Урок по теме "Реформаторская деятельность П.А. Столыпина". 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (299 кБ)


Цели урока:

  • Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и итогов столыпинских реформ.
  • Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать своё мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы

Оборудование: карта Российская империя в начале XX века, портрет П.А.Столыпина, видеомагнитофон, видеокассета "Россия в начале XX века", компьютер, видеопроектор, презентация.

Во втором полугодии вы продолжаете знакомство с историей России в XX веке. По поводу этого столетия поэт Глазков горько иронизировал:

Я на жизнь взираю из-под столика
Век двадцатый - век необычайный,
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

В 9 классе вы уже могли убедиться, что для России это время наполнено цепью сложных, противоречивых, подчас трагических событий. Бесспорно, что история зависит от поступков и деятельности множества личностей.

Не вызывает сомнения, что в истории России за первые годы XX века с исключительной силой проступила личность П.А Столыпина.

На сегодняшнем уроке мы обсудим главные направления реформаторской деятельности Столыпина. (слайд №1) Запишите в тетрадь тему урока. По ходу урока я попрошу вас законспектировать наиболее важные узловые вопросы сегодняшней темы. Конспекты вы сдадите в конце урока, и они будут оценены.

Имя Столыпина всегда вызывало споры, Его упоминание сразу втягивает нас в круговорот страстных и взаимоисключающих оценок. Период "столыпинской реакции", виселицы - " столыпинские" галстуки с одной стороны и борец за благо России, человек, достойный сесть на царский трон - с другой.

(слайд №2) Цитаты: " В своей аграрной политике Столыпин показывает нам редкий в русской истории пример крупного государственно мыслящего деятеля, старавшегося ужать роль государства в экономике" Е. Гайдар.

"Никто столько не казнил. И самым безобразным образом как он, Столыпин, никто так не произвольничал как он: Столыпинский режим уничтожил смертную казнь и обратил этот вид наказания в простое убийство. Часто совсем бессмысленное убийство по недоразумению:" С. Ю. Витте.

"Новое стал реализовывать Столыпин таким образом, чтобы изменённые формы могли укрепить старое, чтобы организация зубров-помещиков и столпов капитала укрепила старое, чтобы частная поземельная собственность на месте общины создала новый слой защитников старого" В.И. Ленин.

"У Столыпина был сильный ум, но это был какой-то ум второго сорта, действительно лишённый и углубления, и идеалистического благородства, ум, смешанный с мелкой хитростью и лукавством" А. Изгоев.

У Столыпина сильный характер и интеллект странным образом сочетались с полицейскими замашками" Островский.

Современный экономист и политический деятель Е.Гайдар считал Столыпина крупным государственно мыслящим деятелем.

С.Ю.Витте, который тоже был известным реформатором того времени, осуждал его за невиданное количество репрессий, обрушившихся в это время на страну.

В.И Ленин утверждал, что Столыпин даже новое реализовывал для того, чтобы укрепить старые порядки.

Интересно мнение Изгоева, современника Столыпина

А современный историк Островский видит главное противоречие Столыпина в сочетании сильного характера и интеллекта с полицейскими замашками.

Мы с вами еще вернемся к содержанию этих цитат в конце урока.

Обращение к кл. доске на которой помещен портрет Столыпина и написано высказывание о нем Л.Толстого

Итак, "Зверь и палач" по мнению Л. Толстого или "великий русский реформатор" как утверждают многие современные политики. Обращение к портрету.

Вот такой непростой вопрос нам предстоит решить на сегодняшнем уроке. Я надеюсь, что совместными усилиями мы справимся с поставленной задачей и каждый из вас, к концу урока будет иметь своё мнение о политике П.А. Столыпина.

Прежде всего, нам необходимо выработать план нашей работы. Как вы считаете, какие вопросы необходимо обсудить для понимания этой темы? (Ответы учащихся)

Коллективное планирование.

ПЛАН:

1. Личность П. А. Столыпина

2. Основные направления политики Столыпина

а) " сначала успокоение, а потом реформы"

б) программа реформ

3. Аграрная реформа:

а) цели

б) главные мероприятия

в) результаты

4. Итоги деятельности Столыпина. (Слайд №3)

Биография:

Кто же он был П.А.Столыпин? Этот вопрос поможет разобраться в ярком облике этого человека, противоречивости его биографии и окружающей обстановки. С.- выходец из старинного дворянского рода, известного с к xvi века Бабушка Лермонтова - урождённая Столыпина. Прадед - друг М. М.Сперанского, Отец Аркадий Дмитриевич - участник Крымской войны, друг Толстого Л.Н. Мать - племянница А.М. Горчакова, канцлера России, одноклассница А.С.Пушкина по лицею. Жена - правнучка Суворова. Т. О. семья Столыпиных была в родстве и дружбе со знаменитейшими людьми России.

