Урок-аукцион по математике в 4-м классе по теме "Решение задач на движение"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  1. Актуализировать навыки при решении задач на движение.
  2. Дать возможность учащимся оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
  3. Показать практическое применение знаний.

Структура урока:

  1. Приветствие.
  2. Подготовка к аукциону.
  3. «Продажа предметов».
  4. Музыкальная пауза.
  5. Продолжение «продажи».
  6. Финал аукциона.
  7. Подведение итогов.

Оборудование:

  • учебник «Математика» автор: Истомина Н.Б.;
  • мультимедийное оборудование;
  • таблицы, жетоны, карточки, предметы для аукциона.

Ход урока

Самоанализ. (Приложение 1)

І. Приветствие. (Приложение 2. Слайд 2)

- Ребята, сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – «аукцион знаний». А что такое «аукцион»? (Это публичная продажа товаров.) Вы, наверное, знаете, какой существует неотъемлемый атрибут аукциона? (Гонг.)

- «Товар» на аукционе – это «лот». Товаром на уроке сегодня будут задачи на движение, различные по сложности. Чтобы «купить» лот – нужны ваши знания. На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда (группа) в обмен на знания.

- Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

ІІ. Подготовка к аукциону. (Слайд 3)

- Прежде чем прозвучит гонг – каждая команда – участница должна «внести» залог, доказать свою «состоятельность» – способность участвовать в аукционе. Время ограничено! (Звучит удар гонга.)

Устная работа:

  1. Ваня и Вова решили отправиться на прогулку. Ваня шёл со скоростью 6 км/ч, а Вова со скоростью 100 м/мин. Кто из них шёл быстрее? (Мальчики шли с одинаковой скоростью, так как если перевести в одинаковые единицы, то 6 км/ч = 100 м/мин.)
  2. Оля и Света вышли одновременно по направлению к школе. Оля шла со скоростью 40 м/мин, а Света со скоростью 50 м/ мин. Какое расстояние будет между ними через 5 минут? (За 1 минуту между ними расстояние 10 метров, а за 5 минут – 50 метров.)
  3. Коля ехал на машине к бабушке по шоссе 90 минут, а обратно по просёлочной дороге 1 час 30 минут. Предположите, когда скорость была больше – на пути к бабушке или обратно? Почему? (Рассуждение детей: время было затрачено одинаковое, так как 90 мин = 1ч 30 мин. Если расстояние по шоссе было длиннее, чем по просёлочной дороге, то скорость могла быть одинаковой. Если расстояние по шоссе и по просёлочной дороге одинаковое, то скорость была различной.)

Подведение итогов. (Слайд 4)

ІІІ. «Продажа предметов» – решение задач на движение.

Работа по группам.

- Первый лот – начальная цена 10 баллов. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

На доске табло:

Лот №1. Интересный экспонат. (Слайд 5)

Каждая команда задачу: Расстояние между пунктами А и В 70 км. Велосипедист ехал со скоростью 15 км/ч, а пешеход со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? (Рассуждения детей: в условии не дано направление движения.)

- Предположим, что пешеход и велосипедист двигались навстречу друг другу. (Слайд 6)
(Задача решается с подробным объяснением каждого действия.)

1) 5 + 15 = 20(км/ч)
2) 20 * 3 = 60(км)
3) 70 – 60 = 10(км)

- А можно ли решить задачу другим способом?

1) 15 * 3 = 45(км)
2 ) 5 * 3 = 15(км)
3) 45 + 15 = 60(км)
4) 70 – 60 = 10(км)

- Предположим, что велосипедист и пешеход двигались в одном направлении. Велосипедист из пункта А, а пешеход из пункта Б. (Слайд 7)
(Одновременно с рассуждением детей на слайде появляется решение каждого действия.)

1) 15 * 3 = 45(км)
2) 5 * 3 = 15(км)
3) 70 – 15 = 55(км)
4) 55 + 45 = 100(км)

- Подумайте, как ещё могли двигаться велосипедист и пешеход?

- Верно, они могли двигаться в противоположном направлении. (Слайд 8)
(Решение задачи.)

1) 15 * 3 = 45(км)
2) 5 * 3 = 15(км
3) 45 + 15 = 60(км)
4) 60 + 70 = 130(км)

- Может быть ещё какой-то вариант движения?

- Да, они могли двигаться в одном направлении, только в другую сторону. Пешеход из пункта Б, велосипедист из пункта А. (Слайд 9)
(Решение задачи.)

1) 15 * 3 = 45(км)
2) 5 * 3 = 15(км)
3) 70 – 45 = 25(км)
4) 25 + 15 = 60(км)

- Молодцы, вы справились с решением задачи очень хорошо! Пришло время отдохнуть!

ІV. Музыкальная пауза. (Слайд 10)

- Теперь подведём итоги. (Слайд 11)

V. Продолжение «продажи».

ЛОТ №2. Эксклюзивный экспонат. (Слайд 12)

Учитель читает задачу: Из одной деревни вышли две группы туристов. Одна группа отправилась на восток и шла со скоростью 4км/ч, а другая группа – на юг и шла со скоростью 3 км/ч. Обозначим на карте маршрут их движения. (Слайд 13-14) Масштаб карты 1см:1 км. Пройдя 2 км, каждая группа туристов разбила лагерь. После этого туристы продолжили путь: первая группа направилась на юг со скоростью 3 км/ч, а другая на восток со скоростью 4 км/ч. Пройдя расстояние 2 км, встретятся ли туристы? (На слайде показано движение туристов и место их встречи.)

1) 2 * 4 = 8(км)
2) 2 * 3 = 6(км)
3) 2 * 3 = 6(км)
4) 2 * 4 = 8(км)

Ответ: встретятся.

- Подведём итоги «продажи». (Слайд 15)

ЛОТ №3. Экспонат с неизвестным. (Слайд 16-17)

Каждая группа получает задание на карточке: Из двух пунктов, расстояние между которыми 390 км, одновременно навстречу друг другу выехали грузовой автомобиль и автобус. Скорость автомобиля – 70 км/ч, Через 3 часа они встретились. Узнайте скорость автобуса. Составьте уравнение.

Решение:

Х * 3 + 70 * 3 = 390
(70 + Х)*3 = 390
70 + X = 390 / 3
70 + X = 130
X = 130 – 70
X = 60(км/ч)

Подведение итогов. (Слайд 18)

ЛОТ № 4. Экспонат с транспортными средствами. (Слайд 19-20)

- На слайде даны скорости различных видов транспорта. Составьте задачу – это задание каждой команде. (Команды предлагают свою задачу. Идёт обсуждение. Подводятся итоги продажи этого лота.)

VІ. Финал аукциона.

Подсчитываются очки каждой команды.

VІІ. Итоги. Рефлексия.

Домашнее задание: составить 2 задачи на движение и решить их.