Урок ИЗО "Народные промыслы "Жостово, Гжель, Городец, Хохлома. Их истоки и современное развитие". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


:

  • Образовательная: систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами; составление декоративной композиции.
  • Познавательная: развитие умения выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России, выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка (всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти); закрепление навыков кистевой росписи.
  • Воспитательная: приобщение к народным промыслам посредством собственного творчества; формирование интереса к народным художественным промыслам России, эстетического вкуса и аккуратности в работе.

Ход урока

Творенья русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных,
И чем – то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
                                    (Б. Дубровин)

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка подготовки обучающихся к уроку (баночка с водой, кисти, палитра, тарелочка, салфетка).
Объявление темы урока. Постановка учебной цели.

II. Актуализация знаний

– Ребята, на прошлых уроках вы познакомились с русскими народными промыслами. Скажите, пожалуйста, что такое промысел? (Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение).

– Давайте вспомним, О каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках? (О Гжели, Хохломе, Городце, Жостове)

– Хорошо, мы сейчас проверим, как вы запомнили материал предыдущих уроков.

1. Из какого материала делают эту красоту мастера? (Из дерева.)
2. Главный мотив этой росписи?

3. Какие цвета используют мастера этого промысла? (Мастера используют всего 4 цвета: красный, желтый, зеленый, черный.)

4. А что ещё, ребята, вы запомнили об этом промысле? (Ответы учащихся.)

– Правильно, ребята. Этот промысел очень старинный. Он возник в 17 веке, а первое упоминание о нём ещё идут со времен Ивана Грозного. Изготовляют здесь изделия из бересты, осины, ольхи и липы, их вытачивают на токарном станке. Точёная расписная утварь, так называемая хохломская посуда, широко известна в нашей стране и за её пределами.

(Читает подготовленный ученик):

Хохломская роспись:
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
У красы точеной – сарафан парчовый,
По волнам узоров яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели
В этот несказанный праздничный наряд?
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий -
Всех чудес чудесней наша Хохлома!

1. А как называется этот промысел?

Вот куски металла
Разной формы, цвета,
А на них кусочки
Солнечного лета.
Всё увидел мастер, красками нанёс.
Ну, конечно, это …(Жостовский поднос.)

2. Какие цветы изображали жостовские мастера? (Розы, мак, цвет шиповника – пятилистник, лилия, георгин,– все садовые цветы, крупные. И мелкие цветы: незабудки, колокольчики, анютины глазки, ромашки.)

3. Что такое бликовка? (Свет на листочках и лепестках выполнен белилами.)

3. Что такое привязка? (Мелкие листочки, стебли, бутоны.)

4. Что такое уборка? (Рама для жостовских букетов, мелкий орнамент, объединяющий композицию.)

5. Ребята, что главное в росписи? Это плотные букеты из садовых и полевых цветов. Мастера используют богатую палитру оттенков: голубой, лиловый, красновато-оранжевый, зеленовато-коричневый. Борта подноса «убирают» золотым узором. А что ещё, ребята, вы запомнили об этом промысле? (Ответы учащихся.)

Да, ребята, этот русский художественный промысел возник в начале 19 века в подмосковной деревне Жостове, где много зелени, воды и лугового простора. Отсюда – такое оформление.

(Читает подготовленный ученик):

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев
Лесной подснежник первый,
А жостовские кисти
Нежнее мягкой вербы.

– Ребята, давайте сейчас вспомним ещё об одном народном промысле?

Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (Гжель.)

1. Чем она отличается от остальных? (Всего одна краска.)

2. В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)

3. А что вы можете сказать о цвете? (Цвет Гжели – белый фон и голубая роспись.)

– Ребята, вглядитесь в эти цветы. Они не похожи на настоящие, но вы их узнаете сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе.

(Читает подготовленный ученик):

Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.

1. Что за роспись диковинная такая? (Городецкая.)
2. Какие два цветка любимы мастерами? (Розан и купава.)
3. Чем они отличаются друг от друга? (Формой, центром, размерами.)
4. Какую птицу изображали мастера? (Птица добра и счастья Сирин.)

– Ребята, основа городецкой росписи – в цветах: купавка и розан, зеленые веточки. Мастера предпочитают желтый фон. А что ещё вы знаете об этом народном промысле? (Ответы учащихся.)

(Читает подготовленный ученик):

Есть на Волге город древний,
По прозванью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

III. Практическая работа: роспись тарелочек по выбранному мотиву.

– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Промыслы формировались на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Мягкие породы деревьев, залежи глины, залежи металлов, источники натуральных природных красителей, все эти промыслы продолжают жить и сейчас. И мы с вами сегодня приобщимся к народным промыслам на практике, станем мастерами. Вам нужно будет выбрать один из понравившихся промыслов и расписать тарелочку без предварительного рисунка. Выполняем зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка: всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти. (Показ учителя.) Перед вами образцы народных мастеров, вы можете ими воспользоваться.

IV. Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

(Звучит народная музыка.)

V. Выставка и анализ работ.

Законченные работы выставляются на доске. Производится анализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные школьниками на данном уроке. Выставляются оценки за работу на уроке.
Выходят к доске жостовские «мастера» и показывают свои тарелочки. Остальные оценивают их труд, сравнивая с настоящими изделиями.

VI. Итоги урока

– Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?

– Актуальна эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)

– Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.)

Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней. Закончить сегодняшний урок мне хочется словами эпиграфа:

Творенья русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных,
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.