П.А. в1881 году неожиданно для многих поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где с интересом изучал физику, геологию, ботанику, зоологию, астрономию.

По окончании Университета Столыпин служил в министерстве государственных имуществ. Через 10 лет он становится ковенским губернским предводителем дворянства, а ещё через 3 года гродненским губернатором. В этом же году его назначили губернатором в более крупную и важную губернию - Саратовскую.

Обращение к портрету "Высокий рост, косая сажень в плечах, соколиный взгляд, властный тон - придавали ему вид достойного представителя власти, начальника и хозяина губернии" . Здесь его застала первая революция, в борьбе с которой он применял весь арсенал средств - от обращения к черносотенцам до применения войск , жестоко расправлявшихся с восставшими крестьянами.26 апреля 1906 года Столыпин был назначен МВД. Это произошло накануне открытия 1 Думы. Старые методы руководства себя полностью исчерпали, нужен был человек, способный на радикальные изменения в стране. После роспуска 1 Думы Столыпин становится Председателем Совета министров.

Главной своей задачей на этом высоком посту Столыпин видел проведение реформ и укрепление социальной базы существующего строя. "Сначала успокоение, а потом реформы"- эта фраза Столыпина общеизвестна.

Обращение к плану.

Вопрос классу. Почему стране требовалось успокоение? Какие события предшествовали вступлению Столыпина на высокий пост?

Маховик репрессий был раскручен на невиданную высоту. 12 августа 1906 г 2 эсера произвели на нового премьера покушение. Погибли 27 человек, включая самих покушавшихся. Среди раненых были дети Столыпина. Премьер не пострадал. Уже 19 августа в чрезвычайном порядке был принят указ о военно-волевых судах. Судопроизводство завершалось в пределах 48 часов, приговоры исполнялись в 24 часа. За 80 лет, предшествовавших революции казнили в среднем по 9 человек в год. В Годы "столыпиновщины" по решению военно-полевых судов в 1906-1907 году казнили 1102 человека. Военно-окружные суды с 1906 по 1909 г приговорили к повешению 2964 человека. Н а каторгу и в тюрьмы отправлены 23 тысячи человек и 39 тысяч были отправлены в ссылку. Таким образом, "путём репрессий и административных мер удалось загнать в подполье глубокое народное недовольство, озлобление, ненависть к правящим кругам" (князь М. Андроников)

Программа реформ, (обращение к плану) намеченных Столыпиным, охватывала многие стороны жизни общества. Реформы во время революции необходимы, так как революцию породили в большей мере недостатки внутреннего уклада - считал Столыпин.

Вопрос классу. Какие недостатки внутреннего уклада существовали в стране?

Напоминаю вам том, что узловые вопросы темы вы записываете в тетрадь. Особое внимание обратите на программу реформ, предложенных Столыпиным

Итак, предполагалось реформирование системы местного самоуправления, реформа школы, страхования рабочих. Столыпин провозгласил полную поддержку господствующей православной церкви, политику национализма и обещал проявить особые заботы по поднятию на высоту вооружённых сил. Но основное внимание Столыпин уделял осуществлению аграрной реформы. Аграрный вопрос был центральным в социальном и политическом развитии России.

Давайте попробуем перенестись в прошлое. Поможет нам в этом кинохроника тех лет. Прошу вас смотреть и слушать внимательно, так как нам предстоит затем обсудить ряд вопросов.

Беседа с классом после просмотра видеоматериалов:

1. Какой страной была Россия в социально-экономическом плане?

2. Каким было положение крестьян?

3. Что было одной из главных причин революции 1905г?

4. Был ли разрешён этот вопрос в ходе революции?

Понимая, что нерешённость аграрного вопроса приведёт к новым социальным потрясениям, Столыпин задумал осуществить "революцию сверху"

Давайте еще раз уточним, какую программу реформ он предлагал? (По записям в тетради)

Но, всё же главная реформа Столыпина - аграрная.

Уделите особое место ей в своих тетрадях.

Цели, которые преследовал Столыпин - следующие :. (Ученики делают запись).(слайд №4)

Цели реформы:

1. Разрушение общины.

