Цели урока:
- Отрабатывать вычислительные навыки внетабличного умножения и деления;
- Решать задачи на нахождение произведения, суммы и частного;
- Развивать математическую речь, мышление, внимание, логику;
- Прививать умение работать в коллективе.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник математики Моро 3 класс, 2 часть.
Оборудование:
- Картинки сугробов, сосулек, снеговика.
- Снежки, снежинки.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня урок у нас необычный, сказочный.
– Сегодня мы прощаемся с зимой. С Зимушкой-зимой мы отправимся непросто в путешествие, а в «Икс»-педицию. В нашей «икс»-педиции мы сегодня исследуем и повторим одну важную тему. А когда учёные что-то исследуют, они обязательно проверяют всё, что связано с предметом изучения.
II. Устный счёт.
А) – А вот на чём мы отправимся, узнаем, отгадав загадку Зимушки-зимы:
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих!
Что за кони у меня? (коньки)
– Но коньки у нас не простые, они поедут только в том случае, если вы решите все примеры, которые на них написаны за 1 минуту. (Дети решают).
Б) Несколько заданий нам приготовил Снеговик, но от тепла он успел растаять. Давайте поможем приобрести ему прежний вид.
– Итак, чтобы скатать первый ком, нужно ответить на вопросы: (учитель показывает карточки, дети отвечают, обосновывая свои ответы).
54 | 54 | 10 | 10 | |||
9 | 9 | 70 | 70 |
– Вот мы и скатали первый ком (учитель прикрепляет на доску первый ком).
В) – А теперь помогите Снеговику порядок навести, «лишнее» число в ряду найти.
10 20 30 40 55 60
– В первой строке «лишнее» число 55, т.к. все остальные числа обозначают «круглые» десятки.
7 14 21 27 35 42
– Во второй строчке «лишнее» число 27, т. к. оно не делится на 7, а все остальные числа делятся на 7.
1 2 31 4 5 6 7
– В третьей строке «лишнее» число 31, т. к. оно двузначное, а все остальные числа - однозначные.
24 11 13 15 12 19 17
– В четвёртой строке «лишнее» число 31, т. к. оно имеет два десятка, а все остальные один десяток (учитель прикрепляет к доске второй круг Снеговика).
Г) Ну что же это ещё не всё. В следующем задании наш Снеговик задаёт задачи на смекалку (задачи записаны на третьем круге).
1. В соседней школе я играл с ребятами в прятки. Ребята спрятались за дощатой перегородкой. Вдруг я заметил, что виднеется 20 ног. Сколько детей стояли за перегородкой?
– 10 детей.
– Правильно. Как догадались?
– У каждого ребёнка 2 ноги. 20 делим на 2 и получается 10.
2. В 2 часа дня в Москве шёл дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 10часов?
– Нет, т. к. через 10часов будет 12 часов ночи и солнца в это время не бывает.
3. Гале 10 лет, она на 3 года старше Кати. Сколько лет Кате?
– 7 лет (прикрепляем третий круг, голову без носика).
Д) Посмотрите-ка, ребята, это головной убор Снеговика. Какой он формы? (Учитель показывает головной убор Снеговика).
– Четырёхугольник.
– Так вот, Снеговик просит узнать, чему равен периметр его «Шляпы», если известно, что длины сторон равны: 10 см, 13 см, 16 см, 12 см.
– 51 см.
– Как ты узнал, что периметр равен 51 см?
– Нашёл сумму длин всех его сторон 10+13+16+12=51 см (Учитель прикрепляет «шляпу» Снеговику.)
Е) Ребята, вам не кажется, что чего-то не хватает у нашего Снеговичка?
– Морковки.
– Где же она? Ах, вот, чуть не потеряли? Смотрите-ка и тут есть задание, даже два. (Учитель читает задания).
– Скажите, из каких геометрических фигур состоит Снеговичок?
– Снеговик состоит из трёх кругов, разных по размеру, одного четырёхугольника, одного треугольника. (Ученик показывает фигуры на модели Снеговика).
(Учитель прикрепляет Снеговику носик).
III. Закрепление изученного.
А теперь отгадайте загадку:
Белые морковки, а зимой растут.
Что это за морковки такие?
– Это сосульки.
А) Сосульки приготовили нам следующее задание. Мы знаем, что они бывают разной длины. Вот посмотрите.
(Учитель снимает по одной сосульке, где написаны длины и показывает их ученикам).
– Эта сосулька знает, что её длина 5 метров, но сколько это в дециметрах? Давайте запишем в тетрадях.
5 м = 50 дм
– А вот эта 8дм длиной, а сколько это в сантиметрах?
