 3? (1+1+1 =3)
2). На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Д. Петухов стало 3?
У. Как получили 3? (1+2=3)
3). Ежик по лесу шел.
На обед грибы нашел:
Два – под березой,
Один – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
У. Сколько будет грибов в плетеной корзине?
Д. 3 гриба в корзине.
У. Как получили 3 ? (2+1=3)
– Посмотрите внимательно на ответы этих задач?
– Что можно сказать про ответы этих задач (3)
– На какое действия эти задачи.? (+)
– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?
(Учащиеся формулируют тему урока “Прибавление числа 3.)
4. Работа над новым материалом. Задание третьего лучика.
– А еще число 3 дружит со сказками. Вспомните, в названиях каких сказок оно встречается. (“Три поросенка”, “Три медведя”, “Три богатыря”.)
– Как можно к числам прибавлять число 3?
3 – это 1 и 1 и 1
3 – это 1 и 2
3 – это 2 и 1
– Ребята, число3, как и число 2, можно прибавлять по частям.
– Рассмотрим на примерах.
– Ребята, можно, конечно 3 прибавлять по частям: 1, 1, 1.
Однако быстрее прибавлять поможет таблица сложения. Ведь 3 – это 2 + 1, или 1 + 2. Поэтому к данному числу можно прибавить сначала 2, а к результату еще 1, или сначала 1, а потом 2.
2). 9 + 3 = 12 – новый случай сложения. Запомнить!
– Ребята, если в результате сложения должно получиться число, больше 10, то число, которое прибавляют, стараются разбить на две части так, чтобы при прибавлении первой из них получить число 10, затем к 10 прибавить вторую часть.
– Почему нужно получить 10? (К 10 легко прибавить любое число.)
5. Мультимедийная презентация. Задание четвертого лучика.
1. Сколько уток плавает в озере?
2. Сколько уток приплыло?
3. Сколько стало?
4. Как они приплывали в озере?
5. Работа по учебнику. Задание пятого лучика.
С. 40, з. 2, 3 – устно.
– Какими способами можно прибавить 3 к числу ? (С помощью линейки, фишек, по частям.)
8 + 3 = 11
6. Работа в тетрадях. Задание шестого лучика.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья не скрою,
Ручку я вот так держу.
С. 41, пр. 5.
– Найдем сумму трех и девяти. Так как складывать числа можно в любом порядке, то прибавляем к девяти три: девять и один – десять, десять и два– двенадцать.
– Сложим числа 7 и 3. Три это 2и1.
– Значит, 7 + 3 равно 10 ..
7. Физкультминутка.
8. Решение задач. Задание седьмого лучика.
С. 41, з.8, 9.
Задача 8 (1)
– Чтение задачи учениками про себя.
– Чтение задачи учителем.
– Какой вопрос придумали к задаче?
Д. Сколько пуговиц пришила бабушка и внучка вместе?
– О ком говорится в задаче?
– Сколько пуговиц пришила бабушка?
– Сколько пуговиц пришила внучка?
– Что надо узнать в задаче?
– Каким действием будем решать задачу?
– Запишите решение задачи в тетрадь.
7 +3 = 10 (п.)
Ответ: 10 пуговиц.
Задача 8 (2)
– О ком говорится в задаче?
– Сколько тарелок вымыла мама?
– Сколько тарелок вымыла дочка?
– Что надо узнать в задаче?
– Каким действием будем решать задачу?
– Запишите решение в тетрадь.
8 + 3 = 11(т.)
Ответ: 11 тарелок.
Самостоятельная работа. Задание восьмого лучика.
Вариант 1
3+3
5+3
7+3 8+3
Вариант 2
6+3
9+3
1+3
10+3
Т. С.32,пр.7.
6. Итог урока.
– Какое число мы учились сегодня прибавлять к числам?
– Как можно прибавить число3?
– Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали на уроке хорошо,
то нарисуйте улыбку на лице. А если наоборот, то нарисуйте грустное выражение
лица.
– Солнышко благодарит вас за работу.
Д. Мы старались очень слушать и решать,
Наш урок окончен, можно отдыхать?
У. Урок окончен, можно отдыхать!