Цели:
- Систематизировать знания обучаемых о причинах возникновения денег и их основных функциях. Рассмотреть взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим уровнем цен. Изучить последствия инфляции.
- Способствовать развитию памяти, речи, внимания, а также умения анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать.
- Убедить студентов в практической, жизненной значимости изучаемой темы.
Тип урока: комбинированный
Форма организации урока: групповая, фронтальная
Методы обучения:
- Словесные (рассказ, беседа)
- Наглядные (наблюдение)
- Практические (ситуационный анализ)
Материально-дидактическое оснащение:
- Дидактические материалы (кейс-стади, проблемные ситуации, оценочные листы, презентация, фрагмент из фильма «Мастер и Маргарита»)
- Оборудование: проектор, персональный компьютер, экран.
Пояснительная записка
Урок: данная тема достаточно сложна для понимания. Наиболее сложным является уяснение причин и последствий инфляции. Поэтому важны оба компонента урока – объяснение материала и его закрепление с помощью специальных упражнений и заданий.
Все вышесказанное определило замысел проведения урока в виде погружения в проблемную ситуацию и последовательного решения возникающих в ней задач (метод ситуационного анализа)
Понятия, которые должны быть усвоены обучаемыми в ходе урока:
– инфляция спроса;– инфляция;
– инфляция предложения;
– умеренная инфляция;
– галопирующая инфляция;
– гиперинфляция
Практическая значимость урока видится в том, что разработка урока «Деньги их функции, инфляция» может быть использована преподавателями и методистами средних школ, учреждений начального и среднего профессионального образования.
Урок состоит из 5 этапов:
- Организационный
- Актуализация знаний, через погружение в ситуацию
- Объяснение нового материала и его осмысление обучающимися.
- Рефлексия
- Подведение итогов
Ход урока
1 этап. Организационный
Организация деятельности, определение места урока в осмыслении темы, мотивация. На презентации слайд с названием темы.
Преподаватель: На сегодняшнем уроке попытаемся осмыслить проблему денег и инфляции.
Деньги раньше всех прочих феноменов хозяйственной жизни привлекли к себе внимание человеческой мысли.
Начиная с Платона и Аристотеля и по сегодняшний день, этой проблеме посвящено более 12000 специальных работ. И тем не менее феномен денег остается во многом загадкой. Афоризм нашего урока «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствование о сущности денег» Уильям Ю. Гладстон премьер министр Великобритании
Деньги это самый знакомый механизм, известный нам с раннего детства, с первой купюры.
Между тем на самом деле, большинство из нас знает о денежном мире крайне мало. Все его законы ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но между тем, некоторые представления о законах денежного мира необходимы каждому, чтобы не делать досадных ошибок, и грамотно инвестировать свои сбережения.
На прошлых уроках мы рассмотрели происхождение, функции и виды денег, изучили уравнение количественной теории денег и ввели понятие инфляции. На презентации цель урока.
Главная задача сегодняшнего урока – выяснить, какое влияние может оказать изменение количества денег в обращении на общий уровень цен в экономике и каковы последствия инфляционных процессов.
Работать будем по группам (4–5 чел.). В каждой группе есть свой лидер, который организует её работу и оценивает работу каждого в группе по заданным критериям.
2 этап. Актуализация знаний, через погружение в ситуацию, работа с кейс-стади по группам.
Преподаватель: чтобы повторить материал предыдущего урока – вам нужно поработать с кейс-стадии. Прочитать материал и ответить на вопросы составленные по его содержанию.
Для кейс – стадии взят отрывок из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Надеюсь, вы все знакомы с творчеством М. Булгакова и читали его главную книгу, созданию которой он отдал последние годы своей жизни. Знаете его главных героев.
Отрывок взят из 12 главы романа «Чёрная магия и её разоблачение». Если не все из вас читали роман, то фильм, наверняка, смотрели многие.
И сейчас на экране представлен фрагмент из фильма «Мастер и Маргарита», где Воланд со своей свитой проводит сеанс чёрной магии в Москве со зрителями варьете.
Показ кадра из кинофильма «Мастер и Маргарита».
После просмотра фильма, речь о котором и пойдет в кейс-стади, вы должны прочитать материал и ответить на вопросы, составленные по содержанию данного отрывка. Вопросы обсуждаете в группах и формулируете варианты ответов в течение 5-7 мин.
Преподаватель: Итак, почему, как утверждал Воланд, «легкомысленное» человечество любит деньги и из кожи, и из бумаги, и из бронзы, и из золота?
