Урок обобщения и систематизации знаний для учащихся 9-10-х классов.
Цель урока: Систематизация знаний учащихся по теме «Функция».
Задачи урока:
- Показать связь темы с практической жизнью человека, доступность понятий.
- Прививать навыки самоанализа, самоконтроля, самооценки.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Обучать работе в парах, умению отстаивать свою точку зрения и искать компромисс.
Оборудование урока: Компьютер, проектор, математические таблицы, раздаточный материал.
Методы и формы обучения: работа в парах, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа с интерактивной доской.
Виды и формы контроля: Устные ответы и работа у доски отдельных учащихся, самопроверка выполненных заданий с помощью ответов на слайдах, проверка базовых знаний в форме кроссворда, самостоятельная работа.
По окончании урока ученик должен:
- Иметь наглядно-интуитивное представление о функции;
- Знать способы задания функции, уметь задавать функцию разными способами, переходить от одного способа задания к другому;
- Знать свойства функции, уметь «читать» график, строить график по заданным условиям;
- Иметь представление о практическом применении понятий в жизни, уметь сопоставлять реальные жизненные ситуации и математические функции.
Текст учителя | Деятельность учеников |
1. Вступление. | |
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок будет посвящён функциям (Слайд 1, Приложение 2). На ваших столах лежат комплекты заданий, которые вы будете выполнять в парах. После выполнения каждого задания вам надо оценить свой труд самостоятельно, а в конце урока вывести среднюю отметку. | На столах – раздаточные материалы (Приложение 1). |
2. Постановка цели урока. | |
Что же такое функция? Впервые функция вошла в математику под именем «переменная величина» в труде французского математика и философа Рене Декарта в 1637 г. (Слайд 2). Функции и реальный мир неотделимы. Они описывают явления в природе, устанавливают закономерности, помогают открывать законы, которые служат человечеству. Ребята, а какие сферы жизнедеятельности человека, использующие это понятие, знаете вы? Каждая область знаний: химия, физика, биология, социология и др. имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и взаимосвязи между этими объектами в реальном мире. Многие науки берут на вооружение математический аппарат. Такие функциональные зависимости как рост деревьев, развитие амебы изучает наука биология. Функции помогают описывать процессы механического движения тел, небесных и земных. Сегодня мы постараемся оглянуться вокруг себя, чтобы увидеть этот бесконечный мир закономерностей. | Зависимость между величинами Физика, химия, экономика |
3. Выполнение задач урока. | |
Существует несколько основных способов задания функций. Давайте перечислим их (Слайд 3). Аналитический способ – это способ задания функции с помощью формулы. Рассмотрим жизненные ситуации. 1) «По трассе двигается автомобиль со скоростью V0 = 15 м/с и начинает разгон с ускорением а =5 м/с2. Тогда его скорость в определённый момент времени t будет вычисляться по формуле V = 15 + 5t (Слайд 4). Вы, конечно, узнали математическую функцию под именем линейная. Её аналог в математике у= кх +l. 2) Грамотный руководитель без труда вычислит количество товара N, которое надо изготовить, если ему известна величина спроса F на этот товар. Ведь для этого достаточно выбрать разумную цену С (Слайд 5). Тогда N = F/C – обратная пропорциональность – математическая функция у=к/х. 3) Маятник часов совершает колебательные движения с амплитудой колебания А = 0,1 м и циклической частотой ω =2π рад/с. Тогда его отклонение от положения равновесия Х будет вычисляться Х = 0.1sin(2π t) (Слайд 6). Тригонометрическая функция у=sinx. 4) Клетка некоторого живого организма каждую минуту делится на две дочерние клетки. Тогда количество клеток N через период времени t окажется равным N=2t (Слайд 7). А с этой функцией вы познакомитесь в 11 классе, называется она показательной и задаётся уравнением у= ах. |
Аналитический, графический, табличный, словесный. Раздаточный материал Лист №1 |
