Внетабличное умножение и деление двузначного числа на однозначное. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  1. Отрабатывать вычислительные навыки внетабличного умножения и деления;
  2. Решать задачи на нахождение произведения, суммы и частного;
  3. Развивать математическую речь, мышление, внимание, логику;
  4. Прививать умение работать в коллективе.

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник математики Моро 3 класс, 2 часть.

Оборудование:

  1. Картинки сугробов, сосулек, снеговика.
  2. Снежки, снежинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня урок у нас необычный, сказочный.

– Сегодня мы прощаемся с зимой. С Зимушкой-зимой мы отправимся непросто в путешествие, а в «Икс»-педицию. В нашей «икс»-педиции мы сегодня исследуем и повторим одну важную тему. А когда учёные что-то исследуют, они обязательно проверяют всё, что связано с предметом изучения.

II. Устный счёт.

А) – А вот на чём мы отправимся, узнаем, отгадав загадку Зимушки-зимы:

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих!
Что за кони у меня? (коньки)

– Но коньки у нас не простые, они поедут только в том случае, если вы решите все примеры, которые на них написаны за 1 минуту. (Дети решают).

Б) Несколько заданий нам приготовил Снеговик, но от тепла он успел растаять. Давайте поможем приобрести ему прежний вид.

– Итак, чтобы скатать первый ком, нужно ответить на вопросы: (учитель показывает карточки, дети отвечают, обосновывая свои ответы).

54   54   10   10
9   9   70   70

– Вот мы и скатали первый ком (учитель прикрепляет на доску первый ком).

В) – А теперь помогите Снеговику порядок навести, «лишнее» число в ряду найти.

10 20 30 40 55 60

– В первой строке «лишнее» число 55, т.к. все остальные числа обозначают «круглые» десятки.

7 14 21 27 35 42

– Во второй строчке «лишнее» число 27, т. к. оно не делится на 7, а все остальные числа делятся на 7.

1 2 31 4 5 6 7

– В третьей строке «лишнее» число 31, т. к. оно двузначное, а все остальные числа - однозначные.

24 11 13 15 12 19 17

– В четвёртой строке «лишнее» число 31, т. к. оно имеет два десятка, а все остальные один десяток (учитель прикрепляет к доске второй круг Снеговика).

Г) Ну что же это ещё не всё. В следующем задании наш Снеговик задаёт задачи на смекалку (задачи записаны на третьем круге).

1. В соседней школе я играл с ребятами в прятки. Ребята спрятались за дощатой перегородкой. Вдруг я заметил, что виднеется 20 ног. Сколько детей стояли за перегородкой?

– 10 детей.

– Правильно. Как догадались?

– У каждого ребёнка 2 ноги. 20 делим на 2 и получается 10.

2. В 2 часа дня в Москве шёл дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10часов?

– Нет, т. к. через 10часов будет 12 часов ночи и солнца в это время не бывает.

3. Гале 10 лет, она на 3 года старше Кати. Сколько лет Кате?

– 7 лет (прикрепляем третий круг, голову без носика).

Д) Посмотрите-ка, ребята, это головной убор Снеговика. Какой он формы? (Учитель показывает головной убор Снеговика).

– Четырёхугольник.

– Так вот, Снеговик просит узнать, чему равен периметр его «Шляпы», если известно, что длины сторон равны: 10 см, 13 см, 16 см, 12 см.

– 51 см.

– Как ты узнал, что периметр равен 51 см?

– Нашёл сумму длин всех его сторон 10+13+16+12=51 см (Учитель прикрепляет «шляпу» Снеговику.)

Е) Ребята, вам не кажется, что чего-то не хватает у нашего Снеговичка?

– Морковки.

– Где же она? Ах, вот, чуть не потеряли? Смотрите-ка и тут есть задание, даже два. (Учитель читает задания).

– Скажите, из каких геометрических фигур состоит Снеговичок?

– Снеговик состоит из трёх кругов, разных по размеру, одного четырёхугольника, одного треугольника. (Ученик показывает фигуры на модели Снеговика).

(Учитель прикрепляет Снеговику носик).

III. Закрепление изученного.

А теперь отгадайте загадку:
Белые морковки, а зимой растут.
Что это за морковки такие?

– Это сосульки.

А) Сосульки приготовили нам следующее задание. Мы знаем, что они бывают разной длины. Вот посмотрите.

(Учитель снимает по одной сосульке, где написаны длины и показывает их ученикам).

– Эта сосулька знает, что её длина 5 метров, но сколько это в дециметрах? Давайте запишем в тетрадях.

