Работа с лентами. 8-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Пояснительная записка

Разработанный урок по дисциплине “Технология” предназначен для 8-х классов средней образовательной школы.

Программа школьного курса “Технология” многогранна и разнообразна. Одним из важнейших модулей программы является раздел “Рукоделие”.

Рукоделием называют искусство изготовления изделий из различных материалов. Оно имеет богатую многовековую историю, отражающую древнейшую отрасль деятельности человека, его материальной культуры, собравшую воедино опыт и навыки приемов работы с материалами, дошедших до настоящих времен.

Рукоделие изучает технические процессы изготовления различных поделок.

Технология - это предмет, который дает знания, умения, навыки, необходимые всем учащимся независимо от того, какую профессию они выбирают и какое положение они будут занимать в современном обществе.

Одним из видов рукоделия является работа с лентами, например, техника “канзаши”. Канзаши – это украшения для волос, используемые в традиционных японских прическах. В настоящее время интерес к этому виду рукоделия возрождается вновь. Изделиями из лент можно украшать различные заколки, ободки, прически девушек и многое другое. Помимо всего прочего, занятие лентами развивает художественный вкус, приучает к аккуратности, воспитывает терпение.

Для того чтобы привлечь учащихся общеобразовательных школ к занятиям данным видом искусства, мной был разработан урок на тему “Работа с лентами” с применением информационных технологий, для показа слайдов с различными видами изделий. На данном уроке углубляются и расширяются знания школьников, развивается творческая активность и самостоятельность.

В настоящее время информационные технологии в образовании являются одним из более популярных педагогических технологий. Они позволяют создавать коллекции изображений, текстов и данных. Что позволяет облегчить преподавание и изучение материалов на всех уроках. Они могут сделать многие уроки интересными и занимательными.

В заключении хочется отметить, что в современных условиях широкой информации становиться все более возможно вместо показа реальных изделий показать демонстрацию их изображения с использованием компьютера.

Компьютерные технологии открывают новые пути в развитии мышления, творческих способностей, умение решать проблемы, предоставляют возможности для активного обучения. По этому они могут сделать уроки более интересными.

Компьютерные технологии повышают интерес к изучаемому предмету.

План урока

Тема урока: Работа с лентами.

Цели урока:

  • обучающая - ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки лентами, украшений из лент; научить подбирать гармоничные цветовые сочетания; научить учащихся работать с лентами; познакомить учащихся с различными работами из лент и основными приемами работы.
  • развивающая – способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, к виду рукоделия, развивать творческий подход к выполнению работ и кругозор школьников, развивать самостоятельность.
  • воспитывающая – способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов; воспитывать дисциплинированность, бережное отношение к оборудованию.

Задачи: оптимизация образовательного процесса ; внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса.

Форма урока: комбинированный урок с использованием ЦОР “Технология” в форме презентации.

КМО: компьютер, инструкционные карточки, таблицы, образцы работ, конспект,утюг, ножницы, иглы, клей, ленты.

Ход урока

Содержание учебного материала

1. Организационный момент.

- проверка наличия учащихся

- проверка готовности учащихся к уроку

- сообщение темы и целей урока

Слайд №1 Здравствуйте ребята. Сегодня мы проведем урок по теме “Работа с лентами”. Откройте ваши тетради и запишите тему занятия.

На этом занятии мы познакомимся с разнообразием изделий из лент, материалами и приспособлениями, используемыми в работе с лентами.

2. Изложение нового материала.
Слайд №2 Введение в тему

История развития лент

Прародительницей шелковых полосок была веревка из растительных волокон: превратившись сначала в тесьму, она дождалась изобретения ткацкого станка и стала изысканной лентой.

Украшать пышные прически и одежду пестрыми, узкими полосками ткани было принято еще в доисторические времена — свидетельством тому служат многочисленные находки археологов. Что касается античных цивилизаций, то в их время всевозможные повязки и тесьма были уже более изысканными: расшитые серебряными и золотыми монетами, нитями и бусинами. Более того, по цвету и качеству лент, которыми расшивалась одежда, можно было определить принадлежность человека к тому или иному родовому клану и даже его социальный статус. Средневековье привнесло в историю лент еще одну интересную главу: шнурами и узкими полосками бархата и гобеленового шитья украшали не только наряды, но и подвязывали ставшие модные в то время тяжелые портьеры, а также балдахины над кроватями в спальнях и спинки стульев, положив, кстати, крепкое начало идее мягкого кресла. Сначала расшитые лентами и драгоценностями платья, потом — туфли, позже — тончайшее белье: вышивка лентами всегда привлекала ценителей роскоши и придворных модников.

