Решение задач с числовыми и буквенными выражениями. 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: Продолжить формирование навыков составления числовых и буквенных выражений, удовлетворяющих условиям задачи и нахождения их значений.

Задачи урока.

Дидактические:

  • Проверить знания и умения школьников по теме "Числовые и буквенные выражения", выявить пробелы с целью дальнейшей их коррекции.

Развивающие:

  • развивать у школьников умение самостоятельно применять знания по изучаемой теме;
  • способность к самоконтролю и взаимоконтролю;
  • словесное и наглядное мышление;
  • зрительную и слуховую память, произвольное внимание;
  • математическую речь;
  • навыки учебного труда.

Воспитательные:

  • Воспитывать добросовестное отношение к труду, коллективизм; повышать учебную мотивацию.

Задачи для школьников:

Знать:

  • определения числового и буквенного выражения;
  • алгоритм нахождения значения числового и буквенного выражения.

Уметь:

  • записывать числовые и буквенные выражения, удовлетворяющие условиям задачи;
  • находить значение числового выражения;
  • находить значение буквенного выражения.

Структура урока.

  1. Организационный этап.
  2. Проверка знаний основных понятий, устный счет.
  3. Закрепление полученных знаний и отработка умений.
  4. Физкультминутка.
  5. Инструктаж домашнего задания.
  6. Проверочная работа.
  7. Подведение итогов.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.

Ход урока

Примечание. Все вопросы на уроке задаются от лица Незнайки или Знайки.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный этап Активизировать внимание учащихся, объявить тему и цели урока  
2. Проверка знаний основных понятий, устный счет (Слайд 2)

На какие группы можно разделить представленные на слайде выражения?

  1. Какое выражение называют числовым?
  2. Какое выражение называют буквенным?
  3. Назовите, какие выражения вы отнесете к буквенным?
  4. Почему вы отнесли выражения 3b и 5x к буквенным?
  5. Назовите числовые выражения, представленные на слайде. Вычислите значения числовых выражений.

(Слайд 3)

  1. Что означает запись 6а?
  2. Заполните пропуски в таблице (значения появляются после полного ответа учащегося).

(Слайд 4)

  1. Как правильно прочитать представленные на слайде буквенные выражения?
  2. Что нужно сделать, чтобы найти значения этих буквенных выражений?
  3. (Открыть решение первого задания) Как вы считаете, правильно ли выполнена запись решения? Что нужно изменить, чтобы запись решения была верной?
  4. Проверьте, правильно ли нашел значение буквенного выражения Незнайка? Где он ошибся и что должен был получить?
  5. Откройте тетради. Запишите: "число, классная работа".
  6. Вычислите самостоятельно значение буквенного выражения в задании № 2. Запишите решение к себе в тетрадь.
  7. Сверьте свое решение и решение Незнайки. Найдите ошибки и помогите их исправить
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. По ходу их ответов на экране появляется две группы выражений: I группа - буквенные выражения, II группа - числовые.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. По ходу их ответов на экране происходит заполнение таблицы.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. По ходу их ответов на экране появляется правильное решение задания 1.

 

 

 

 

Открывают свои тетради. Записывают в них число и "Классная работа".

Записывают выражение из задания 2, вычисляют его значение, соблюдая при записи правила оформления заданий такого типа.

3. Закрепление полученных знаний и отработка умений (Слайд 5)

На сколько частей целесообразно разделить этот пример? (Разобрать порядок действий в каждой части).

Вызвать двух учащихся к доске, каждый из которых составляет выражение к своей части и считает ее значение на доске. Класс выполняет полностью задание в тетради. После чего проводится само- и взаимопроверка. Результаты открываются на слайде.

Двое учащихся работают у доски. Остальные в это время работают у себя в тетради. После выполнения задания проводится проверка решения.
  (Слайд 6)
  1. Какую фигуру мы называем отрезком?
  2. Как правильно построить рисунок?
  3. Что нам дано по условию задачи?
  4. Как найти длину одной части отрезка, если известна длина всего отрезка и второй его части?
  5. Какое выражение мы должны с вами записать?
  6. Вычислите в тетради значение отрезка АК при заданных условиях.

(Слайд 7)

  1. Что такое середина отрезка?
  2. Что вы можете сказать об отрезках АК и КВ?
  3. Чему равна длина отрезка АК?
  4. Какое выражение мы должны с вами записать?

 

(Слайд 8)

  1. Какую фигуру мы называем треугольником?
  2. Что такое периметр треугольника?
  3. Запишите самостоятельно выражение для вычисления периметра треугольника АВС и вычислите значение этого выражения.
  4. После выполнения этого задания проводится взаимопроверка записи выражения и его решения.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. По ходу их ответов на экране появляется рисунок к задаче и буквенное выражение.

Учащиеся выполняют рисунок в тетради и делают вычисления с соответствующей записью решения. Затем открывается решение предложенное Незнайкой и выполняется проверка. Исправляются ошибки, если они есть.

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. По ходу их ответов на экране появляется рисунок к задаче. Учащиеся выполняют рисунок в тетради, записывают буквенное выражение и делают вычисления с соответствующей записью решения. Затем открывается решение предложенное Незнайкой и выполняется проверка. Исправляются ошибки, если они есть.

Учащиеся выполняют рисунок в тетради, записывают буквенное выражение и делают вычисления с соответствующей записью решения. Учащиеся меняются тетрадями с соседом и проводится взаимопроверка решения задачи. На слайде открывается рисунок и запись буквенного выражения для решения задачи, а так же итоговый ответ.

4. Физкультминутка Головою три кивка

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть - на место сесть опять. (Присели.)

Учащиеся выполняют упражнения стоя.
5. Инструктаж домашнего задания (Слайд 9)

№ 358, 359, дополнительно № 354

Провести инструктаж по решению домашних задач.

Учащиеся записывают задание в дневник.
6. Проверочная работа (Слайд 10)

На слайде представлены по одной задаче для каждого варианта. Учащиеся должны выполнить рисунок к задаче, записать выражение для решения этой задачи и вычислить его значение. Проверка решения задачи проводится устно.

Учащиеся записывают в тетради вариант и выполняют решение задачи. При проверке решения задачи она называют составленное выражение и полученный результат.
7. Подведение итогов и объявление оценок за урок

Используемая литература

  1. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин и др.: Мнемозина, 2008.
  2. Дидактические материалы по математике: 5 класс: практикум / Чесноков А.С., Нешков К.И. - 3-е изд. - М.:, Академкнига, 2011.
  3. http://fotki.yandex.ru - картинки Незнайки и Знайки.
  4. http://matveyrybka.ucoz.ru/news/fizkultminutki_v_stikhakh/2011-05-22-337- физкультминутка