Урок музыки "Все в движении. Поезд". 2-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 2


Художественно-педагогическая идея: Закрепить в понимании учащихся «временную» природу музыки, неразрывность музыки и движения, продолжая постигать изобразительность и выразительность в их единстве. В процессе интонационного творчества найти смысловую и музыкально-выразительную основу музыкального образа поезда.

Музыкальный материал:

  • М. Глинка «Попутная песня»
  • С. Прокофьев «Отъезд» из сюиты «Зимний костёр»
  • В. Лаурушас «В путь»
  • И. Арсеев «Поезд»

Ход урока

1. Музыкальное приветствие

2. Учитель: Скажите, ребята, а может ли в жизни что-то существовать без движения?

Учащиеся: Нет. Вся наша жизнь в движении.

Учитель: Конечно, в мире абсолютного покоя не существует. А сама музыка движется? А может музыка изобразить кого-то движущимся или что-то движущееся? Что или кого в движении может изображать музыка?

Учащиеся: Музыка может изобразить в движении человека, животное, машину, дождь и так далее.

Учитель: Отгадаете загадку?

Мимо нас стрелой летит,
Всё колёсами стучит
И пронзительно гудит.
Нас по белу свету возит.
Ну, конечно, это – …?

Учащиеся: Поезд!

Учитель: О чём мы будем сегодня говорить?

Учащиеся: О поезде!

Учитель: Скажите, ребята, можно нарисовать поезд, который стоит? А поезд, который набирает ход или тормозит?

(Работа по учебнику, рисунок на стр. 114–115)

Учащиеся: На рисунке сложно понять, движется поезд или нет, если рядом не нарисована трава, склоняющаяся от движения несущегося поезда, искры, летящие из-под колес. Не понятно на рисунке, поезд набирает ход или останавливается.

Учитель: А в музыке можно изобразить, как поезд набирает ход? Как останавливается?

Учащиеся: Можно. Музыка может ускоряться и замедляться.

Учитель: А поезд, стоящий на месте, можно изобразить?

Учащиеся: Трудно. Если только гудок.

Учитель: Чем изображает музыка?

Учащиеся: Звуками. Мелодиями.

Учитель: А как поезд звучит?

Учащиеся: Гудит гудок, стучат колёса.

Учитель: Вот мы и попробуем сегодня сочинить музыку под названием «Поезд».

Учитель: Найдите звукоподражанием, как стучат колёса?

Учащиеся: Чух-чух, та-та, тук-тук.

Учитель: Давайте поищем звук колёс на инструменте. (Инструментальные пробы на ксилофоне и фортепиано.)

Учитель: А как гудит поезд?

Учащиеся: У-у-у!!!

Учитель: А все поезда гудят одинаково?

Учащиеся: Нет. (Поиск звука гудка на инструменте.)

Учитель: Пропойте, изображая стук колёс, следующие слова:

Мимо речек и полей
Мчится поезд всё быстрей.

(Вокальные пробы. Дети поют эти строчки, изображая голосом стук колес поезда)

Учитель: А теперь давайте споём песенку-повторялку!

Вот поезд, он стоит у перрона.
Машинист гудок дает (играется интонация гудка),
Набирает поезд ход (2 раза) (играются интонации колес, плавно ускоряется темп).
Мимо речек и полей
Мчится поезд всё быстрей. (2 раза)
Ничего что путь далёк,
Мы приедем точно в срок. (2 раза)
Замедляет поезд ход (темп замедляется),
Приближается вокзал. (2 раза)
Остановка. Поезд стал.

(Можно исполнять песенку, аккомпанируя совместно с детьми на инструменте. Один ребенок помогает играть в нижнем регистре фортепиано стук колес, другой в высоком регистре играет гудок поезда. Можно использовать детские музыкальные инструменты.)

Учитель: На рисунке в учебнике (стр. 115) вы, ребята, видите первый поезд в России. В 1836 году была построена первая железная дорога от Петербурга, столицы России, до города Павловска, места отдыха русских царей. 27 сентября 1836 г. собрался народ посмотреть на первый поезд, его тогда называли «северным слоном». Представьте, вы никогда не видели поезда, что бы вы испытывали?

Учащиеся: Страх, удивление, волнение.