Слайд №3 Однако же все это — лишь предыстория.

Настоящая слава декоративных лент началась во Франции, в XIV веке, когда на теплом средиземноморском побережье стали производить драгоценную шелковую нить, а король Людовик XI пригласил в знаменитый ныне Лион искусных итальянских ткачей, чтобы те обучили местных мастеров. В общем и целом монаршая затея провалилась, но итальянцы привезли Лионсами несколько хитроумных станков для изготовления шелковых лент.

И так случилось, что именно тогда началась пышная мода на камзолы и плащи, богато отделанные парчовыми и золотыми лентами, так что спрос на этот галантерейный товар неуклонно рос, равно как и спрос на вычурные позументы и галуны. Уже при дворе Людовика XIV лентами, расшитыми жемчугом и драгоценностями, украшали абсолютно все предметы туалета — от обуви до панталон. А следующий французский монарх, известный историкам под тем же именем, но уже под номером XV, обожал лентами вышивать и с удовольствием дарил придворным всякие славные мелочи, изготовленные собственными руками.

Слайды №4-15 Что украшают лентами?

Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Их применяют для отделки домов на праздники, украшение подарков, букетов и для украшения одежды. Ленты “оживляют” прическу, а отделанные ими вещи приобретают так называемую “изюминку”. Красивая лента придаёт подарку изысканность, перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Достаточно вспомнить отечественный обычай украшать ими автомобили свадебного кортежа и постельку новорожденного малыша. Сегодня работа с лентами широко применяется для изготовления украшений для шапочек, сумок, одежды, различных предметов домашнего обихода (подушек, панно, картин, штор и пр.)

Сумочки украшенные лентами можно использовать на все случаи жизни. Сумочка украшенная крупными цветочками подойдет для пляжа.

Также лентами можно украшать не только заколочки, но и ободки, повязки для волос, серьги, колье и даже кольца. И, конечно, даже самое простое платье, обычная блузка или неприметная шляпка могут превратиться в нарядный и неповторимый предмет торжественного туалета, если добавить к ним иглу, ленты, умелые руки и немного творчества.

  Как расшивают лентами?

В невероятном разнообразии имеющихся в настоящее время в продаже лент и тесьмы выделяют две основные группы: ленты, которые можно стирать, и декоративные ленты.

Ленты и тесьму, подлежащие стирке, делают из тканей высшего качества с кромкой. На бобинах вы найдете подробные рекомендации, как их стирать, гладить, линяют ли они, и другую необходимую информацию.

Использовать в работе можно ленты различной ширины: от 2 до 40 мм.В настоящее время выпускаютя ленты из окрашенного шелка 186 цветов и 5 различных размеров.

Лентами можно вышивать по ткани, из лент можно изготавливать цветы, листья и пр. Техник работы с лентами большое множество. Ниже мы рассмотрим более подробно одну из техник работы с лентами- японская техника изготовления украшений для волос “канзаши”

Слайд №16 Сочетание цветов

При создании изделий большое значение имеет подбор цветовой гаммы, поскольку неудачное сочетание различных цветов может испортить любой узор. Правильное сориентироваться в многообразии цветов и оттенков вам поможет данная таблица.

  Правила по ТБ при выполнении ручных работ

Опасности в работе:

- повреждение пальцев иглой или булавкой

- травма руки ножницами

- травма глаз

2. Что нужно сделать до начала работы:

- сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;

- положить инструменты и приспособления в отведенное для них место

3. Что нужно делать во время работы:

- быть внимательной

- надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его

- вкалывать иглы и булавки только в игольницу

- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя

- передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед

4. Что нужно делать по окончании работы:

- посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы

- убрать рабочее место

Слайд №17-21

 

 

 

 

 

 

Слайд №22

Украшения для волос, выполненные в технике “Канзаши”

Канзаши - это украшения для волос, используемые в традиционных японских прическах.

Канзаши — это не просто цветы из ткани, не просто украшения и заколки, канзаши — это целое искусство.

Конечно же японские мастерицы делают канзаши совсем по другому. К примеру, они используют шелковую ткань и рисовый клей. Новичку справиться с шелковой тканью будет довольно сложно, а где достать рисовый клей я вобще не представляю. Потому покажу адаптированный под наши условия вариант изготовления канзаши.

Это тоже, своего рода, оригами, складывание из квадрата, только не бумажного, а тканного.

