Наречие как часть речи

Разделы: Начальная школа


Тип урока: введение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к введению новой темы.

Учитель: Ребята, какие части речи вы знаете?

(Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог, союз, частица).

- На какие 2 группы их можно разделить?

( На самостоятельные и служебные части речи).

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое написала ваша ровесница. Подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы. Правильный ответ на этот вопрос и будет являться темой нашего урока.

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым – бело!» -
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Если скажешь слов ты «темно» -
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты –
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво» -
Пред тобою сразу вся Россия!

- Какие литературные приемы использовала юная поэтесса?

- Какие слова помогли ей описать нашу Родину и выразить свою любовь к ней?

(Высоко, бело, темно, ароматно, красиво).

- Вы правильно ответили на мой вопрос. Что объединяет эти слова? Мы раньше уже встречались с ними, и я даже говорила, как они называются. Кто помнит? Сформулируйте тему урока.

( Это наречия).

- Давайте запишем тему нашего урока, используя каллиграфическую минутку.

- Запишите транскрипцию этого слова. Что можно сказать о соотношении букв и звуков в этом слове, почему?

- Итак, вернемся к нашим словам. Что общего в них?

(Оканчиваются на - о, отвечают на вопрос «Как?»).

- Где мы встречались с этим вопросом в грамматическом разборе предложения?

(На этот вопрос отвечают обстоятельства).

- Придумайте, пожалуйста, свое предложение с любым из этих слов, а самое красивое мы запишем.

(Запись самого удачного предложения для выполнения последующего задания).

- Давайте разберем это предложение по членам предложения.

- В группу какого главного члена предложения входит наречие, что он поясняет?

(Входит в группу сказуемого, т.е. поясняет глагол).

- А теперь придумайте любое словосочетание глаголов с данными словами. А самое удачное из них мы проспрягаем.

(Выполняется работа с комментированием).

- Какой можно сделать вывод, выполнив это задание?

(Наречие – неизменяемая часть речи).

3. Обобщение полученных знаний:

- Давайте попробуем сформулировать правило о новой части речи – наречие. Для этого ещё раз просмотрим все выполненные задания. Начнем с последнего, в обратном порядке.

(Дети анализируют задания и делают вывод, который почти соответствует правилу в учебнике).

- Остается только один вопрос: «Какой морфемой является - о -, на которую оканчиваются все наши слова?» Я предлагаю провести следующую работу: выписать наречия из отрывков и разобрать их по составу.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается.
На нем, лелеющем,
Светло качается.

- Отрывок из какого произведения и кто автор ?

(Бальмонт, «Снежинка»)

- Ветер весело шумит,
Судно весело бежит.

- Отрывок из какого произведения и кто автор ?

- Посмотрите, как наречия помогают красиво передать действия глагола, какая картина сразу представляется нам?

-Выпишите наречия и разберите их по составу.

(Дети выполняют работу самостоятельно с последующей проверкой. Как правило, все приходят к выводу, что - о - это суффикс, так корень найти в слове легко, а окончание у неизменяемых слов - нулевое, поэтому и делается вывод о суффиксе).

4.Физминутка.

5. Закрепление , развитие речи учащихся, обогащение активного словаря.

- Наречия делают нашу речь более точной. Давайте попробуем заменить данные фразелогические обороты одним словом:

  • Кот наплакал
  • Рукой подать
  • Ни свет ни заря

(Получился столбик слов: мало, близко, рано. Дети записали его в тетрадь).

- А теперь к полученным наречиям подберите и запишите антонимы.

(мало – много, близко – далеко, рано – поздно).

- Какие орфограммы вам встретились в этих словах?

(Безударный гласный, парный и непроизносимый согласный).

- Как проверить написание этих слов?

(Повторение правил).

6. Творческая работа в группах.

- Сегодня на уроке мы много работали со стихотворными текстами. Давайте попробуем сами составить небольшое стихотворение по принципу «Буриме», используя наречия, которые сегодня нам встретились на уроке.

(Работа в группах).

7. Индивидуальная работа.

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием и подняли всем настроение, несмотря на то, что за окном не очень хорошая погода.

- Как вы думаете, ребята, а можно ли подобрать наречия для описания этого времени года?

(Дети называют слова и записывают их на доске с комментированием: холодно, прохладно, сыро, свежо, мягко, легко и т.п.)

- Вы хорошо сегодня поработали: коллективно, дружно. Я даже в своей похвале тоже использовала наречия. А теперь я хочу, чтобы каждый показал свою индивидуальность и неповторимость. Составьте небольшую миниатюру с данными словами, описав наступившее время года.

(Дети выполняют работу. Несколько из них зачитывается и дается рецензия о том, правильно ли выполнено задание).

8. Итог урока.

9. Разбор домашнего задания.