Цели:
- закрепить умение образовывать числа из десятков и единиц;
- учить решать примеры и задачи в пределах 100;
- закрепить ранее пройденный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово
– Сегодня на уроке мы встретимся с друзьями, которые поведут нас в мир знаний, сказок. Вот один из них.
– Здравствуйте, ребята! Это я. Ваш добрый друг кот Баюн. Приглашаю Вас совершить со мной увлекательное путешествие по сказкам А. С. Пушкина.
– Ребята, но он возьмёт с собой тех, кто очень внимательно будет слушать, решать, отвечать, кто любит сказки. А кто из Вас любит сказки? А вот какие вы внимательные Кот Баюн сейчас проверит.
III. Устный счет
1) Игра «Кто быстрее?»
50 + 8 =
26 – 6 =
9 + 0 =
12 – 7 =
56 – 4 =90 + 7 =
23 – 3 =
6 – 0 =
6 + 9 =
45 + 3 =30 + 5 =
87 – 7 =
0 + 4 =
18 – 9 =
89 – 7 =
2) Поставь нужный знак (>, <, =).
45 – 10 * 45 – 8
18 + 40 * 18 +3023 + 5 * 27 + 5
56 – 4 * 52 – 4
3) Назвать соседей числа 20, 25, 67, 99.
4) Задачи в стихах.
а) Скоро 10 лет Сереже,
Диме нет ещё шести, -
Дима всё никак не может
До Серёже дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Серёжа?
б) Солнце льёт на землю свет.
Рыжик прячется в траве,
Рядом тут же в жёлтых платьях
И ещё 12 братьев.
В кузовок я всех их спрятал.
Вдруг гляжу – в траве маслята,
И 15 тех маслят
В кузовке уже лежат
А ответ у Вас готов,
Сколько я нашёл грибов?
– Молодцы!
– Можно двигаться в путь. Куда же нас привёл кот Баюн? (картина дуба)
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом».
– Он привёл нас к своему дедушке. Этот дуб непростой – волшебный. Очень большие и тяжёлые выросли на нём жёлуди. Мы их сейчас сорвём и отдадим 2 бесенятам. Пусть эти бесенята решат примеры. (2 учащимся дают жёлуди, с обратной стороны которых написаны примеры)
38 + 2 =
28 + 2 =
82 + 8 =
76 + 4 =
50 + 30 =
75 – 5 =
87 – 3 =
46 + 40 =65 + 5 =
39 + 30 =
56 + 6 =
100 – 20 =
90 – 40 =
46 – 4 =
39 – 6 =
87 + 10 =
– А мы с Вами продолжим путь.
– Посмотрите! А кто ещё прячется в ветвях дуба? Ну что это? Ветви не раздвигаются. Нам нужен ключ к отгадке. Сигнальные карточки в этом помогут. (Решение примеров)
91 – 90 =
49 – 3 =83 – 3 =
59 – 3 =59 – 30 =
36 – 20 =36 – 2 =
49 – 30 =
– Вот мы и нашли ключик, раздвинем листву. Кто это? (Русалка)
«Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…»
– А куда исчез кот Баюн? Кто нас дальше поведёт по сказке? Что это? (Яблоко)
– А оно, ребята, не простое, золотое и волшебное. А это что? Письмо. Что тут написано?
«Попадёт яблоко тому в руки и тогда, когда Вы выполните это задание».
Задание: 7 богатых, 7 румяных усачей из сказки Пушкина решили сыграть в футбол. Но они никак не могут разделиться на 2 команды. Помогите! Выполните состав числа 7. Разделите богатырей на 2 команды.
– Молодцы! Волшебное яблоко попадёт в руки молодой царевне.
Физкультминутка
«Но царевна молодая,
До зари в лесу длуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела».
– Что это?
«Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная
Да затейница, какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые…»
– Посмотрите, какая грустная белочка? Мы сейчас потихоньку подойдём к белочке. Отчего она такая грустная? Всё потому, что не может сосчитать, сколько орешек осталось у ней?
Задача: Белочке сначала дали 50 орешек, затем ещё 40. 30 орешек она съела. Сколько осталось у ней орешек?
– Ребята, что это? (Море)
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…»
– А кому хочется прокатиться на этом корабле? Вот мы и все вместе поплыли:
«Мимо острова крутого
Мимо города большого
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят…»
– Нас приглашают в гости. Мы сейчас будем высаживаться на берег. И нас встречает, ребята, ещё одна сказка. Послушайте:
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою».
– Эта рыбка простая. И у Вас такие же. Вы должны сделать так, чтобы рыбки были красивые, золотые. (Решение примеров на рыбке)
73 – 35 =
69 + 17 =
68 + 14 =
32 – 18 =62 – 24 =
19 + 35 =
71 – 38 =
87 + 13 =
(Дети закрывают глаза после проверки примеров, меняется рыбка)
– Откройте глазки. Вот теперь мы, как в сказке.
– Ребята, Вы только не думайте, что старик совсем не ловил рыбу. Послушайте про него задачу:
Задача: Старик в один день поймал 18 рыб, во второй день на 4 больше. Сколько рыб поймал старик за два дня?
– Сколько у Вас получилось? А как же нам узнать правильно или нет, мы решили?
– Давайте спросим об этом зеркальце!
«Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду доложи
Не скрывая, в тот же миг
Сколько рыб поймал старик?»
Ответ:
«Я отвечу, спору нет,
Что старик поймал на море,
40 рыбок, но не боле». (Показать зеркало с цифрой 40)
– А сейчас, самое время отдохнуть. Нужно поискать место для отдыха.
– Какой красивый сказочный дом! В нём мы и отдохнём. Но нас не пускают туда стражники. Нужно показать письмо, т. е. разрешение.
IV. Работа в тетрадях (самостоятельно)
1) Записать только ответы (карточки, по одной на парту)
15 + 4 =
19 – 6 =9 + 9 =
18 – 8 =0 + 20 =
13 – 6 =11 – 2 =
8 + 4 =
2) Измерить полоску и начертить отрезок. Взаимопроверка.
3) Решить задачу:
У царя Дадона было 13 стражников, 6 стражников он отпустил. Сколько стражников осталось?
– Молодцы! С заданием справились.
V. Что это плывёт по морю? Бочка! Давайте попробуем, чтобы волна вынесла бочку на берег.
Физкультминутка
«И послушалась волна
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько…»
– Ребята, как вы думаете, кто в ней? (Царь Гвидон с матушкой)
– А теперь, ребята, давайте поможем работнику Балде быстро взять оброк у бесенят, назвать нужно геометрические фигуры.
– О, чудо! Бочка раскрылась. Мать и сын на воле. Они и все герои сегодняшнего урока говорят Вам спасибо за работу.