Нам понадобится: атласные ленты 3, 4, 5 см. шириной, можно репсовые, (не пользовалась, пока не встречала, удобно для новичков). Инструменты –утюг, иглы, ножницы, клей (я пинцетом не пользуюсь, но многим очень удобно), разные заколки и украшения (бусины, стразы, бисер и т.д.). Наиболее подходящим клеем считается “Момент Кристал” или “Супер Момент-гель”, клеевой пистолет. В качестве основы, на которую будет крепиться цветок и шпилька(невидимка, “уточка”, ободок, резинка, “автомат” и др.), используют готовые основы для брошей, плоские пуговицы, основание от старых заколок или просто кружок картона, обтянутый основной тканью. Вместо лент, можно использовать любую ткань, которая удобна будет в работе, разрезав её на квадратики (шелк, атлас, органза, шифон, фатин и пр.)

Слайд №23-28 Существует всего 2 вида лепестков: острый и круглый. Круглый лепесток, в свою очередь, имеет несколько вариантов исполнения: может быть в складочку, с ребрышками внутри, пошире и поуже, двухцветным или с добавлением узкой атласной ленты.

Для того чтобы лепесток не разворачивался, слои ткани незаметно скрепляют клеем, несколькими мелкими стежками или оплавив узкий кончик и склеив (сжав пальцами или пинцетом) еще теплый оплавленный срез.

Для наглядности разберем приемы складывания разных лепестков на примере бумаги.

Началь работы всегда одинаковое-вырежите квадрат, сложите его по диагонали.Далее работаем с получившимся треугольником.

Острый лепесток.

Треугольник сложите 2 раза пополам.Уголок с обратной стороны лепестка можно подрезать, для того чтобы он был более плоским. А если этот срез оплавить и сжать (склеив при этом все слои), а лепесток затем вывернуть, то получим замечательный листик.

Круглый лепесток.

Треугольник согнуть пополам, уголки отогнуть к линии сгиба, каждый со своей стороны.

Круглый широкий.

Треугольник согнуть пополам и снова развернуть – наметили середину. Уголки отогнуть к линии середины треугольника. Получившийся ромб перевернуть на другую сторону. Уголки ромба согнуть к линии его середины.Лепесток согнуть вдоль пополам(спрятав уголки внутрь)

Круглый зауженный

Аналогичен предыдущему, только уголки ромба сложите другим способом.

Круглый в складочку(вариант 1)

Согните треугольник пополам. Отогните один уголок к линии сгиба со смещением. Сделайте складку в том же направлении также со смещением.Проделайте все то же самое с другой стороны

Круглый в складочку(вариант 2)

Аналогично варианту 1, только отгибаем уголки и закладываем складочки без смещения.

Сбор цветка

Соберите лепестки на нитку и стяните.Обтяните крепом кружок из картона диаметром 2-3 см. или крупную плоскую пуговицу. Обильно смажте клеем получившееся основание с изнаночной стороны и приклейте цветок. Середину цветка украсьте бусинами, стразами, декоративными элементами.[1]

3. Закрепление изученного материала.
Слайд №29 - Как подобрать ткань по цвету и рисунку?

- Назовите какие используют принадлежности?

- Что украшают лентами?

4. Подведение итогов.
Слайд №30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №31-36

Подведение итогов урока.

Рефлексия (учащиеся высказывают свое мнение об уроке)

Выставление оценок

Какое наслажденье для души,

Когда в тиши сижу за рукодельем!

Давно уж за полночь

И сон стоит за дверью.

Над пяльцами, склонясь сижу

С атласной канителью.

Цветы все ярче расцветают,

Пускай таких в природе нет.

Атласной лентой вышиваю

Неувядающий букет.

Уже сейчас работы наших учащихся занимают призовые места на различных конкурсах и конференциях. Ребята своими руками делают оригинальные подарки для друзей и близких, а также для себя лично. Очень надеюсь, что полученные сегодня на уроке знания пригодятся вам в вашей жизни. Не останавливайтесь перед трудностями, не бойтесь творить.

5. Домашнее задание.
Слайд №37 Изготовить самостоятельно цветок в технике “Канзаши”

На следующий урок принести тетрадь, рабочую коробку, ленточки.

Список литературы.

  1. Журнал “Пуговка.Выкройки,схемы, идеи, советы” №4 2011г.
  2. “Вышивка шелковыми лентами:техника,приемы, изделия”, Донателла Чотти,пер.с ит.-М.:АСТ-ПРЕСС,2001.-160с.:ил. (Энциклопедия)
  3. “Вышивка лентами.Большая энциклопедия”, Анна Зайцева.-М.:ЭКСМО,2010.-192с.:ил.
  4. Интернет-ресурсы: http://forum.say7.info/topic39741.html
  5. http://www.madmuazelle.com/kanzashi-master-klass/
  6. http://stranamasterov.ru/node/44848