Тип урока: введение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к введению новой темы.
Учитель: Ребята, какие части речи вы знаете?
(Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог, союз, частица).
- На какие 2 группы их можно разделить?
( На самостоятельные и служебные части речи).
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое написала ваша ровесница. Подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы. Правильный ответ на этот вопрос и будет являться темой нашего урока.
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым – бело!» -
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Если скажешь слов ты «темно» -
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты –
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво» -
Пред тобою сразу вся Россия!
- Какие литературные приемы использовала юная поэтесса?
- Какие слова помогли ей описать нашу Родину и выразить свою любовь к ней?
(Высоко, бело, темно, ароматно, красиво).
- Вы правильно ответили на мой вопрос. Что объединяет эти слова? Мы раньше уже встречались с ними, и я даже говорила, как они называются. Кто помнит? Сформулируйте тему урока.
( Это наречия).
- Давайте запишем тему нашего урока, используя каллиграфическую минутку.
- Запишите транскрипцию этого слова. Что можно сказать о соотношении букв и звуков в этом слове, почему?
- Итак, вернемся к нашим словам. Что общего в них?
(Оканчиваются на - о, отвечают на вопрос «Как?»).
- Где мы встречались с этим вопросом в грамматическом разборе предложения?
(На этот вопрос отвечают обстоятельства).
- Придумайте, пожалуйста, свое предложение с любым из этих слов, а самое красивое мы запишем.
(Запись самого удачного предложения для выполнения последующего задания).
- Давайте разберем это предложение по членам предложения.
- В группу какого главного члена предложения входит наречие, что он поясняет?
(Входит в группу сказуемого, т.е. поясняет глагол).
- А теперь придумайте любое словосочетание глаголов с данными словами. А самое удачное из них мы проспрягаем.
(Выполняется работа с комментированием).
- Какой можно сделать вывод, выполнив это задание?
(Наречие – неизменяемая часть речи).
3. Обобщение полученных знаний:
- Давайте попробуем сформулировать правило о новой части речи – наречие. Для этого ещё раз просмотрим все выполненные задания. Начнем с последнего, в обратном порядке.
(Дети анализируют задания и делают вывод, который почти соответствует правилу в учебнике).
- Остается только один вопрос: «Какой морфемой является - о -, на которую оканчиваются все наши слова?» Я предлагаю провести следующую работу: выписать наречия из отрывков и разобрать их по составу.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается.
На нем, лелеющем,
Светло качается.
- Отрывок из какого произведения и кто автор ?
(Бальмонт, «Снежинка»)
- Ветер весело шумит,
Судно весело бежит.
- Отрывок из какого произведения и кто автор ?
- Посмотрите, как наречия помогают красиво передать действия глагола, какая картина сразу представляется нам?
-Выпишите наречия и разберите их по составу.
(Дети выполняют работу самостоятельно с последующей проверкой. Как правило, все приходят к выводу, что - о - это суффикс, так корень найти в слове легко, а окончание у неизменяемых слов - нулевое, поэтому и делается вывод о суффиксе).
4.Физминутка.
5. Закрепление , развитие речи учащихся, обогащение активного словаря.
- Наречия делают нашу речь более точной. Давайте попробуем заменить данные фразелогические обороты одним словом:
- Кот наплакал
- Рукой подать
- Ни свет ни заря
(Получился столбик слов: мало, близко, рано. Дети записали его в тетрадь).
- А теперь к полученным наречиям подберите и запишите антонимы.
(мало – много, близко – далеко, рано – поздно).
- Какие орфограммы вам встретились в этих словах?
(Безударный гласный, парный и непроизносимый согласный).
- Как проверить написание этих слов?
(Повторение правил).
6. Творческая работа в группах.
- Сегодня на уроке мы много работали со стихотворными текстами. Давайте попробуем сами составить небольшое стихотворение по принципу «Буриме», используя наречия, которые сегодня нам встретились на уроке.
(Работа в группах).
7. Индивидуальная работа.
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием и подняли всем настроение, несмотря на то, что за окном не очень хорошая погода.
- Как вы думаете, ребята, а можно ли подобрать наречия для описания этого времени года?
(Дети называют слова и записывают их на доске с комментированием: холодно, прохладно, сыро, свежо, мягко, легко и т.п.)
- Вы хорошо сегодня поработали: коллективно, дружно. Я даже в своей похвале тоже использовала наречия. А теперь я хочу, чтобы каждый показал свою индивидуальность и неповторимость. Составьте небольшую миниатюру с данными словами, описав наступившее время года.
(Дети выполняют работу. Несколько из них зачитывается и дается рецензия о том, правильно ли выполнено задание).