Подготовка к сжатому изложению. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель: сформировать практические навыки в применении основных приёмов сжатия текста.

Задачи:

  1. Отработка умений применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, научить работать с текстом, применяя изученные приёмы сжатия.
  2. Развивать ключевые образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, аналитическое мышление учащихся, умение логически грамотно выстраивать свой ответ, кратко и ясно формировать мысль, используя нужную лексику и терминологию, умение работать в парах.
  3. Способствовать нравственному становлению личности; воспитывать бережное и внимательно отношение к матери.

Оборудование: рабочие листы на каждого ученика; презентация к уроку (у автора).

Тип урока: урок развития речи.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Постановка цели и задач урока.

– Здравствуйте, ребята! Этот урок позволю себе начать с неожиданного вопроса: «Кто из вас радостно воспримет мысль о том, что на уроке вы будете работать над изложением?»

– Объясните, почему это сообщение не порадовало вас?

– А теперь пусть выскажут своё мнение те дети, которые восприняли эту мысль радостно.

– Действительно, мы должны уметь писать изложение, но не только для того, чтобы хорошо сдать экзамены, получать хорошие оценки. Где в дальнейшем вам могут пригодиться полученные знания и умения?

(При написании вторичных текстов: рефератов, докладов, отзывов, рецензий).

Итак, сегодня на уроке мы продолжим работать над формированием умений писать сжатое изложение. Эпиграфом к уроку я взяла слова Жан-Луи Бюффона, французского биолога, математика и писатель XVIII века: «Хорошо писать – это не только хорошо передавать, но и в то же время хорошо мыслить и хорошо чувствовать …». Мыслить и чувствовать …всё это пригодится нам в сегодняшней работе.

– А является ли данная работа для вас новой?

– Разделите лист на две половинки и запишите, что вы знаете по данной теме и чему хотите научиться.

– Озвучим записанное.

На материале услышанного учитель формулирует цель и задачи урока.

III. Изучение нового материала.

1. Теоретический материал.

– Итак, «сжатое изложение». Как вы понимаете данный термин?

(Содержание текста воспроизводится кратко, обобщённо. Исключается всё, без чего текст остаётся понятным и цельным)

– Каковы задачи сжатого изложения?

(Воспроизвести исходный текст, исключая второстепенную информацию)

– Да, отдельные фрагменты текста мы будем излагать кратко, другие – подробно.

– Какие же кратко, а какие – подробно?

– Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

– На уроке работать будем с ключевыми понятиями: текст, основная мысль, микротема, приёмы сжатия.

2. Разминка.

– Проведём небольшую разминку, в ходе которой я проверю, усвоили ли вы приёмы сжатия.

– Какие приёмы сжатия вам известны?

1. Мама рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын. 1. Мама всем людям рассказывала, какой у неё сын.
2. Я и в самом деле старался спасти мать от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно… 2. Я старался спасти мать от житейских невзгод. А нужных слов не высказал. Многое мы осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно…
3. Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» 3. Мамы давно уже нет, а я мысленно прошу у неё прощение.
4. Вовремя, при жизни матерей должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. 4. Вовремя мы должны говорить матерям добрые слова и совершать ради них добрые поступки.

3. Работа с текстом.

– Эти умения определять приёмы сжатия пригодятся в работе с текстом.

На урок я выбрала текст А. Фадеева «Я помню руки твои» (читает учитель)

(выразительное чтение учителем под музыку)

Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.

Этапы учебной деятельности Учебная деятельность
1. Этап определения темы текста.Ответ на вопрос: «О чем текст?»  Как определить тему?
Тема определяется различными способами:
· по началу текста;
· по ключевым словам;
· по ключевым эпизодам;
· по поступкам или размышлениям героев (автора);
· по заглавию текста.
2. Этап определения идеи текста.
Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,«Какую мысль хотел выразить?»
Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)
3. Этап определения структуры текста.Назовите композиционные части текста.
Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

– Как вы думаете, чем я руководствовалась, выбирая текст на данную тему?

– Действительно, вот уже 4 года в последнее воскресенье ноября Россия отмечает новый праздник – День матери. Среди многочисленных праздников он занимает особое место. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
Часто на уроках русского языка и литературы вы работали с текстами о маме. Писатели и поэты были нашими собеседниками, нашими учителями. Они убеждали нас в щедрости материнского сердца, материнской души… …А сегодня я решила вам предложить текст о материнских руках.

Я помню руки матери моей,
Хоть нет её давно уже на свете,
Я рук не знал нежнее и добрей,
Чем жёсткие, мозолистые эти.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Светлее вас нет ничего на свете!»

– На прошлом уроке мы работали над выделением микротем (это первый критерий оценивания сжатого изложения на экзамене).

– Сколько микротем можно выделить в данном тексте? (раздаточный материал)

– На уроке мы будем формировать умение применять приёмы сжатия. Это второй критерий оценивания изложения.

IV. Практическая работа учащихся.

– А сейчас основная работа с текстом. В каждом абзаце вам необходимо выделить нужную информацию, применив приёмы сжатия. Для этого вам понадобятся маркеры. Вы будете вычёркивать второстепенную информацию, самостоятельно определяя при этом приём сжатия, который использовали. Этот приём, я надеюсь, позволит закрепить в вашем сознании то, что любой текст содержит отрезки, которые не несут смысловой нагрузки. И их мы должны ВЫЧЕРКНУТЬ из текста.

Работа по группам:

Исходный текст Полученный текст Приёмы сжатия
1) Мама, мама! 2) Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 4) И даже если они были и грубые, руки твои, – ведь им столько выпало работы в жизни, – но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.
5) Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни, – казалось, совсем одни на свете, - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела – пела только для себя и для меня. 7) Потому что нет ничего на свете, чего бы они погнушались!
8) Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. 9) И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. 10) Я целую чистые, святые руки твои!
11) Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, – не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? 12) А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы. 13) Мама, мама!... 14) Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости… (По А. Фадееву).
   

– Огласите результаты своей работы. Работаем по микротемам.

Обсуждаются варианты, предложенные учащимися.

– А сейчас я предлагаю вам побыть немного в роли экспертов, оценивающих экзаменационные изложения. Каждый из вас может высказать собственную точку зрения, сделать выводы. Вы готовы оценивать работы уже по 2 критериям. Работать вы будете в группах, помогая при этом друг другу. Каждому ряду я предлагаю разные варианты уже готового сжатого изложения, попробуйте их оценить. Сколько максимально баллов можно получить за изложение?

– По первому критерию? По второму?

СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ

Выступление учащихся.

– На следующем уроке мы будем работать над третьим критерием. Мы будем учиться создавать из сжатых отрывков связный, последовательный текст, используя межабзацные слова.

V. Итог урока.

– В народе говорят: «КАПЛЯ КАМЕНЬ ТОЧИТ». Я думаю, сегодняшний урок, на котором вы проявили упорство, старание, терпение, поможет нам в достижении поставленной цели.

Рефлексия:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я научился…
  9. у меня получилось …
  10. меня удивило…

VI. Домашнее задание.