Каждая группа, отвечая на этот вопрос, вспоминает основные функции денег и их роль в экономике.
Преподаватель: Переходим ко второму вопросу.
Оказавшись на их месте, вы стали бы смотреть сквозь эту бумагу на свет?
Отвечая на вопрос, обучающиеся должны объяснить, как отличить настоящие купюры и монеты от подделанных.
Преподаватель: Важным условием существования денег является контроль над правом их эмиссии. Поэтому выпуск денег монополизирован государством, выпуск денег частными лицами карается законом.
Преподаватель: В романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» речь идёт о червонцах. Что это за денежный знак и когда он появился в России? Презентация слайды с червонцами.
В романе «Мастер и Маргарита» речь идет о исторических событиях которые Россия переживала в 20–30 годы 20 века. В первой половине 20 годов было полное разрушение денежной системы. Достаточно вспомнить кадры из кинофильма «Свадьба в Малиновке», где один из бандитов пытался купить серебряный крестик за собственные нарисованные деньги. Деньги печатали и рисовали все кому не лень, поэтому они и не имели большой ценности.
С 1922 года Государственный банк стал печатать червонцы о которых и идет речь в романе. В обращение вышли банковские билеты номиналом 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев. Все они были белого цвета, поэтому и падали как белые бумажки. Червонцы выпускались и монетами.
Сегодня золотые монеты 1923–1925 г.г. – самые редкие советские монеты. Большая их часть была использована для расчетов с другими государствами. Только незначительное число этих монет осталось в коллекциях музеев и частных лиц. Поэтому их коллекционная стоимость сейчас очень высока.
А какие денежные знаки есть в ваших семейных коллекциях?
Ряд студентов демонстрирует монеты, купюры, которые сохранились в семейных коллекциях, рассказывают об их истории.
Преподаватель: Любопытно, что издавна деньги стали играть и роль своеобразных памятников – трудно найти в истории правителя, который смог бы удержаться от искушения изобразить свой облик на выпускаемых в его стране деньгах.
Теперь снова возвращаемся к кейс-стади. По сюжету романа Фагот прекращает денежный дождь, внезапно дунув в воздух.
Кадры из фильма показывают на экране
А что произошло, если бы каждому гражданину страны Воланд действительно раздал по одному миллиону червонцев?
Отвечая на вопрос, группы должны дать определение инфляции.
Преподаватель: Увеличилась бы денежная масса в обращении, а ее увеличение необходимо в том случаи, если растут объемы производства и реализация товаров и услуг, Если безудержно наращивать выпуск денег, обгоняя темпы роста реального объема производства экономических благ, тогда возникает инфляция и покупательская способность денег падает.
Презентация слайды с определением инфляции
Инфляция – процесс двусторонний. Рост цен, с одной стороны, вызывает обесценивание с другой. Это двуединый процесс общего повышения цен и обесценивания денег.
3 этап. Объяснение нового материала и его осмысление обучающимися. Презентация слайды с видами инфляции
Приложение, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Преподаватель: объясняет ползучую, умеренную, галопирующую и гиперинфляцию.
Презентация слайды с инфляций спроса и инфляцией издержек.
Преподаватель: С точки зрения причин различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.
Инфляция спроса (график).
Инфляция издержек (график). Инфляция издержек связана с ростом издержек производства (рост номинальной з/п, цен на сырьё, энергию, топлива, транспорт). В результате чего фирмы вынуждены напрямую повышать цена на свою продукцию, либо сокращать объемы производства, что вызывает дефицит и рост цен.
Наглядно это можно увидеть на примере связки «розничные цены -заработная плата». Когда профсоюзы требуют повышение з/п, руководство идет на повышение з/п, увеличивая тем самым свои издержки компенсировать которые можно повышением цен. В итоге рост цен становится как бы самоподдерживающим и его темпы неуклонно растут. Это явление связано опасностью для общества войти в так называемую инфляционную спираль з/п и цен, когда каждое новое увеличение з/п (компенсирующее инфляцию) вызывает (через растущие издержки) очередной виток цен.
Как вы думаете, какую инфляцию спровоцировал бы Воланд в стране?
Учащиеся отвечают на вопрос
Преподаватель делает обобщение: Началась бы инфляция спроса, когда слишком большое количество денег охотится за малым количеством товара.
Сейчас поразмышляем над таким вопросом: Каким образом сильная инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции?