Учитель: Весь народ волновался. И вот появился «пароход». Почему пароход?

Учащиеся: Паровоз ходил с помощью пара.

Учитель: Люди стали бросать вверх шляпы, ликовать, а кто-то на самом деле испугался. Что в этот момент происходило?

Учащиеся: Суета, волнение, удивление.

Учитель: Эти события наблюдал и русский композитор Михаил Иванович Глинка. Картина произвела на него огромное впечатление, и Глинка написал музыкальное произведение, которое назвал «Попутная песня». Что означает слово «Попутная»?

Учащиеся: Рассказывает о путешествии или поется в пути.

Учитель: Послушайте слова песни.

Дым столбом кипит, дымится пароход!

– На что похоже?

Учащиеся: На стук колёс. Давайте пропоем эти слова, изображая движение поезда. Мы это уже умеем делать. (Дети импровизируют по тексту.)

Учитель: Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье! Пропойте с радостью. (дети поют, изображая ликование и радость)

Учитель: А теперь давайте послушаем «Попутную песню» Михаила Ивановича Глинки и посмотрим, какую мелодию сочинил русский композитор? Будет ли меняться движение, будет ли меняться характер музыки, её настроение?

(Слушание. Желательно, чтобы во время слушания у детей был текст.)

Учитель: Итак, мы послушали «Попутную песню» Глинки. Что-то вас удивило?

Учащиеся: Глинка очень похоже изобразил стук колес. Композитор, как и мы изображает движение поезда.

Учитель: А почему у нас родились похожие с композитором интонации?

Учащиеся: Потому что именно так движется поезд. Так происходит в жизни, так и музыка изображает.

Учитель: Что изображает первая часть, какие выражает чувства? (Ответы детей.)

– А что изменилось во второй части? Почему в мелодии появилась грусть? Почему мелодия стала такой певучей?

Нет, тайная дума быстрее летит, и сердце мгновенья считая, стучит…

– Что мы обычно делаем в поезде?

Учащиеся: Разговариваем, думаем, смотрим в окно.

Учитель: Что значит «дума»?

Учащиеся: Человек думает, вспоминает.

Учитель: Почему же мелодия стала грустной и певучей?

Учащиеся: Возможно, человек задумался, размышлял, глядя за окно.

Учитель: А когда смотрим за окно, что там происходит?

Учащиеся: Все пейзажи проплывают.

Учитель: Почему же мелодия стала протяжной?

Учащиеся: Композитор, возможно, изобразил проплывающие мимо окна пейзажи.

Учитель: А изменился ли аккомпанемент? Почему? Давайте дослушаем произведение. (Слушание «Попутной песни» до конца.)

Учитель: Скажите, для каких исполнителей написал песню о поезде Глинка?

Учащиеся: Для голоса в сопровождении фортепиано.

Учитель: А теперь давайте послушаем, как может сыграть поезд целый оркестр? Обратите внимание, какой будет поезд? Как он движется? Какие инструменты вы услышите?

(Слушание фрагментов музыкальных произведений: «Отъезд» С. Прокофьева, «В путь» В. Лаурушас, беседа с детьми)

Учитель: В учебнике на стр. 114–115 мы видим выделенные слова «Темп» и «Контраст».

Учитель: Что такое темп?

Учащиеся: Скорость движения музыки.

Учитель: Важен ли темп для изображения поезда?

Учащиеся: Да. Ведь поезд набирает движение и замедляет.

Учитель: А что такое контраст?

Учащиеся: Резкие отличия.

Учитель: В музыкальном произведении М.И. Глинки мы ощущали контрасты?

Учащиеся: Да. Контрастными были части музыкального произведения. Контрастными были мелодии.

3. Учитель: Продолжите, пожалуйста, фразу:

– Я сегодня узнал(а)...
– Я сегодня запомнил(а)...
– Я сегодня удивился(ась)... (рефлексия)

4. Учитель: Наш урок закончен. Попрощаемся интонацией поезда. (Учитель и дети поют слова «До свидания, ребята!» и «До свидания, учитель!» на интонацию стука колес поезда).

Литература:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка» 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Программа общеобразовательных учреждений. Музыка 1–7 классы: Учебное издание. – М.: Просвещение, 2010. – 141 с.
  4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 1986.