Идея создания школы для родителей «Мир читающей семьи», которая объединяет усилия детского сада, библиотеки и семьи в работе с детской книгой, возникла не случайно. В жизни общества, какие бы изменения оно не претерпевало, есть непреходящие ценности, забвение или игнорирование которых грозит обществу катастрофой. Главная из таких ценностей – дети.
Ведущие педагоги всегда поднимали вопросы взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Сухомлинский В.А. выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы маленький ребенок, только, что пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым...
В этом сложном процессе становления Человеком немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, как найдет свое место, то единственное место, где человек только и может чувствовать себя хорошо, может реализовать свои потенциальные возможности и получить удовольствие от этой реализации.
Каждый взрослый, каждый педагог знает, что самую главную и важную роль в воспитании и обучении ребенка, в том, каким он станет, во многом зависит от семьи, семейного воспитания.
С рождения ребенка окружает его семья – первое сообщество, в котором он получает азы правил общения. Родители – главные люди в жизни ребенка, благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается. Родители выводят ребенка в социум и дают первые представления об обществе и о мире вообще.
Тем не менее, у современных родителей наблюдается постоянный недостаток времени для знакомства ребенка с театром, библиотекой, достопримечательностями города, с окружающей природой.
По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран телевизора или компьютера 28 часов в неделю, это по 4 часа в день, что во много раз превосходит время их общения с взрослыми. По данным статистики, 50% россиян за последние несколько лет не читали художественную литературу, а из тех, кто читал, только 9% опрошенных брали книги в публичных библиотеках, 48% взрослого населения праздники и праздничные дни проводят, не отходя от телевизора.
Беседы с детьми и опросы родителей дошкольников подтвердили, что у большинства наших воспитанников любимые занятия и игры дома – это игры за компьютером, игровыми приставками. Детей не заинтересовывают познавательные передачи, передачи о животных, о путешествиях, единицы отмечают интерес к слушанию художественных литературных произведений. Это явление объясняется слабым развитием у детей внимания, незаинтересованностью родителей в организации детской деятельности дома, или нехваткой знаний для этого.
Ни для кого не секрет, что открыть и объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир взаимоотношений, развить мышление, воображение, обогатить эмоции, дать прекрасные образцы русского литературного языка, способна – книга.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.
Вопрос детской литературы и детского чтения вот уже несколько веков в центре внимания. Но, не смотря на это, в современном обществе книга постепенно отходит на второй план её теснит телевидение и компьютер.
Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Ребенок – дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению – все это во власти взрослого.
Да, читают родители детям книги, но как-то не так, нет того интереса, искорки в глазах детей от прочитанного. Может быть не те книги? (непонятные, недоступные детям по содержанию? Объёму?) А куда же пропали традиции? Наши, русские? Когда вся семья, сидя у тёплого камина, читала книги. И все слушали, обсуждали, высказывали свои мысли, мнение о прочитанном.
Детский сад – первая ступень в системе образования растущего поколения. Мы считаем, что если педагоги и родители объединят свои усилия, то они смогут обеспечить детям не только интересную жизнь в детском саду и дома, но и успешную социализацию в обществе за пределами детского сада и семьи.
Тесное сотрудничество с работниками детской городской библиотеки, совместное решение задач социализации детей дошкольного возраста побудило нас к вовлечению родителей семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс и созданию школы для родителей «Мир читающей семьи», целью которой является возрождение традиций семейного чтения. Ведь именно традиции являются ценным средством воспитания. Когда взрослый постоянно приобщает ребёнка к существующим традициям и создаёт условия для сопереживания, участия в них, то воспитательная сила традиций значительно возрастает.
Цели и задачи школы для родителей «Мир читающей семьи»
Цель: возрождение традиций семейного чтения и пропаганда среди родителей ценности дошкольного детства, полноценного и правильно организованного развития детей.
Основными задачами школы являются:
- повышение педагогических знаний родителей в вопросах социального развития, социальной адаптации детей дошкольного возраста через активные формы взаимодействия детского сада и детской городской библиотекой;
- организация совместной деятельности родителей с детьми во взаимодействии ДОУ и библиотеки;
- знакомство родителей со способами приобщения детей дошкольного возраста к литературе в условиях семьи;
- привлечение участников школы «Мир читающей семьи» к ресурсным возможностям детской библиотеки в развитии интереса детей к литературе и навыков социального общения;
- ознакомление родителей воспитанников с новинками и жанрами детской литературы, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли художественной литературы в полноценном развитии ребенка.
Условия реализации работы Школы
Занятия Школы проводятся 1 раз в месяц педагогами ДОУ совместно со специалистами библиотеки.
День и время проведения занятий назначаются по договоренности сторон в помещении ДОУ или библиотеки.