8 дм = 80 см
– Посмотрите-ка, какая хитрая сосулька. Она хочет знать свою длину в дециметрах и сантиметрах. Сколько будет, если её длина 54см?
54 см = 5 дм 4 см
– А эта сосулька (длина 39 дм) тоже хочет знать свою длину в двух измерениях и просит указать её в метрах и дециметрах.
39 дм = 3 м 9 дм
Б) Ребята, пока мы измеряли сосульки, госпожа Метелица делала своё дело, намела на нашем пути сугробы снежные и глубокие.
Посмотрите! Придётся разгребать. Их нам надо преодолеть, вспомнить, как мы умножали сумму на число и делили сумму на число.
– Кто хочет поработать? Пожалуйста, выходите к доске, берите лопатки (мел, ручки) и кидайте дальше!
(Ученики по одному у доски объясняют, как решать. Потом 2 человека решают на карточках у доски, а остальные из учебника №3, с. 20)
1 карточка
28 · 3 | 86 : 2 | 15 · 6 |
19 · 5 | 87 : 3 | 66 : 3 |
2 карточка
12 · 7 | 88 : 4 | 17 · 3 |
24 · 4 | 64 : 4 | 81 : 3 |
IV. Физкультминутка.
– Холодно, ребята, в царстве Зимушки-зимы. Не хотите погреться?
– Хотим.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать….
– Сколько раз ногами топнем?
– 1, 2, 3, 4, 5
– Сколько раз руками хлопнем?
– 1, 2, 3, 4, 5
– Мы присядем сколько раз?
– 1, 2, 1, 2
– Мы наклонимся сейчас.
– 1, 2, 1, 2
– Мы подпрыгнем ровно столько?
– 1, 2, 3
– Ай да счёт, игра и только! Отдохнули? Садитесь!
V. Продолжение исследовательской работы.
А) А сейчас продолжим исследовательскую работу дальше. В зимнее время животным и птицам трудно найти себе корм. Поэтому в городах мы развешиваем кормушки и подкармливаем птиц. А в лесу лесники заготавливают корм для животных. Вот, например, для лосей они раскладывают по кормушкам сено и соль.
А теперь давайте узнаем, сколько килограммов сена и соли должен заготовить лесник на всю зиму для одного лося. Для этого решим задачу.
Задача:
Для подкормки одного лося лесник заготовил 15 кг соли, а сена в 5 раз больше. Сколько всего килограммов сена и соли заготовил лесник для одного лося?
(Один человек решает у доски задачу, а остальные в тетрадях).
Решение:
15 · 5 = 75 (кг) – сена заготовил лесник.
75 + 15 = 90 (кг) – всего сена и соли.
Ответ: 90 килограммов.
Б) А сейчас давайте решим задачи из учебника по вариантам.
- 1 вариант – №2 (1), с. 20
- 2 вариант – №2 (2), с. 20
– Проверим решение задач.
В) Игра в «снежки».
– А сейчас давайте поиграем в «снежки». Кто поймает мой «снежок», идёт решать уравнение к доске, а все остальные лепят «снежки» на месте, т. е. решают уравнение в тетрадях самостоятельно.
- 1 ряд – №10 (1 ст.)
- 2 ряд – №10 (2 ст.) с. 21
- 3 ряд – №10 (3 ст.)
– Кто первым решит, представьте себе, что вы делаете «снежок», покажите мне и тогда я узнаю, что вы решили. (Проверить)
VI. Обобщение пройденного. Итог урока.
Мы с вами сегодня закончили исследовать тему: «Внетабличное умножение и деление двузначного числа на однозначное». А сейчас я предлагаю вам ответить на «научный» вопрос: что вы можете сказать про умножение и деление двузначного числа на однозначное.
– Надо уметь правильно представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых и в виде суммы удобных слагаемых и правильно применять свойства умножения и деления суммы на число.
– Дальнейшее исследование мы продолжим на следующих уроках. А на сегодня наша «икс»-педиция в царство Зимушки-зимы заканчивается.
– Но почему же мы отправились сегодня в «икс»-педицию, а не просто в экспедицию?
– Мы не знали, что будем исследовать и что приготовила нам Зимушка-зима на прощание.
VII. Домашнее задание.
Дома вы продолжите свои исследования самостоятельно. Вернее, закрепите приобретённые знания. У каждого на партах лежат подарки от зимушки-зимы, это снежинки с домашним заданием. Возьмите их с собой на память, а задание перепишите в дневник и выполните дома. Послушайте результаты своих исследований. (Учитель выставляет оценки за работу на уроке).