Мнемотехника – «Искусство запоминания», т.е. это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данный метод в настоящее время широко используется в современной дошкольной педагогике. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал, в форме мнемотаблиц и схем моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; наличие зрительного плана – схемы делает печатный материал, необходимый для запоминания чётким, связным и последовательным.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы можно использовать с детьми самого разного возраста, начиная с младшего. Адаптировать их к разным уровням развития детей позволяют различные способы представления информации. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. память в этом возрасте образная; в более старшем возрасте картинки можно заменить символами, словами, отдельными буквами, цифрами.
Занятия по мнемотаблицам обычно проходят в несколько этапов.
Первый этап, где воспитатель в форме игры знакомит детей с новой для них информацией, рассматривает таблицы и разбирает то, что на ней изображено конкретно, в каждом квадрате.
Дети и сами могут объяснить или угадать значение того или иного символа или картинки.
Осуществление перекодирование информации: образы в символы.
Следующий этап – это пересказ материала с опорой на мнемотаблицу (на конкретные символы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Далее изученный материал неоднократно повторяется с опорой на составленную ранее схему.
Материал, который можно запоминать с помощью мнемотаблиц, разнообразен, в частности, в своей работе мы используем мнемотаблицы при заучивании стихов по разным разделам программы. Дети любят стихи, слушают их с удовольствием. Но не все могут быстро их запомнить, у некоторых детей заучивание стихов вызывает трудности, и как следствие, нежелание учить и рассказывать стих.
Мы разработали ряд схем, используя приём мнемотехники, направленный на наглядно-образное мышление детей дошкольников.
В мнемотаблицах схематично изображены герои, явления природ, действия, главное – чтобы изображения были просты и понятны детям. Мнемотаблица помогает детям запомнить логическую последовательность символов, позволяет быстро заучить стихотворение. Кроме того данный метод мы используем, чтобы закрепить с детьми правила поведения на прогулке, где важную роль играет не только изображение – символ, но и цвет карточек, где этот символ изображён (зелёный – разрешающий, красный – запрещающий).
Будем рады поделиться своими наработками с коллегами-воспитателями. И желаем всех успехов в воспитании подрастающего поколения.