2. Создание слоя мелких собственников, как новой опоры самодержавия.

3. Снижение социальной напряжённости в деревне.

Какие мероприятия проводятся для реализации аграрной реформы, вы выясните сами.

Слайд 5. Главные мероприятия.

В учебнике на стр. 58 приведён фрагмент документа, который был обнародован 9 ноября 1906 г. и получил весьма скромное название " О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения" Однако указ являлся определяющей мерой.

1 задание. Прочитайте документ и выясните, что же стало основным содержанием аграрной реформы, какие изменения предполагалось внести в крестьянское землеустройство? (3 мин на работу, заслушивание ответов).

Таким образом, главное мероприятие аграрной реформы было направлено на уничтожение общинной формы землевладения и замену её частной собственностью на землю. Прежний уклад сельской жизни должен быть уничтожен, а на его развалинах образуется широкий слой экономически сильных крестьян, надёжную опору государственных устоев.

Ученики записывают в тетрадь основные мероприятия реформы.

1. Разрушение общины и введение крестьянской частной собственности на землю.

Ход реформы был чрезвычайно трудным. Земли, перешедшие в 1906 году в частные руки, по-прежнему располагались чересполосно. Поэтому последовали законы, согласно которым надельная земля выделялась к одним местам. Крестьянин, пожелавший вести самостоятельное хозяйство имел право требовать, чтобы его наделы были сведены в один участок-отруб, с оставлением усадьбы в деревне или хутор с переселением из деревни.

Но наделы крестьян оказывались такими незначительными, что ни о каких крепких хозяйствах не могло быть и речи, ведь главная проблема - крестьянского малоземелья - оставалась нерешённой. Столыпин пытался найти пути разрешения проблем.

Сейчас вам предстоит работа в группах. (Деление на группы)

Работа по группам: 1 группа получает материалы по крестьянскому банку, 2-я - по переселенческой политике.

Задание: какие ещё мероприятия проводились в ходе аграрной реформы?

(Время работы - 3 мин)

Обе группы внимательно слушают ответы друг друга, и в конце обсуждения мы попытаемся найти ответ на вопрос - Какие главные цели преследовало правительство? Что связывает изученные вами направления реформы?

Выводы первой группы.

Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по общине.

2. Деятельность Крестьянского банка. ( Запись в тетрадь)

Выводы второй группы.

Выделение в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для эффективной работы и, даже кредиты дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли.

3. Переселение крестьян из густонасёлённых районов на окраины. (Запись в тетрадь)

Мы перечислили основные мероприятия аграрной реформы. Было также и развитие кооперативного движения и агроэкономическая помощь крестьянам, но подробно на этом мы останавливаться не будем.

Нас больше интересует результативность реформы. Здесь тоже всё очень непросто. Некоторые историки считают, что если бы Столыпин не был бы убит, то завершил бы свою реформу так, что революция не последовала. Другие уверяют, что ещё при жизни Столыпина было ясно, что реформа провалилась. И те и другие апеллируют цифрами.

Обратимся и мы к ним и проанализируем результаты реформ по каждому из направлений.

Слайд с диаграммами. (6, 7, 8)

Вопрос к классу: проанализируйте диаграммы и скажите, были ли реализованы основные направления реформы? Что говорят эти цифры в масштабах всей страны, которая по социальной своей структуре как мы помним, была, в основном крестьянской

Озвучить диаграммы, ответы учеников

Из 22% крестьянских дворов вышедших из общины почти половина была продана. Началось даже встречное движение по возвращению в общину. Установленный для "крепких хозяев" потолок от 12 до 18 десятин земли был весьма низким. Властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и массовый слой крестьян-собственников.

Условия продаж Крестьянским банком были весьма жёсткими. За просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи.

Эта политика была разумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, но не могла решить аграрный вопрос в целом, т. к крестьяне бедняки не могли приобрести землю.

Переселенческая политика тоже в целом провалилась, на устройство на новом месте выделялись слишком малые средства. Крестьяне возвращались без и надежд, прежнее хозяйство было продано, и они становились люмпенами.

Таков был финал аграрной реформы Столыпина. Конечные цели не были достигнуты, и можно утверждать, что реформа потерпела неудачу. Однако следует учитывать промежуточные или частичные результаты, которые всё же были существенными:

Вспомните, к какому году обращаются политики, экономисты, приводя статистические данные, сравнивая с дальнейшим развитие страны?

Этот год является показательным в достижении Россией высокого уровня развития. 1913 год. А, ведь, это год как раз относится ко времени проведения Столыпинской реформы.

