Цели:
- обобщать знания учащихся о творчестве кубанских поэтов, пишущих о детях и для детей;
- развивать устную речь, словарный запас учащихся;
- прививать интерес к литературе родного края и желание ее изучать.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к предмету, формирование поисковой деятельности.
- Формирование навыков выразительного чтения стихотворных произведений.
- Воспитание чувства гордости за свою малую родину, любви и уважения к землякам.
Оборудование: мультимедийнаяустановка (презентация Microsoft Power Point); диск DWD с записью песен в исполнении Кубанского казачьего хора; казачьи костюмы; атрибуты для проведения игры «Поле чудес», книжная выставка стихов кубанских поэтов, выставка детских рисунков по прочитанным произведениям, жетоны двух цветов для рефлексии, призы участникам.
Ход урока
I . Организационный момент.
(Звучит запись песни «Здравствуй, наша Кубань!». Ученики в костюме казачат читают стихотворение К. Обойщикова «Кубань – земля такая». По ходу чтения стихотворения демонстрируются слайды 3-14)
Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнет –
И поле оживает,
И гром земной плывет,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цветет.
Кубань – земля такая:
От края и до края
Две Дании войдет.
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины –
Как воина седины,
Как мудрость старины.
Кубань – земля такая:
В ней слава боевая
И слава трудовая
Цементом скреплены.
Цветет в Новороссийске
Священная земля.
И, словно обелиски,
Застыли тополя.
Кубань – земля такая:
От хлеба золотая,
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, молода,
Кубань – земля такая:
Однажды приласкает –ы
Полюбишь навсегда!
Учитель: Интересна, богата событиями история Краснодарского края. Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани. С Кубанью связано много имен выдающихся писателей: А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, М. Горького, А. Фадеева, А. Толстого и многих других. Есть у нас и наши замечательные поэты и писатели. Композиторы Кубани на многие стихи наших кубанских поэтов написали музыку.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня на занятии мы обобщим знания о творчестве кубанских поэтов, которые свои произведения адресовали детям. А поможет нам в этом популярная игра «Поле чудес». Итак, встречайте первую тройку игроков.
(Учитель называет игроков первой тройки. Объясняет правила игры. На доске зашифровано слово к первому заданию.)
Учитель: (задание первого тура) Этот кубанский поэт создал сборник стихов для детей «Солнышко проснулось». Эту книгу он посвятил своей дочке Даше. Читая его стихи, вы убедились, что они помогли вам почувствовать и увидеть красоту живой природы, понять, что такое настоящий труд, Родина, семья.
Н | Е | П | О | Д | О | Б | А |
(Дети разгадывают фамилию поэта. Демонстрируется слайд 15.)
Учитель: К сегодняшнему уроку каждый из вас подготовил стихотворение кубанского поэта. Послушаем стихотворение Вадима Неподобы «В зоопарке», которое подготовил Андрей.
Я с папой в зоопарке
Вчера был полдня.
Олени, леопарды
Смотрели на меня.
Звала меня мартышка
С малышкой на спине.
Ломал решетку мишка,
Чтоб подойти ко мне.
Тигренок р-рыкнул близко,
И лапу подал он.
Раскланивался низко
Передо мною слон.
Лисята подбежали
И стали у дверей…
Ну как они узнали,
Что я
люблю
зверей?..
– Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
(Вручение призов первой тройке игроков.)
Учитель: А вот задание для игроков второй тройки.
Эта кубанская поэтесса пишет забавные и веселые стихи для детей. Один из ее сборников назван «Хозяюшка». Стихи поэтессы пронизаны любовью к детям, их маленьким горестям и радостям.
Б | А | Р | Д | А | Д | Ы | М |
(Демонстрируется слайд 16)
Учитель: А теперь послушаем стихотворение Варвары Бардадым «Столяр», его нам представит Саша.
Столяр
На дворе верстак стоял.
– Я строгаю! Я столяр!
Вжих-вжих-вжих…
Стружки змейками шипят,
Извиваются, шуршат:
Шши-шши-шши…
А сучок таращит глаз:
– Вырву зуб рубанку! Ррраз!
Трах-тах-тах…
У рубанка зуб стальной.
– Эй, вперёд, рубанок мой!
Вжих-вжих-вжих…
Прилетят в скворечник мой
Птицы раннею весной!
Вжих-вжих-вжих…
(Вручение призов второй тройке игроков.)
