Наши учащиеся не случайно оказались в стенах заочной школы, у многих большой перерыв в учёбе, у всех разный уровень знаний, некоторые не могут систематически посещать занятия по разным причинам: работа, семья, маленькие дети. Но даже таких учащихся можно заинтересовать, привлечь к изучению географии.
Цель: закрепить основные знания о природе, населении, хозяйственной деятельности стран Африки, Австралии и Южной Америки
Задачи:
Обучающие:
- углубить, расширить и систематизировать основные знания учащихся по теме «Южные материки»;
- закрепить основные термины, понятия, ключевые слова;
- закрепить конкретные знания о природе, населении и хозяйственной деятельности стран южных материков;
Развивающие:
- развивать знания о закономерностях землеведческого характера, которые должны помочь школьникам увидеть единство, определенный порядок, связь явлений в разнообразии природы южных материков;
- продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
- продолжить развивать умения работы с картами атласа, текстом учебника, дополнительной литературой, навыков работы в команде;
Воспитательные:
- продолжить формирование у школьников бережного отношения к природе, воспитание активности, умению общаться, трудиться коллективно.
Оборудование: учебники географии В.А. Коринская, В.А. Щенёв «География материков и океанов, 7 класс», карточки-задания для команд, атласы для 7 класса, физические карты «Африка», «Австралия», «Южная Америка», компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.)
Здравствуйте ребята!
Сегодня у нас обобщающее повторение по большому разделу «Южные материки». Этот урок необходим вам для того, чтобы успешно сдать зачет по данной теме.
Цель урока: мы должны с вами закрепить конкретные знания о природе, населении и хозяйственной деятельности стран южных материков;
II. Обобщающее повторение в виде соревнования
Предлагаю провести наше повторение в виде соревнования. Для этого вам необходимо разбиться на 3 команды по 3-4 человека (оставшиеся школьники могут стать членами жюри).
Каждая команда будет представлять определенный материк: «Африку», «Южную Америку» и «Австралию». При выполнении заданий можно пользоваться учебниками, картами атласа, настенными картами. После выполнения каждого задания, оно проверяется и оценивается жюри или учителем. Оценку работы учащихся можно вести традиционно по пятибалльной системе, учитывая глубину и полноту ответов по одному заданию. А можно фиксировать и по сумме баллов, набранных учащимися за правильное выполнение того или иного задания.
И так, мы начинаем….
1 задание «Викторина» (5-7 минут):
ВИКТОРИНА по теме: «АФРИКА»
1. Средняя высота над уровнем моря 750 м. Высочайшая горная вершина (5895 м) является вулканом, увенчанным вечной снеговой шапкой.
Вопрос: Как называется горная вершина?
-ИЛИ----ЖАР-
2. Самое населенное государство Африки расположено на западе континента. Его территория более 920 тыс. кв. км при населении более 100 млн. человек.
Столица государства – Лагос.
Вопрос: Как называется это государство?
-И---И-
3. Название стране дало озеро, с которым, по существу, связана вся ее жизнь.
Вопрос: Как называется страна и озеро?
-А-
4. По своим природным ресурсам эта страна является одной из богатейших на африканском континенте. По производству кофе она занимает четвертое место в мире. Только в 1975 г. государство получило независимость.
Вопрос: как называется эта страна и ее столица?
А----А
--АН--
5. Второе по глубине озеро планеты после Байкала расположено в Восточной Африке. Его глубина 1435 метров.
Вопрос: Как называется это озеро?
-АН-АН----
ВИКТОРИНА по теме: «АВСТРАЛИЯ»
1. Австалия самый низкий материк, средняя высота над уровнем моря 350 метров. Самая высокая точка – гора в Австралийских Альпах 2230 м.
Вопрос: Как называется эта гора?
КО----КО
2. У Австралии простые очертания береговой линии. На юге материка находится крупный залив – Большой Австралийский.
Вопрос: Как называется залив, расположенный на севере?
--Р--Н--Р--
3. На юге Австралии находится остров, который открыл голландский мореплаватель в 1642 году. Этот остров впоследствии был назван его именем.
Вопрос: Как называется этот остров?
ОСТРОВ ---МА---
4. Вы, конечно, знаете главную реку Австралии с притоком Дарлинг.
Вопрос: Как называется эта река?
--РР--
5. Какой остров у южных берегов Австралии носит название крупного австралийского животного?
----У-У
ВИКТОРИНА по теме «Южная Америка»
1. На карте эта страна самая «длинная» и самая «узкая» в мире: в длину – 4300 км, а в ширину – от 15 до 355 км. На языке инков название страны обозначает «снег». Это очень точная характеристика, так как вершины ее гор покрыты снегом.
