Цели урока:
сформировать у учащихся знания об абсолютных, относительных ссылках, выработать навыки работы с ними в табличном процессоре Excel.Задачи урока:
Обучающая: научить учащихся работать с относительными, абсолютными ссылками в табличном процессоре Excel;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность в учебной деятельности, ответственность за принятие решений;
Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, память, воображение, умение правильно формулировать свою мысль, познавательный интерес к предмету.
Тип урока: усвоение нового материала
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
2. Актуализация знаний (определить готовность учащихся к изучению новой темы)
Учитель. Сегодня на уроке продолжаем работать в электронной таблице.
Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок (Слайды 2 - 3).
Учащиеся устно отвечают на вопросы:
1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа - это:
1. ячейка;
2. строка;
3. столбец;
4. формула.
2. В электронной таблице буквами A, B, : обозначаются:
1. строки;
2. столбцы;
3. ячейки;
4. нет таких обозначений.
3. В электронной таблице А1, В4 - это обозначения:
1. строки;
2. столбца;
3. ячейки;
4. нет таких обозначений.
4. В ячейке электронной таблицы не может находиться:
1. лист;
2. текст;
3. число;
4. формула.
5. В ячейке введены символы =А1+В1. Как Excel воспримет эту информацию?
1. ошибка;
2. текст;
3. формула;
4. число.
6. Сколько ячеек содержит диапазон B2: D6 в электронной таблице:
1.10;
2. 4;
3.15;
4. 20.
Для расчетов мы применяли формулы и определили, что формула - это :
Ученики. Последовательность символов, которая начинается с : "=" и состоящая из констант, арифметических операций, скобок, функций и ссылок на другие ячейки.
Учитель. Предлагаю решить следующую задачу (Приложение 1):
Дан первый член арифметической прогрессии, который равен 2, разность арифметической прогрессии равна 5. Вычислите первые десять членов арифметической прогрессии.
Введем формулу в ячейку С11 и скопируем, чтобы вывести 10 первых членов. Получаем, что второй и все последующие члены арифметической прогрессии равны 7.Ошибка!
Учитель. Выясним, где же мы допустили ошибку.
Выводим в режиме формул (Сервис - Параметры:). Просмотрим формулы, видим, что при копировании у нас меняются ссылки ячеек.
Нам необходимо чтобы наше значение разности d не менялось при копировании.
Как же это сделать? Чтобы решить данную задачу необходимы специальные ссылки.
3. Изучение новой темы.
Учитель. Тема урока: "Относительные и абсолютные ссылки"
Цель нашего урока познакомится с данными ссылками, и научиться применять при решении задач.
В первом случаи, когда мы ввели формулу и не получили нужного результата при копировании использовалась относительная ссылка.
Принцип относительной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле.
При смещении формулы на одну строку вниз в именах ячеек номер строки увеличивается на единицу: А1 преобразуется в А2, В1 - в В2. При смещении формулы вправо или влево в именах ячеек изменится буквенная часть (Слайд 5).
В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действия относительной ссылки для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся (т.е. был бы не относительной, а абсолютной). В таком случае применяется прием, который называется замораживанием ссылки. Для этой цели в имени ячейки применяется символ $.
Таким образом, абсолютная ссылка - не изменяющаяся при копировании формулы ссылка. (Слайд 6). Учитель.
Вернемся к нашей задаче.
Учитель. Бывают случаи, когда "замораживается" только значения столбца или строки, такие ссылки называют смешанные $C8, $F12. Как вы думаете, при копирование смешанных ссылок как будут меняться формулы? (Слайды 7 - 8)
4. Закрепление материала
Первичное закрепление (Приложение 2)
На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.
1. Что будет записано в ячейках А2 и С1, при копировании ячейки А1?
Ответ: =В2+С2 и =D1+E1
2. Что будет записано в ячейках А2 и С2, при копировании ячейки А1?
Ответ =B2*$C$1, =D2*$C$1
3. Что будет записано в ячейках А3 и В2 при копировании в них ячейки А2?
Ответ =$А1+С1, =$А2+В2
4. При копировании ячейкиА2 в ячейки В2 и А3 в них были занесены формулы =В1+$С1 и =А2+$С2 соответственно. Что было записано в ячейке А2?
Ответ =А1+$С1
Вторичное закрепление. Практическая работа на компьютере (Приложение 3)
5. Рефлексия
Учитель. Сегодня мы познакомились с относительными и абсолютными ссылками, научились работать с ними в Excel.
В чем заключаются принципы относительной и абсолютной ссылок?
6. Домашнее задание (Приложение 4)