Закрепление вычислительных умений и навыков внетабличного умножения и деления в пределах 100 (устные вычисления)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • образовательные: совершенствовать приемы устных вычислений; закреплять решение задач, уравнений;
  • развивающие: развитие активной познавательной деятельности, логического мышления, внимания, памяти, умения анализировать, сравнивать и обобщать;
  • воспитательные: воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, отзывчивость.

Тип урока: Повторение пройденного.

Оборудование:

  1. Наглядный материал.
  2. Карточки.
  3. Перфокарты.
  4. Учебник «Математика 3» под ред. М.И.Моро.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем закреплять ранее изученные приемы внетабличного умножения и деления чисел, будем решать задачи, уравнения, выполним много устных упражнений.

III. Устные упражнения.

Сегодня у нас урок-путешествие по математике. Куда мы поплывем, вы узнаете, когда попадете на корабль. А для этого надо выполнить несколько заданий:

а) Посмотрите на первый ряд и скажите, какое число в данном ряду «лишнее» и почему?

12, 4, 16, 28, 8, 25, 32 (25, т.к. остальные делятся на 4)
1, 3, 15, 5, 6, 8, 9 (15 – двузначное, а остальные однозначные)
13, 53, 93, 65, 23, 83 (65)

Найдите также «лишние» числа во 2 и 3 рядах.

б) Прочитайте примеры по-разному и решите их.

70-54=16
17х4=68
35+28=63
91:7=13

Дети читают:

  1. уменьшаемое 70, вычитаемое 54, разность равна 16.
  2. 70 уменьшить на 54 получится 16.
  3. 70 минус 54 равно 16 и т.д.

в) Следующее задание: Нужно вычислить произведение чисел 15 и 5 и придумать примеры на сложение, чтобы равенства были верными.

15x5= □+□

А теперь вычислить частное 76 и 4 и придумать примеры на вычитание, чтобы равенства были верными.

76:4= □-□

– Молодцы! Вы хорошо работали. Итак, мы все на корабле, располагайтесь поудобней. Сегодня мы отправляемся в гости к Робинзону Крузо на необитаемый остров. Этот человек попал на необитаемый остров и пробыл там 28 лет, 2 месяца и 19 дней. Нас ждет интересное и опасное путешествие, оно по силам смелым, сообразительным и находчивым. Вы готовы к путешествию? Итак, мы в пути. Наш корабль подходит к Острову Попугаев. Вас встречает говорящий попугай Гоша. Он укажет нам дорогу к Робинзону, если вы быстро выполните его задания.

1) Прочитать выражения и вычислить их значения:

50-13х3=11
80:(20-4)=5

2) Решить по карточке примеры на время. (1 минута)

– Смотрите, как рад попугай! Он летит предупредить Робинзона, а мы плывем дальше.

IV. Решение уравнений.

– Перед нами Остров Обезьян.

Хозяйка острова предлагает вам решить уравнения. Постарайтесь побыстрее выполнить эти задания, иначе нас может застигнуть шторм.

1 вариант   2 вариант
х:14=6
хx5=60
  хx7=77
48:х=12

в это время двое решают у доски уравнения.

Проверить.

Вопросы:

  • Как найти площадь?
  • Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?
  • Как найти неизвестное слагаемое?

V. Физкультминутка.

VI. Решение задач.

– Продолжаем наше путешествие. Впереди нас ждет Остров Слонов. Маленький слоненок узнал от попугая, что мы плывем, и ждет нас. Он никак не может справиться с задачами, помогите ему.

Ученики решают задачи из учебника с. 32, №6, с. 35, № 22.

№6. На спектакле в школьном зале дети сидели в 3 рядах по 15 человек и еще в одном ряду 12 человек. Сколько детей смотрело спектакль?

  1. 15x3=45 (ч) – в 3 рядах
  2. 45+12=57 (ч) – всего детей

Ответ: 57 человек.

– Как нужно вести себя в зале при просмотре спектакля? (Нельзя разговаривать, шуметь, ходить, что-то есть.)

№ 22. Мама собрала 8 корзинок смородины, по 3 кг в каждой корзинке. Из 14 кг она сварила варенье. Сколько еще кг смородины осталось?

  1. 3x8=24 (кг) – собрала мама
  2. 24-14=10 (кг) – осталось

Ответ: 10 кг.

– Помогаете ли вы своим родителям при сборе ягод?

– Как еще вы им помогаете?

– Почему это надо делать?

VII. Решение примеров.

– Смотрите, какой довольный слоненок. Он пожелал нам счастливого пути. Но что это? Наш корабль захватили дикари. (Показываю картинку с изображением дикарей).

– Пока вы не решите примеры, дикари не уйдут с корабля.

Ученики решают примеры на с. 33, №12.

Проверить.

VIII. Тест.

– Молодцы! Мы спасены. Но что это? На палубе вода. Кто-то из дикарей все таки успел пробить наш корабль. Ищите пробоины.

Дети выполняют тестовые задания. У некоторых проверяю работы, оцениваю.

IX. Геометрический материал.

– Пробоины забиты. Мы на острове, и нас встречает Робинзон Крузо. Встречайте его. Похлопайте в ладоши. Но он тоже приготовил для вас задание.

(Показываю прямоугольник.)

– Какая это фигура?

– Какой четырехугольник называется прямоугольником? (У которого противоположные стороны равны.)

  • 1 вариант – найти периметр этого прямоугольника.
  • 2 вариант – найти площадь этого прямоугольника.

Проверить.

– Ребята, если вы хотите больше узнать о Робинзоне Крузо, читайте книгу Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».

X. Подведение итогов.

– Чем сегодня занимались на уроке?

– Какие виды работ выполняли?

XI. Запись домашнего задания.

Визитная карточка урока – Приложение.