Реформа ускорила развитие капитализма в с/х. По производству с/х продукции Россия занимала ведущее место в мире. Интенсификация с/ х благополучно сказалась и на развитии промышленности. По объёму промышленной продукции Россия накануне первой мировой войны уверенно вышла на 5-е место в мире.

В целом реформа не достигла ни экономических , ни политических своих целей. Деревня осталась такой же нищей и обозлённой, как и до Столыпина. Главным доказательством провала реформы, являются Февральская и Октябрьская революции, в которых вновь одной из главных причин была нерешённость аграрного вопроса.

А теперь вернёмся к началу нашего урока. Какое же высказывание, на ваш взгляд наиболее соответствует личности П. А Столыпина и почему? (слайд 9)

Ответы.

Столыпин говорил - дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России. История не отпустила этого срока ни ему, ни его реформам. Исторический опыт свидетельствует, что кроме спокойствия нужна финансовая и организационная поддержка реформ, Но этого в 1906-1911 годах не было выполнено. Общество в целом было против столыпинской реформы. А проводить реформы без общества, вопреки ему нельзя. В этом и состоит главный актуальный и сейчас урок столыпинской реформы. Почему бы нам ни поучится на этих уроках? Тем более, что сейчас с/ х уделяется приоритетное внимание. В рамках национальных государственных проектов разработан проект "Эффективное с/х". Цитата Путина.(слайд 10) Столыпинская реформа может стать хорошим примером неповторения ошибок прошлого.

Д/з: параграф 6, вопросы 1, 2, 4, 5, стр.63.

Комментарий. Дома вы ещё раз проанализируете основные направления деятельности, итоги, последствия политики П.А. Столыпина. Те, кто заинтересовался темой, кто предполагает писать экзаменационный реферат или же будет сдавать историю при поступлении в ВУЗ, попробуют выполнить творческое задание.

Сравнить направления современной аграрной политики с направлениями столыпинской аграрной реформы. "Российская газета, 7 сентября 2005.

Подведение итогов урока. Оценка ответов учащихся, сдача конспектов.


Приложение

Задание для первой группы:

Вторым весьма важным участком работы по переустройству деревни в период 1906-1907 гг. стала деятельность Крестьянского поземельного банка. Он был учреждён в1883 году и вначале выполнял функцию посредника по предоставлению ссуды крестьянам, покупавшим землю у помещиков. Затем по мере оскудения и разорения дворян, задачи банка усложнились: он получил право скупать у помещиков земли и распродавать их крестьянам. Используя финансовые и экономические рычаги, банк энергично и последовательно насаждал хуторское и отрубное землевладение, то есть решал главную задачу, выдвинутую Столыпиным. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по общине. Банк стремился расширить опору самодержавия в деревне за счёт экономически состоятельных крестьян. Хутора и отруба, созданные на землях Крестьянского банка, рассматривались в качестве образцов для подражания, с помощью которых власти хотели завлечь крестьян на путь земельных преобразований. Год от года банк расширял сферу деятельности, подчиняя своему влиянию новые районы страны. Увеличилось число его отделений с 40 до 51. Деятельность банка распространялась на 66 губерний и 3 области

Румянцев М. "Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи, итоги";
"Вопросы экономики", №10, 1990.

 Задание для второй группы:

В ходе реформ оставалась нерешённой главная проблема - крестьянское малоземелье. Против этого зла Столыпин видел только два действенных средства - государственное перераспределение земельного фонда через Крестьянский поземельный банк и колонизацию пустующих, прежде всего сибирских и дальневосточных земель.

Колонизация скорее могла помочь ликвидации малоземелья, поэтому Столыпин всячески содействовал этому процессу. Каждый год Переселенческое управление подыскивало площади, пригодные для поселения. Эти земли ежегодно распределялись между губерниями Европейской России, так что каждая из них получала определённое число долей в разных районах Сибири. Затем эти доли распределялись между уездами. Земства назначали ходоков из числа крестьян, желающих переселиться. Если предложенные земли казались ходокам подходящими, производилось закрепление. Затем трогалась в путь вся партия переселенцев. Каждый получал на душу 12-15 десятин земли и небольшую ссуду от государства на обзаведение. Приток нового населения, по планам Столыпина, должен был сопровождаться развитием инфраструктуры, строительством железных дорог, основанием университетов и школ.

К. Рыжов "Сто великих россиян"- Москва, "Вече", 2005.