Попробуйте сами составить модели к более привычным для нас житейским ситуациям и распознать в них математические (на работу – 2 минуты, далее три ученика по очереди читают задачи и своё решение, одновременно с их ответами открываются (Слайды 8–10). 1) На пустой склад ежечасно выгружают 20 коробок готовой продукции. Как найти количество P готовой продукции на складе через время t? 2) Ремонтная бригада закупила несколько коробок кафельной плитки разного размера. В каждой коробке по 10 плиток, имеющих форму квадрата со стороной а. Для создания орнамента им необходимо знать площадь S кафеля в каждой отдельной коробке. 3) Вася очень любит шоколад. И у него есть 200 рублей. Какое количество N плиток шоколада он может купить по цене С рублей за одну штуку? Составление аналитической модели – одна из самых трудных задач. Оцените правильность выполнения работы самостоятельно. |
P= 20t (у=kx). Прямая проп-ность. S = 10a2 (y=kx2). Квадратичная функция. N = 200/C (у=к/х). Обратная проп-ность. |
Функции – это математические портреты устойчивых закономерностей. Пословица – тоже отражение устойчивых закономерностей, выверенное многовековым опытом народа. С их помощью я продемонстрирую, как от словесного способа описания функции можно перейти к графическому. «Тише едешь – дальше будешь» (Слайд 11). «Чем дальше в лес, тем больше дров» (Слайд 12). «У семи нянек дитя без глазу» (Слайд 13). А как бы вы графически донесли смысл следующих поговорок: «Недосев хуже пересева», «Выше меры конь не скачет», «Как аукнется, так и откликнется»? Давайте посмотрим, что у вас получилось (Ученики выносят решение на доску). |
Раздаточный материал Лист №2 (2 мин.) |
А вот мои версии (Слайды 14-16). И, если у вас они не такие же, то в этом нет ничего страшного. Ведь мы имели дело с народным творчеством. Оцените свою работу. Вот на следующем этапе вам придётся посмотреть на работу глазами автора. На ваших столах имеются листы с построенными графиками и листы с описанием различных ситуаций. Найдите соответствие между словесным и графическим описанием. Проверим, насколько одинаково мыслите вы и автор (Слайд 17). Выполните самооценку работы. |
Раздаточный материал Лист №3 (5 мин.) |
Нам осталось вспомнить ещё об одном способе, самом распространённом вокруг нас – табличном. Табличный способ очень удобен, ведь с его помощью без труда можно узнать значение функции по значению аргумента. Таблицы мы видим ежедневно: в газетах, автобусах, кафе. Где сейчас можно наблюдать функции, заданные таблицами? | Ребята указывают на математические таблицы. |
Если преподаватель литературы рекомендует летом прочитать роман «Война и мир», то задача вам ясна. А если учитель математики просит прочитать график, то какую задачу он ставит перед учениками? Давайте вместе вспомним, какими свойствами могут обладать функции. Но сделаем это немного необычно. Совместим эту процедуру с физкультминуткой. Я буду показывать вам упражнения, и читать небольшой стишок. А вы – повторять упражнение и угадывать, о каком свойстве идёт речь. | Перечислить свойства. |
1) То бегу, то спотыкаюсь То совсем приторможу, Перепрыгну кучу чисел, Но про X всё расскажу. |
Область определения |
2) Слева выросла гора, В зеркальном отражении – Выросла её сестра – Похожа без сомнения. Я сестрёнку разверну, Кверху ножками поставлю, Стала ямкой, ну и ну! Что-то рифма потерялась…. |
Чётность – нечётность |
3) Вот я строго вверх стремлюсь И ни за что не изменюсь! Здесь я с горки вниз стремлюсь, Надеюсь, в столб я не влеплюсь?! |
Возрастание-убывание |
4) Надо мной забор построен, Перепрыгнуть не смогу. Видно так уж я устроен. Тогда согнусь-ка я в дугу. |
Ограниченность |
5) Эверест – моя родня, Он точно выше всех, как я! Впадины моря, ущелья, долины, Ямки, овраги – мои побратимы. |
Наибольшее и наименьшее значение функции |
6) Шаг вправо, шаг вправо, И я повторяюсь Копируюсь снова, И вдаль устремляюсь. |
Периодичность |
Теперь вы без труда сумеете справиться со следующей серией заданий. На листе с номером №4 несколько рисунков, и к каждому дано задание, связанное с одним из свойств функций. Проверьте правильность выполнения заданий с помощью слайдов (Слайд 18). Самостоятельно оцените свою работу. |
Раздаточный материал. Лист №4 (3 мин.) |
IV. Подведение итогов урока. | |
Повторим ключевые понятия темы, разгадывая этот небольшой кроссворд (Слайд 19). | Кроссворд |
Последнее задание – построить график по заданным условиям – выполните индивидуально. Проверю его я. | Раздаточный материал. Лист №5 (7 мин.) |
Домашнее практическое задание: как с помощью батона колбасы получить синусоиду (Слайд 20)? Перед уходом из кабинета, попрошу вас изучить рисунок, на котором построены три разноцветных графика: возрастающей, убывающей и стационарной функций. Пусть они задают зависимость полученных вами на уроке знаний, умений, позитивных эмоций от потраченных времени и усилий. Выберите тот, который соответствует вашему положению и прикрепите к нему стикер того же цвета. |