Учитель: Задание для третьей тройки. Все годы этот поэт собирал песни и поговорки, особенно любил записывать смеховинки, «побрехеньки» из казачьего быта. Его родовая фамилия в переводе на русский язык обозначает название птицы.
П | И | В | Е | Н | Ь |
(Слайд 17)
Учитель: Мы с вами читали стихи Александра Пивня, а вот Паша и Даниил приготовили для нас забавную побасенку «Чи кораблi ïдять, чи нi?».
«Зустрились у станицi на базарi два захожих парня, та й завели таку балакачку:
– Здоров, брате!
– Здоров, Кiндрате!
– Вiдкiля iдеш?
– Вiдсиля не видно.
– Хiба дуже далеко?
– А вже ж далеко!
– Як?
– Та так, що ти там зроду не був!
– Чи-ба! А може й був?
– Де тобi там бувать! Тебе й по мордi видно, що iще ти не був у бувальцях!
– Та брешеш! Може бiльше тебе бачив!
– Що ти там бачив?
– Скрiзь бував iвсячину бачив!
– А ти ж у Ананi був?
– А то нi? Ще раньше тебе!
– А де ж вона?
– Протiв неба на землi!
– Не хвастай! Я добре знаю, що ти там не був.
– Ов-ва!
– От тобi й ов-ва!
– Брешеш, був i усе там бачив!
– Що ж ти там бачив?
– Га?
– Що ж ти там бачив, питаю?
– Що я там бачив?
– Э?
– Усе!
– А кораблi бачив?
– Що?
– Кораблi.
– А тож як! Ще б пак не бачив! Может и ïх не бачив? А я ïх ïв!
– Ĭв? Ото дурный! Вони ж деревьянi!
– Хто?
– Кораблi! Хiба ïх ïдять? На ïх ïздять!
– Тю! Так то я забув! Я думав, що то тi раки, що у морi живуть».
Учитель: Какое настроение вызвала у вас эта «балачка»? Всё ли вам было понятно? Ребята, о чем спорили парни?
(Вручение призов третьей тройке игроков.)
Учитель: А теперь послушайте задание на финальную игру. Он начал писать свои первые стихи в 4-м классе. В Краснодарском книжном издательстве вышло более 20-ти его поэтических сборников. Из них 5 для детей. Мы познакомились с его книгой «Зайка-пешеход».
О | Б | О | Й | Щ | И | К | О | В |
(Владислав И Сергей инсценируют стихотворение Кронида Обойщикова «Хозяин».)
«Хозяин»
Я сегодня не скучал –
Молотком весь день стучал
Доску выправил в заборе,
Два гвоздя забил в скамью
И на стенке в коридоре
Сделал вешалку свою.
Можно звать теперь гостей –
Хватит здесь на всех гвоздей.
Молоток и щипцы
Мо-лод-цы!
Говорит мне отец,
Что и я молодец,
Маленький хозяин.
И на стройке, и в квартире –
Всюду нужен крепкий гвоздь.
В целом мире, в целом мире
Я хозяин,
А не гость!
Учитель: Вот и определен победитель нашей игры. Теперь остается только выяснить: согласен ли он на суперигру. Согласен! Итак – задание на суперигру: Этот поэт является автором шести детских книжек. Он хорошо знает и понимает жизнь сельских детей, о них и рассказывает он в своем сборнике стихов «Лошадка». «Раз – загадка, два – отгадка» – это для ребят, которые очень любят отгадывать загадки.
Н | Е | С | Т | Е | Р | Е | Н | К | О |
(демонстрация слайда 18)
Учитель: Давайте послушаем стихотворение Владимира Нестеренко «Пшеничный цвет» в исполнении Вити.
«Пшеничный цвет»
Пшеничного цвета у брата усы.
Узнал я, что это не ради красы.
И волосы тоже пшеничного цвета.
Наверно, есть тайна какая-то в этом.
Пшеничного цвета у брата ресницы –
Ну что с моим братом
Могло приключиться?
А брат улыбнулся
И гордо сказал:
– Я летом пшеницу
В полях убирал.
– В чем же заключена тайна пшеничного цвета?
(Вручение суперприза.)
III. Подведение итога урока. Рефлексия.
(Ученики выбирают жетон яркий (со словом «да») или темный (со словом «нет») выражая своё отношение к уроку).
Используемые материалы:
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб.пособие для студентов дефектол.фак.пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1994.
- Сканированные рисунки из различных источников.
- Интернет источники: images.yandex.ru, ajgul.livekuban.ru