Строение атома

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (673 кБ)


Пояснительная записка

Тема "Строение атома" является основополагающей в химии, поскольку от знания данной темы зависит, как учащиеся будут понимать и писать уравнения окислительно-восстановительных реакций. Поэтому очень важно, чтобы ученики в этой теме хорошо разбирались.

Однако не у всех детей быстро формируется правильное представление о механизме увеличения положительного заряда иона (некоторые учащиеся пытаются увеличивать или уменьшать количество протонов в ядре вместо изменения числа электронов).

Не всегда учащиеся правильно трактуют понятие изотопа, и не всегда верно представляют дробное значение относительной атомной массы элемента.

Информационные технологии, благодаря исключительной наглядности, помогают преодолеть перечисленные проблемы и очень быстро и эффективно изучить строение атома, обеспечив всех учеников класса одинаковыми стартовыми знаниями перед изучением данной темы на уроках химии и физики.

Предлагаемая презентация создана в рамках программы "Компьютерная скорая помощь" интегрированного курса дополнительного образования (Информационные технологии-химия-физика).

Перед самостоятельной работой с презентацией учащиеся так же самостоятельно индивидуально работают с мультимедийной программой "1С образовательная коллекция Естествознание 5 класс (физика и химия)", ЗАО "1С" (Раздел "Тела и вещества" тема 1 "Строение вещества. Молекулы. Атомы", тема 2 "Строение атома. Ионы"), и мультимедийной программой "1С образовательная коллекция ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс, ЗАО "1С" (Раздел "Первоначальные химические понятия" Тема 1 Атомы химических элементов Слайды: Строение атома и Электронные оболочки) и рисуют модели атомов средствами векторной графики текстового редактора MSWord. Работая с презентацией, учащиеся выполняют упражнения, созданные учителем с использованием векторной графики текстового редактора MSWord (к конкурсной презентации упражнения не прилагаются).

Обучающая презентация и упражнения созданы в дополнение к названным мультимедийным программам, поэтому цветовое решение моделей атомов в презентации и в упражнениях соответствует цветам, которые использованы при изображении атомов в этих программах.

Поскольку презентация предполагает при изучении темы самостоятельную индивидуальную работу учащихся на компьютерах, её эффективно можно использовать как в компьютерном классе на уроках, так и при проведении дополнительных занятий во внеурочное время, причем присутствие рядом учителя не обязательно, поэтому, эту разработку можно успешно использовать и при дистанционном обучении.

Презентацию можно использовать и для предупреждения пробелов в знаниях слабоуспевающих детей, и для работы в классах коррекции, а также для занятий с детьми, которые или пропустили уроки по данной теме, или имеют пробелы в знаниях. Наглядность и доступность изложения материала позволяют успешно проводить занятия, начиная с 5-го класса, в пропедевтических целях.

Среди детей одни лучше воспринимают информацию на слух, другим легче воспринимать зрительные образы, поэтому, чтобы все дети запомнили состав атома, каждая элементарная частица в презентации имеет свой цвет, форму, размер и свой звук в момент появления. Чтобы облегчить восприятие материала кинестетам (и детям с замедленной реакцией восприятия), можно частично (или полностью) по усмотрению учителя автоматическую анимацию в слайдах заменить анимацией по "щелчку". (Двигательная активность задействована и при выполнении упражнений).

Презентация (в сочетании с упражнениями) вносит элемент игры, позволяет задействовать у детей все каналы восприятия. В результате с легкостью осваивают материал и визуалы, и аудиалы, и кинестеты, что значительно повышает эффективность обучения.

Презентация способствует более осознанному закреплению понятий "химический элемент", "атом", "ион", "изотоп" и помогает:

  • понять разницу между атомами, ионами и изотопами;
  • получить (закрепить) правильное представление о процессах образования отрицательно и положительно заряженных ионов, (а из них снова нейтральных атомов) в которых принимают участие только электроны, а количество протонов в ядре у данного химического элемента остается неизменным;

Подготовиться к правильному восприятию темы "Периодический закон", поняв, почему в предложенной Д.И. Менделеевым формулировке Периодического закона, современные ученые заменили понятие "масса ядра" понятием "заряд ядра".

Лучший результат в слабых классах дают занятия, когда автоматическая анимация в слайдах № 10 и 11 (с более сложным материалом) заменяется "воспроизведением по щелчку", чтобы детям не навязывать темп: медлительные не будут нервничать, боясь не успеть, а, те, кто быстро "схватывает" материал, будут работать в привычном для него темпе.