5 м = 50 дм

– А вот эта 8дм длиной, а сколько это в сантиметрах?

8 дм = 80 см

– Посмотрите-ка, какая хитрая сосулька. Она хочет знать свою длину в дециметрах и сантиметрах. Сколько будет, если её длина 54см?

54 см = 5 дм 4 см

– А эта сосулька (длина 39 дм) тоже хочет знать свою длину в двух измерениях и просит указать её в метрах и дециметрах.

39 дм = 3 м 9 дм

Б) Ребята, пока мы измеряли сосульки, госпожа Метелица делала своё дело, намела на нашем пути сугробы снежные и глубокие.

Посмотрите! Придётся разгребать. Их нам надо преодолеть, вспомнить, как мы умножали сумму на число и делили сумму на число.

– Кто хочет поработать? Пожалуйста, выходите к доске, берите лопатки (мел, ручки) и кидайте дальше!

(Ученики по одному у доски объясняют, как решать. Потом 2 человека решают на карточках у доски, а остальные из учебника №3, с. 20)

1 карточка

28 · 3 86 : 2 15 · 6
19 · 5 87 : 3 66 : 3

2 карточка

12 · 7 88 : 4 17 · 3
24 · 4 64 : 4 81 : 3

IV. Физкультминутка.

– Холодно, ребята, в царстве Зимушки-зимы. Не хотите погреться?

– Хотим.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать….

– Сколько раз ногами топнем?

– 1, 2, 3, 4, 5

– Сколько раз руками хлопнем?

– 1, 2, 3, 4, 5

– Мы присядем сколько раз?

– 1, 2, 1, 2

– Мы наклонимся сейчас.

– 1, 2, 1, 2

– Мы подпрыгнем ровно столько?

– 1, 2, 3

– Ай да счёт, игра и только! Отдохнули? Садитесь!

V. Продолжение исследовательской работы.

А) А сейчас продолжим исследовательскую работу дальше. В зимнее время животным и птицам трудно найти себе корм. Поэтому в городах мы развешиваем кормушки и подкармливаем птиц. А в лесу лесники заготавливают корм для животных. Вот, например, для лосей они раскладывают по кормушкам сено и соль.

А теперь давайте узнаем, сколько килограммов сена и соли должен заготовить лесник на всю зиму для одного лося. Для этого решим задачу.

Задача:

Для подкормки одного лося лесник заготовил 15 кг соли, а сена в 5 раз больше. Сколько всего килограммов сена и соли заготовил лесник для одного лося?

(Один человек решает у доски задачу, а остальные в тетрадях).

Решение:

15 · 5 = 75 (кг) – сена заготовил лесник.
75 + 15 = 90 (кг) – всего сена и соли.

Ответ: 90 килограммов.

Б) А сейчас давайте решим задачи из учебника по вариантам.

  • 1 вариант – №2 (1), с. 20
  • 2 вариант – №2 (2), с. 20

– Проверим решение задач.

В) Игра в «снежки».

– А сейчас давайте поиграем в «снежки». Кто поймает мой «снежок», идёт решать уравнение к доске, а все остальные лепят «снежки» на месте, т. е. решают уравнение в тетрадях самостоятельно.

  • 1 ряд – №10 (1 ст.)
  • 2 ряд – №10 (2 ст.) с. 21
  • 3 ряд – №10 (3 ст.)

– Кто первым решит, представьте себе, что вы делаете «снежок», покажите мне и тогда я узнаю, что вы решили. (Проверить)

VI. Обобщение пройденного. Итог урока.

Мы с вами сегодня закончили исследовать тему: «Внетабличное умножение и деление двузначного числа на однозначное». А сейчас я предлагаю вам ответить на «научный» вопрос: что вы можете сказать про умножение и деление двузначного числа на однозначное.

– Надо уметь правильно представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых и в виде суммы удобных слагаемых и правильно применять свойства умножения и деления суммы на число.

– Дальнейшее исследование мы продолжим на следующих уроках. А на сегодня наша «икс»-педиция в царство Зимушки-зимы заканчивается.

– Но почему же мы отправились сегодня в «икс»-педицию, а не просто в экспедицию?

– Мы не знали, что будем исследовать и что приготовила нам Зимушка-зима на прощание.

VII. Домашнее задание.

Дома вы продолжите свои исследования самостоятельно. Вернее, закрепите приобретённые знания. У каждого на партах лежат подарки от зимушки-зимы, это снежинки с домашним заданием. Возьмите их с собой на память, а задание перепишите в дневник и выполните дома. Послушайте результаты своих исследований. (Учитель выставляет оценки за работу на уроке).