Формы проведения занятий Школы:
- консультации;
- беседы, обсуждения, диспуты;
- обучающие семинары-практикумы;
- уроки библиографической грамотности;
- круглые столы;
- обзоры и выездные выставки книг.
Материалы занятий и обсуждаемые вопросы оформляются в виде информационных листов, рекомендаций на стенде для родителей и в папке «Для Вас, родители»
Рекомендации для педагогов по созданию условий для
эффективной работы
школы для родителей «Мир читающей семьи»
Для организации эффективной работы школы для родителей «Мир читающей семьи» необходимо соблюдение ряда условий:
Обязательное взаимодействие дошкольного учреждения и детской городской библиотеки: заключение между ними договора о сотрудничестве;
- Оформление библиотеки в детском саду;
- Разработка положения о школе, в котором необходимо определить цели, задачи, условия реализации работы школы, права, обязанности участников и руководителей школы;
- Разработка перспективного планов школы для родителей «Мир читающей семьи», в которых необходимо определить сроки работы школы, направления, задачи, мероприятия, направленные на педагогическое просвещение родителей. Занятия с родителями проводить один раз в месяц в различных формах: консультации, беседы, встречи за круглым столом, семинарские занятия и т.д. совместно с работниками библиотеки;
Остановимся подробнее на некоторых условиях.
Оформление библиотеки в детском саду.
При оформлении библиотеки детского сада желательно собрать разнообразные жанры произведений художественной литературы, а так же книги и журналы познавательного характера различной тематики, методическую литературу не только для детей, но и для взрослых. Это даст возможность детям научиться самостоятельно, выбирать книги, ориентироваться в их многообразии, выработку навыков поведения в общественных местах, а родителям представится большая возможность самостоятельно находить материал, который окажет помощь в воспитании их детей. Для этого завести на каждого читательские формуляры, все книги занести в картотеку, чтобы была возможность быстро найти нужную книгу для чтения.
В библиотеке детского сада мы так же предлагаем отвести место для игр, уединения, чтения, рассматривания книг и журналов.
Для создания библиотеки в детском саду с большим ассортиментом книг и журналов для детей дошкольного возраста предлагаем провести акцию для родителей ДОУ «Умные книжки – умным детишкам» и привлечь родителей к созданию библиотеки (оформление картотеки, книжных разделителей, реставрация книг).
Для посещения родителями библиотеки ДОУ необходимо определить график работы библиотеки (один раз в неделю в вечернее время), где родителям вместе с детьми предоставляется возможность провести время с пользой выбрать понравившуюся книгу для чтения дома, полистать и найти много интересного в красочных журналах и т.п.
Организация занятий
Занятия в школе для родителей «Мир читающей семьи» рекомендуем поводить один раз в месяц. Предлагаем разнообразные формы проведения занятий: уроки библиографической грамотности; консультации; семинары-практикумы; беседы за круглым столом (Приложение 1). Занятия в школе для родителей можно организовать не только в детском саду, но и в стенах детской городской библиотеки, где ведущая роль на занятиях отводится библиотекарям.
Организуя занятия школы в детской городской библиотеке, родители воспитанников имеют возможность познакомиться с новинками библиотеки, где их вниманию предлагаются выставки, обзоры детских книг.
Во время подготовки к занятиям не забывайте учитывать интересы своих воспитанников и их родителей. Темы занятий выбирайте не случайные, а именно те, которые более волнуют родителей.
Материалы занятий, обсуждаемые и интересующие родителей вопросы можно оформить в виде информационных листов, рекомендаций, советов, буклетов, как на стенде, так и в папке «Для Вас родители». Это даст возможность родителям, не присутствовавшим на занятии школы самостоятельно познакомиться с обсуждаемыми темами.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно – помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, формировании ценной жизненной ориентации.
Принимая активное участие, и посещая занятия в школе для родителей «Мир читающей семьи», родители уже становятся не созерцателями и сторонними помощниками, а равноправными партнерами в деле воспитания ребенка. Учитывая огромное влияние авторитета родителей на детей, их желание чаще быть рядом с мамами и папами, мы стали больше привлекать родителей и к участию в совместных мероприятиях наравне с воспитателями и детьми. Например, занятие-беседу с детьми о библиотеке проводила мама одного из воспитанников группы, которая сама работает библиотекарем. Теперь уже родители вместе с детьми готовятся к литературным викторинам, чтобы участвовать в семейном литературном конкурсе «Мама, папа, я – читающая семья». Это своеобразное семейное дефиле, где семейные команды покажут свою эрудицию в знании литературы. Одновременно это и возможность пополнить опыт общения с разными людьми, повысить уверенность детей в своих силах.
Новые подходы к сотрудничеству с родителями позволят создать атмосферу доверия, открытости общения, взаимного уважения. Творческий союз воспитателей и родителей необходим, ведь это они развивают в ребенке ум и характер. Проектируют будущего человека.