Каждая группа вытягивает бланк с одной из функций денег и отвечает на данный вопрос. Желательно приводить примеры из личного опыта, которые демонстрируют, как российская инфляция помешала рублю выполнять свои основные функции.
Преподаватель обобщает высказывание учащихся
Преподаватель: Понятно, что инфляция – явление неприятное, и сталкиваясь с очередным повышением цен, никто особой радости не испытывает.
Подумайте, каковы последствия инфляционных процессов. Представители групп делают небольшой отчёт, приводя необходимые аргументы.
Преподаватель: Из ваших высказываний можно сделать следующие выводы: Презентация слайд с последствиями инфляции
- во-первых, инфляция снижает жизненный уровень в стране. Люди боятся инфляции из-за того что она обесценивает доходы и снижает жизненный уровень. В 90-ые годы Россия в полной мере узнала горький смысл этой проблемы. За период правления Ельцина у нас произошло массовое обесценивание денег чего не было в истории России еще никогда.
В особой мере инфляция бьёт по бюджетным отраслям (учителям, врачам, пенсионерам, студентам) чьи фиксированные доходы повышаются медленнее, чем стоимость жизни.
- во-вторых, происходит перераспределение доходов в обществе. В пользу предприятий монополистов (нефтяных, энергетических, железнодорожных), которые завышают тарифы и цены на свою продукцию, присваивая повышенные доходы. В пользу финансовых структур, которые наживаются за счет грабительских процентов (заниженных по депозитам и завышенных по кредитам). В пользу теневой экономики, которая недоплачивает в бюджет налоги.
- в-третьих, понижается общая эффективность экономики. Денежные знаки теряют свою силу, перестают выполнять свои функции, вытесняются твердой иностранной валютой, при гиперинфляции хозяйственные связи рвутся, вызывая спад производства, банкротство, депрессию.
Последствия инфляции проецируются на экран, и обучаемые делают и записывают в рабочие тетради.
Преподаватель: Во время второй мировой войны Германия и Великобритания вынашивали планы применения бумажного оружия. Оба государства хотели напечатать большое количество денежных знаков и выбросить их над территорией противника. Почему это могло оказаться эффективным оружием? Текст ситуации и вопроса на слайде.
Обучаемые обсуждают этот вопрос, приходят к выводу, что это вызвало бы инфляцию со всеми вытекающими последствиями. Избыточное количество денег в обращении привело бы к сильнейшей инфляции и, как следствие, к полному расстройству экономики. Как говорят, достаточно разрушить экономику страны и военные действия уже не нужны.
4 этап. Рефлексия «Игра со шляпами»
Преподаватель: В начале урока методом жеребьевки каждая группа выбрала себе «шляпу» определенного цвета. Сейчас мы на время представим, что вы надеваете эти шляпы и начинаете анализировать урок.
Белая шляпа: информация. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Что вы узнали нового на уроке, какие новые, понятия, явления, какая еще информация вам необходима и как нам ее получить.
Желтая шляпа: преимущества, «плюсы»
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон урока. Зачем вам необходима эта информация.
Черная шляпа: – недостатки, «минусы»
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые положения на уроке.
Красная шляпа: эмоции, чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у вас появляется возможность высказать свои чувства относительно рассматриваемого проблемы, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствовал на уроке рассматривая данную проблему? Комфортно было или нет.
Синяя шляпа: размышления, управление процессом. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги. Эту шляпу с вашего разрешения одену я.
Учащиеся высказывают своё мнение, преподаватель делает обобщение.
5 этап. Подведение итогов урока
Преподаватель: Работая в группах, каждый из вас внес свой вклад для достижения высокого результата. Сейчас лидер группы проанализирует работу каждого из вас, и выставит оценку соответственно приложенным усилиям.
Со своей стороны, хочу вам дать несколько советов. Во-первых, что касается темы урока. Никогда не превращайте деньги в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бекон высказал замечательную мысль «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относится к данной экономической категории.
Вы должны понимать, что образование не должно быть узкопрофильным и специализированным. Как Вы думаете, зачем в Царскосельском лицее (которому нынче исполняется 200 лет) все обязательно изучали древнюю латынь? Скорее всего, в реальной жизни этот язык большинству лицеистов вряд ли пригодился. Но у них было свободное, объёмное мышление! И только широкое образование позволяет нам быть вариативными, мобильными, востребованными.
На следующем уроке мы поговорим об антинфляционных методах. Потому домашнее задание: Сформулируйте основные средства борьбы с инфляцией и осмыслите антиинфляционные методы применяемые в настоящее время в России.