Вопрос: Назовите страну и ее столицу.
-И-И
---ТЬ---
2. Они носят одно название: республика и головной убор.
Вопрос: Как называется эта республика?
-А-А-А
3. В 1520 году португальский мореплаватель Магеллан достиг южной оконечности американского континента и открыл пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим, впоследствии названый его именем. Он увидел по обе стороны пролива множество костров. Их жгли индейцы. Открытый архипелаг получил следующее название…
Вопрос: Как называется этот архипелаг?
--Н-НН-- --М--
4. Площадь бассейна этой реки самая большая в мире, она составляет 7180 тыс. км2 и равна по площади две трети Европы. Эта же река самая многоводная на планете.
Вопрос: Как называется эта река?
А-А----А
5. Хищное млекопитающее семейства кошачьих. Единственный представитель рода на территории Америки, третий по размеру в мире, и самый крупный в Новом свете представитель семейства кошачьих. В переводе название этого животного означает «кровь».
Вопрос: Как называется это животное?
Я--А-
Подведение итогов викторины, выставление баллов командам.
2 задание «Что такое? Кто такой?» (7 минут):
Карточка-задание для команды «Африка»
- Атлас – …
- Нил – …
- Вади – …
- Пигмеи – …
- Баобаб – …
- Калахари – …
- Виктория – …
Карточка-задание для команды «Австралия»
- Аборигены – …
- Косцюшко – …
- Крики – …
- Бумеранг – …
- Джеймс Кук – …
- Коала – …
Карточка-задание для команды «Южная Америка»
- Колумб – …
- Сельва – …
- Ориноко – …
- Капибара – …
- Пиранья – …
- Патагония – …
- Колибри – …
Подведение итогов работы по карточкам, выставление баллов командам.
3 задание «Блиц-опрос» (если команда не ответила на вопрос, на него может ответить другая команда, получить дополнительный балл):
Блиц-опрос по теме: «Африка»
- Какому материку Африка уступает по площади?
- Самая полноводная река Африки?
- Как расшифровать название страны ЮАР?
- Самая большая пустыня мира находится в Африке. Назовите ее?
- Основная достопримечательность Египта?
- Как называется канал, который связал Африку и Евразию?
- Животное – корабль пустыни?
- Плоды этого дерева называют «солнечными пальчиками, источающими мед». Что это за дерево?
- К какой расе относятся жители Центральной и Южной Африки?
- Самая густонаселенная страна Африканского континента?
Блиц-опрос по теме: «Австралия»
- Какая страна расположена на материке Австралия?
- Назовите бессточное озеро, самую глубокую впадину Австралии (около 12 м ниже уровня моря).
- Назовите самый теплый месяц в Австралии.
- Самое большое сооружение возле берегов Австралии, построенный живыми организмами?
- Растение, ставшее символом материка?
- Изображения каких животных помещены на гербе Австралии?
- Что такое эндемики? Приведите пример.
- На каком языке говорят в Австралии?
- Столица Австралии?
- Каких животных разводят фермеры Австралии?
Блиц-опрос по теме: «Южная Америка»
- Самое большое по площади государство Южной Америки?
- Как переводится слово «АНДЫ»?
- Как называется самый большой удав на земле?
- Какие страусы обитают в Южной Америке?
- Столица государства Аргентина?
- Листья какого растения жуют индейцы как освежающие леденцы?
- Как называется канал, который прорыли между двух Америк?
- Как называются кувшинки огромных размеров в водах Амазонки?
- Назовите хищника амазонских лесов.
- Какая страна Южной Америки самая маленькая по площади?
Подведение итогов блиц-опроса, выставление баллов командам.
III. Подведение итогов урока, выставление оценок:
Итак, мы сегодня на уроке повторили и закрепили знания по трем основным материкам Южного полушария. Я думаю, что вам понравился наш урок, который проходил в духе соревнования. Все ребята молодцы, подготовились, повторили пройденный материал. Ну а теперь можно подвести итог игре и выставить оценки.
Слово предоставляется нашему компетентному жюри (жюри подводит итог игры).
Учитель выставляет оценки всем членам команд.
IV. Выводы:
Мы повторили основные понятия по темам «Африка», «Южная Америка» и «Австралия». Вспомнили основные черты природы этих материков, населения и хозяйственной деятельности стран.
Подготовились к сдаче зачета.
V. Домашнее задание:
Записано на доске: повторить основные конспекты по темам зачетного раздела: «Южные материки», подготовиться к зачету.
Всем спасибо за урок, до свидания!