Цели:
- образовательные: совершенствовать приемы устных вычислений; закреплять решение задач, уравнений;
- развивающие: развитие активной познавательной деятельности, логического мышления, внимания, памяти, умения анализировать, сравнивать и обобщать;
- воспитательные: воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, отзывчивость.
Тип урока: Повторение пройденного.
Оборудование:
- Наглядный материал.
- Карточки.
- Перфокарты.
- Учебник «Математика 3» под ред. М.И.Моро.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем закреплять ранее изученные приемы внетабличного умножения и деления чисел, будем решать задачи, уравнения, выполним много устных упражнений.
III. Устные упражнения.
Сегодня у нас урок-путешествие по математике. Куда мы поплывем, вы узнаете, когда попадете на корабль. А для этого надо выполнить несколько заданий:
а) Посмотрите на первый ряд и скажите, какое число в данном ряду «лишнее» и почему?
12, 4, 16, 28, 8, 25, 32 (25, т.к. остальные делятся на 4)
1, 3, 15, 5, 6, 8, 9 (15 – двузначное, а остальные однозначные)
13, 53, 93, 65, 23, 83 (65)
Найдите также «лишние» числа во 2 и 3 рядах.
б) Прочитайте примеры по-разному и решите их.
70-54=16
17х4=68
35+28=63
91:7=13
Дети читают:
- уменьшаемое 70, вычитаемое 54, разность равна 16.
- 70 уменьшить на 54 получится 16.
- 70 минус 54 равно 16 и т.д.
в) Следующее задание: Нужно вычислить произведение чисел 15 и 5 и придумать примеры на сложение, чтобы равенства были верными.
15x5= □+□
А теперь вычислить частное 76 и 4 и придумать примеры на вычитание, чтобы равенства были верными.
76:4= □-□
– Молодцы! Вы хорошо работали. Итак, мы все на корабле, располагайтесь поудобней. Сегодня мы отправляемся в гости к Робинзону Крузо на необитаемый остров. Этот человек попал на необитаемый остров и пробыл там 28 лет, 2 месяца и 19 дней. Нас ждет интересное и опасное путешествие, оно по силам смелым, сообразительным и находчивым. Вы готовы к путешествию? Итак, мы в пути. Наш корабль подходит к Острову Попугаев. Вас встречает говорящий попугай Гоша. Он укажет нам дорогу к Робинзону, если вы быстро выполните его задания.
1) Прочитать выражения и вычислить их значения:
50-13х3=11
80:(20-4)=5
2) Решить по карточке примеры на время. (1 минута)
– Смотрите, как рад попугай! Он летит предупредить Робинзона, а мы плывем дальше.
IV. Решение уравнений.
– Перед нами Остров Обезьян.
Хозяйка острова предлагает вам решить уравнения. Постарайтесь побыстрее выполнить эти задания, иначе нас может застигнуть шторм.
1 вариант | 2 вариант | |
х:14=6 хx5=60 |
хx7=77 48:х=12 |
в это время двое решают у доски уравнения.
Проверить.
Вопросы:
- Как найти площадь?
- Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?
- Как найти неизвестное слагаемое?
V. Физкультминутка.
VI. Решение задач.
– Продолжаем наше путешествие. Впереди нас ждет Остров Слонов. Маленький слоненок узнал от попугая, что мы плывем, и ждет нас. Он никак не может справиться с задачами, помогите ему.
Ученики решают задачи из учебника с. 32, №6, с. 35, № 22.
№6. На спектакле в школьном зале дети сидели в 3 рядах по 15 человек и еще в одном ряду 12 человек. Сколько детей смотрело спектакль?
- 15x3=45 (ч) – в 3 рядах
- 45+12=57 (ч) – всего детей
Ответ: 57 человек.
– Как нужно вести себя в зале при просмотре спектакля? (Нельзя разговаривать, шуметь, ходить, что-то есть.)
№ 22. Мама собрала 8 корзинок смородины, по 3 кг в каждой корзинке. Из 14 кг она сварила варенье. Сколько еще кг смородины осталось?
- 3x8=24 (кг) – собрала мама
- 24-14=10 (кг) – осталось
Ответ: 10 кг.
– Помогаете ли вы своим родителям при сборе ягод?
– Как еще вы им помогаете?
– Почему это надо делать?
VII. Решение примеров.
– Смотрите, какой довольный слоненок. Он пожелал нам счастливого пути. Но что это? Наш корабль захватили дикари. (Показываю картинку с изображением дикарей).
– Пока вы не решите примеры, дикари не уйдут с корабля.
Ученики решают примеры на с. 33, №12.
Проверить.
VIII. Тест.
– Молодцы! Мы спасены. Но что это? На палубе вода. Кто-то из дикарей все таки успел пробить наш корабль. Ищите пробоины.
Дети выполняют тестовые задания. У некоторых проверяю работы, оцениваю.
IX. Геометрический материал.
– Пробоины забиты. Мы на острове, и нас встречает Робинзон Крузо. Встречайте его. Похлопайте в ладоши. Но он тоже приготовил для вас задание.
(Показываю прямоугольник.)
– Какая это фигура?
– Какой четырехугольник называется прямоугольником? (У которого противоположные стороны равны.)
- 1 вариант – найти периметр этого прямоугольника.
- 2 вариант – найти площадь этого прямоугольника.
Проверить.
– Ребята, если вы хотите больше узнать о Робинзоне Крузо, читайте книгу Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».
X. Подведение итогов.
– Чем сегодня занимались на уроке?
– Какие виды работ выполняли?
XI. Запись домашнего задания.
Визитная карточка урока – Приложение.